Программа по физическому воспитанию и развитию детей 3-4 года
Автор: инструктор по физической культуре Бабаревич Наталья Александровна .
МБДОУ детский сад № 19 «Топотушки» комбинированного вида город Берёзовский, Кемеровская область .
Рабочая образовательная программа дошкольного образования по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (3-4 года)
Рабочая программа является общеразвивающей программой физкультурно-оздоровительной направленности. Программа предусматривает освоение содержания основной образовательной программы дошкольного образования, дополняет ее и способствует гармоничному физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой. Программа составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательной области «Физическое развитие.
Файл:Рабочая образовательная программа
Пояснительная записка
Рабочая программа является общеразвивающей программой физкультурно-оздоровительной направленности. Программа предусматривает освоение содержания основной образовательной программы дошкольного образования, дополняет ее и способствует гармоничному физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой.
Программа составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательной области «Физическое развитие», где приоритетом является приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
• двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
• развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
В программе предусмотрены основные принципы ФГОС ДО:
• принцип активного и полноценного проживания ребенком всех этапов детства;
• принцип наглядности;
• принцип непрерывности процесса физического воспитания;
• принцип последовательности построения системы занятий.
Методологическую основу рабочей программы составляют педагогические научные разработки по интеграции двигательной и познавательной деятельности с учетом личностно-ориентированного и индивидуального подхода (В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера).
В содержании заложены амплификация детского развития (обогащение развития ребёнка как личности) А.В. Запорожца – максимальное обогащение содержания специфически детскими формами игровой практической деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств, а также развития у ребёнка потребности в движении (двигательной инициативы).
Педагогической целесообразностью Программы являются перспективные инициативы в физическом развитии детей, связанные с безопасной здоровьесберегающей образовательной средой и социально – значимыми ценностями.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основополагающим компонентом программы является учет возрастных особенностей детей 3 – 4 лет: трехлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.
К четырем годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке (руки в стороны), ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд), перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. — всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой). Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений. Дети этого возраста ориентируются в значительной мере на оценку педагога.
В содержательной части программы отражены все программные основные виды движений: построение, перестроение, ходьба, бег, равновесие, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание, лазание, спортивные упражнения. Значительная роль отведена подвижной игре. Подвижные игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений. В них воспитываются такие качества личности как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, которые косвенно влияют на речевое развитие ребенка.
Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей, в условиях дошкольной образовательной организации.
Рабочая программа учитывает направления ФГОС ДО, где одним из требований является «взаимодействие с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством образовательных проектов и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС ДО, раздел 3, статья 3.2.5).
Участие родителей в физкультурных праздниках, эстафетах, спортивных состязаниях отражено в содержании образовательной деятельности.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создание условий для освоения ребенком физических навыков и умений в двигательной деятельности.
Задачи:
• формирование устойчивого интереса и потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями)
Значимые характеристики программы
Рабочая программа состоит их трех разделов: целевого, содержательного, организационного.
В целевом разделе отражены вопросы целеполагания, постановки задач, основные подходы и принципы к физическому развитию дошкольников, возрастные особенности.
Содержательный раздел представлен в табличном варианте, в виде годового еженедельного планирования образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников.
Новизна заключается:
• в интеграции тем, видов, форм образовательной двигательной деятельности;
• в добавлении раздела «Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельной двигательной деятельности», с четким определением того, что освоил ребенок в ходе каждого занятия, каково его индивидуальное развитие в процессе самостоятельного выполнения двигательных заданий, упражнений, игровых действий;
• в определении целевых ориентиров по каждой конкретной теме.
На каждый месяц определена единая цель и основная задача. Цель и задача месяца реализуются через конкретное содержание, которое прописано в теме недели.
За учебный год дети осваивают более ста основных движений, 78 подвижных игр.
В программе представлена модель мониторинга. В декабре предусмотрен промежуточный мониторинг, в мае – контрольный. Мониторинг включает в себя качественные показатели освоения элементов техники основных движений, примерный протокол проведения диагностики развития двигательных качеств у детей 3-4 лет.
В содержательном разделе представлена технологическая карта.
Содержание психолого – педагогической работы составлено в виде рекомендаций воспитателю. Рекомендации предусматривают преемственность и единый подход к игровой двигательной деятельности, к проведению подвижных игр в повседневной жизни.
Организационный раздел включает в себя методическое обеспечение образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
Результатом реализации рабочей программы являются целевые ориентиры:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Список литературы
- Абдульманова Л.В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.
- Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов-на-Дону: Изд – во РГПУ, 2005.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные упражнения в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.
- Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2000.
- Алексеева Н.П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. – М: «Просвещение».
- Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник 21 века», М., 2000 г.
- Бойд Кит М., Осборн Кевин Воспитание малышей и дошкольников — Москва, Терра-Книжный клуб, 2001 г.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.пед.учебн.заведений.- М.: Изд. Центр «Академия»,1998.
- Быкова А.И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с. – М.: АПН РСФСР, 1961.
- Викулов А.Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 1996 г.
- Гориневский В.В., Марц В.Г., Родин А.Ф. Игры и развлечения: Сборник, 3 изд, перераб. и дополн. – М.: Молодая гвардия, 1924.
- Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
- Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
- Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Дошкольное воспитание. 1993, № 9.
- Карпухина Н.А. Физическая культура. Утренняя гимнастика : практич. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж : ЧП Лакоценин С. С, 2008
- Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. -М., 1998.
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1974.
- Киноман А.В., Осокина Т.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1984.
- Киноман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры», М., 1995 г.
- Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М: Педагогика, 1978.
- Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. – Москва 2008.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления».- М.,2000 г.
- Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2002.
- Лисицкая Т.С.,Новикова Л.А. Физическое развитие дошкольников. Учебно-методическое пособие для подготовки к школе— Москва, АСТ, Астрель, 2014 г.
- Литвинова Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
- Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет: — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2008 г.
- Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя. — Мн.: Нар. Асвета, 1989.
- Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
- Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр/Дошкольное воспитание. – 1997 №3.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 1985.
- Пензулаева Л.И. «Методика проведения подвижных игр» – М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
- Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» Вторая младшая группа. – М:Владос,2001г.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2003.
- Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников — Москва, Детство-Пресс, 2011 г.
- Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М.: тип. А. А. Карцева, 1884.
- Покровский Е.А. Игры на развитие ловкости. Коллекция русских детских игр — Санкт-Петербург, Сфера, 2010 г.
- Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
- Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2009 г
- Токарева Т.Э. Мониторинг физического развития детей. Вторая младшая группа — Санкт-Петербург, Учитель, 2012 г.
- Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
- Уорнер Пенни 160 развивающих игр для детей до 3 лет — Москва, Попурри, 2009 г.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.