Детское экспериментирование — путь к познанию мира
Автор: воспитатель Лиджи-Горяева Джиргал Монголовна.
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» город Надым.
Файл:Статья
«Познание начинается с удивления» — Аристотель
Введение
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с раз¬личными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разби¬рают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (то¬нет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключа¬ется в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ре¬бенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необ¬ходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Пер¬воначально дети учатся экспериментировать в специально орга¬низованных видах деятельности под руководством педагога, за¬тем необходимые материалы и оборудование для проведения опы¬та вносятся в пространственно-предметную среду группы для са¬мостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
а) максимальная простота конструкции приборов и правил обраще¬ния с ними.
б) безотказность действия приборов и однозначность по¬лучаемых результатов.
в) показ только существенных сторон явле¬ния или процесса.
г) отчетливая видимость изучаемого явления.
д) воз¬можность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
B процессе экспериментирования ребенку необходимо отве¬тить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы поче¬му я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном образовательном учреж¬дении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить де¬тей с конкретными исследовательскими методами, с различны¬ми способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт — постройку, сказку, насыщенный запа¬хами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие прояв¬ления с эстетическим развитием ребенка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) зани¬мает особое место в системе разнообразных знаний об окру¬жающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, рег¬ламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздей¬ствует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска при¬чины того или иного физического явления, мы создаем пред¬посылки формирования у него новых практических и умствен¬ных действий.
Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словар¬ного запаса и обогащение речевого общения на основе куль¬турных норм.
Актуальность проекта:
В возрасте 6-7 лет дети еще не могут оперировать полноценными знаниями, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Цели проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Тип проекта: познавательно-экспериментальный.
Длительность:Сентябрь 2016– Декабрь 2016 года (краткосрочный).
Ожидаемый результат:
Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
Развитие наблюдательности, любознательности.
Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
В основу исследования положена следующая гипотеза: реализация данного проекта будет способствовать оптимизации развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Так как реализация основной общеобразовательной программы внедряемой в МДОУ «Детский сад «Белоснежка» предполагает активное использование проектного метода при организации образовательного процесса, основным при работе с воспитанниками был определён проектный метод. Реализация проекта «Юные исследователи» позволяет решать задачи основной общеобразовательной программы в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методологической основой проекта являются исследования Н.Н. Подъякова, описанные в работе «Умственное воспитание детей дошкольного возраста». В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей автор выделяет экспериментирование, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», — отмечает Н.Н. Подъяков.
При работе над проектом использовались пособия следующих авторов: Фрейдкина И.С. «Ознакомление с неживой природой», Рыжовой Н.А. «Экологическое воспитание в детском саду», Дыбиной О.В. «Ребёнок в мире поиска», Акимовой Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром».
Для реализации проекта «Юные исследователи» не требуется создания специальных условий вне группового помещения. Познавательно-исследовательская деятельность может осуществляться как в условиях групповой комнаты, так и в специально-оборудованном помещении (например, Центре поисково-исследовательской деятельности).
Заключение
Технологичность проекта. Данный проект может быть использован в других дошкольных образовательных учреждениях, так как не требует от педагогов дополнительных финансовых вложений. Учёт возрастных особенностей. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста и соответствует возрастным возможностям воспитанников 6-7 лет.
Список используемой литературы
1. Афонькина, Ю.А. ФГТ в ДОУ. Мониторинг качества освоения программы вторая младшая группа[Текст]/ Ю.А.Афонькина.- Волгоград, Издательство: «Учитель», 2012.
2. Баранова, Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. [Текст] / Е.В.Баранова.-г. Ярославль: «Академия развития», 2009.
3. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Комплексно-тематическое планирование вторая младшая группа ФГТ[Текст] / Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. — Издательство: «Учитель»,2012.
4. Галанов, А.С. Развивающие игры для малышей [Текст] / А.С. Галанов. – «АСТ-Пресс», 2006.
5. Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада[Текст] / О.В.Дыбина. — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
6. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В., Неизведанное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников[Текст] /, О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина, — М.: 2011.
7. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности[Текст] / Т.С. Комарова.- М.: 2011.
8. Мурудова,Е.И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром[Текст] / Е.И. Мурудова. – «Детство-Пресс», 2010.
9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду[Текст] / С.Н. Николаева.- М.1999.
10. Новицкая, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст] /О.А.Новицкая. Санкт — Петербург: 2010.
11. Павлова,Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром [Текст] /Л.Ю.Павлова. — Издательство: «Мозаика-Синтез», 2011.
12. Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Л.Ю.Павлова. — Екатеринбург.:1995.