Проект Путешествие по русским народным сказкам
Автор: старший воспитатель Силянкина Анастасия Валерьевна.
МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» города Гурьевска Кемеровская область, Гурьевский район, город Гурьевск.
Проект «Путешествие по русским народным сказкам»
Файл:Проект
Формирование у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов
Актуальность проекта
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В последнее время у детей часто встречаются проблемы со связной речью, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. В этом и заключается актуальность данной проблемы. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать загадки по русским народным сказкам и составлять свои загадки по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
Цель: Формирование у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Закрепить знание содержания сказок.
2. Сформировать желание быть похожими на положительных героев.
3. Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
5. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с летними русскими народными сказками, будут знать их содержание.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ своего героя.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
• формулировка цели и задач проекта;
• составление плана реализации проекта «Путешествие по русским народным сказкам»;
• чтение русских народных сказок дома и в саду;
• рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»;
Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (фланелеграф, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый, деревянный); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
Основной:
• знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
• просмотр мультфильмов по сказкам;
• чтение стихов про героев сказок;
• инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
• разучивание потешек;
• дидактические игры;
• рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
• загадывание загадок по сказкам;
• рассматривание альбомов сказок, потешек;
• подвижные игры;
• раскрашивание персонажей сказок;
• выполнение коллективной аппликации по сказке «Теремок»;
• выполнение аппликации «Репка»;
• выполнение лепки (пластилинография) по сказке «Колобок»;
• рисование «Колобок катится по дорожке;
• строительство теремка, его заселение «жителями»;
• составление сказок из кубиков;
• настольные игры;
выставка книг по летним русским народным сказкам.
Заключительный:
• выставка поделок, книжек-малышек, сделанных совместно с родителями;
• выставки книг, продуктивной деятельности;
• изготовление альбомов, дидактических игр, театров.
План реализации проекта
«Путешествие по русским народным сказкам».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому я знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы. Наш проект основывался на сказках: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба».
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию и игру с использованием разных видов театров:
— «Пальчиковый театр»
— «Настольный театр»
С целью закрепления знаний о русских народных сказках мы использовали дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».
Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывала загадки о сказке, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по летней русской народной сказке «Теремок».
В совместной и самостоятельной деятельности:
Продуктивная деятельность:
— пластилинография и рисование цветными карандашами «Колобок», «Яичко для Курочки Рябы»;
— аппликация «Репка»;
— рисование «Колобок катится по дорожке»;
— конструирование «Кроватки для трёх медведей».
Дети с удовольствием играли в игры:
— «Волшебные сказки»;
— составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
— раскрашивали иллюстрации из сказок;
— строили из крупного строительного конструктора избушку и заселяли в неё героев сказок.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят с окружающим миром.
Организовали выставку домашних книг и книг детского сада по летним русским народным сказкам.
Инсценировали сказку «Колобок», «Репка» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.
В фотовыставке «Путешествие по летним русским народным сказкам» был наглядно представлен весь материал по проекту. Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.
В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний летних русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
Литература
1. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» [Текст]: учеб. Пособие/ О.В. Джежелей М.: «Просвещение», 1994.
2. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» [Текст]: учеб. Пособие/ Л.Я. Поляк — СПб.: «Детство-пресс», 2008.
3. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы [Текст]: учеб. Пособие/ О.Д. Смирнова М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.