Конспект итогового занятия по обучению грамоте
Автор: логопед Адоева Наталья Васильевна.
МАДОУ детский сад №563 Екатеринбург.
Файл:Конспект
Конспект итогового занятия по обучению грамоте: «Путешествие капитана Врунгеля».
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний, умений, полученных на предыдущих занятиях; закрепить понятия звук, слог, предложение.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: совершенствовать навыки фонетического анализа, фонематического слуха, закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слов; деление слова на слоги; умение выбирать слова на заданную тему; составлять предложения; формировать умение самостоятельно читать.
2. Коррекционно-развивающие: активизировать и расширять словарь совершенствовать лексико-грамматический строй; развивать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие; память, логику. Формировать внутреннюю мотивацию.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное и внимательное отношение к друг другу.
Оборудование: посылка, письмо, фотография капитана Врунгеля; морская фуражка ; изображение парусника, рында — корабельный колокол; бинокль ; карточки слов – части корабля, цветные карточки – слоги рассыпались; карточки –буквы рассыпались; четыре штурвала – со словами предложения; таблица с кроссвордом; таблица – ребус; индивидуальные конверты для звукового анализа.
Ход занятия.
1. – Дети заходят на занятие. Здороваются с гостями. В этот момент раздаётся звонок в домофон. Открываем. Входит воспитатель и приносит посылку.
2. – Логопед. Ребята, здесь указан наш адрес. Давайте посмотрим, что в ней? Здесь много разных бумаг, конверт и посмотрите, кепка морского капитана, фотография. Прочитаем письмо?
Письмо.
— Ребята, вы уже стали большими, скоро покинете детский сад и дорога ваша будет лежать в школу, где вы будите узнавать опять что-то новое. Я, старый морской капитан Врунгель, собираюсь отправиться в новое путешествие. Моя старая команда разбежалась, а почему это произошло, вы узнаете, поиграв со мной. Согласны? На борт мне нужны грамотные моряки, которые знают буквы, могут читать и писать, которые знают, что есть на корабле и кто помогает ему плыть! Для этого нужно выполнить несколько заданий и узнать, что вас будет ждать в путешествии. Готовы? Тогда полный вперёд!!!
3. Логопед.- Задание первое: Загадка от капитана.
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать.
Но для этого буквы нужно знать!
4. Логопед.
— Вы догадались, что это? (ответ-это «слово»)
— из чего складываются слова? (ответ — из слогов);
— из чего состоят слоги? ( ответ — из звуков);
— на какие две группы делятся звуки? ( ответ на гласные и согласные);
— назовите гласные и их соседей; (ответ- а-я; о-ё; у-ю; э-е; ы-и);
— какими бывают согласные звуки (ответ — твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими );
— чем отличается звук от буквы ( ответ звук — слышим и говорим, букву –видим и пишем);
— какую фишку покажете если услышите гласный звук, согласный ( ответ- гласный — красную, синюю согласный твёрдый, зелёную согласный мягкий ).
Логопед.
Задание второе от капитана Врунгеля : «Соберите и узнайте на каком корабле я поплыву?» (собрать кораблик разрезанный на части « па-рус-ник».Деление слова на слоги с выделением гласных звуков).
Логопед. Задание третье.- «Посмотрите вот мой корабль. (Изображение парусника) Прочитайте, как он называется? «. . беда». Потерялись первые две буквы «П»»,»О». Что должно получиться? «Победа», образование слов-«рупор, компас, плот, рапорт).Анализ слова «КОМПАС» с постановкой ударения на гласный «А».Специфика морского произношения.
Логопед.
Задание четвёртое. — Слоговой аукцион. «Каждый член корабля должен знать из каких частей корабль состоит и кто члены экипажа». (цветные карточки слов: а) (КОРМА, ТРЮМ, ТРАП, РУБКА-чтение; б) из карточек одного цвета составляют слова деление слов на слоги – «ИЛ-ЛЮ-МИ-НА-ТОР, ПА-ЛУ-БА, Я-КОРЬ; в) кто служит на корабле (БОЦ-МАН, КОК, МАТ-РОС,ШТУР-МАН, КА- ПИ –ТАН).
Логопед.
Задание пятое. Буквы рассыпались. «Без чего корабль не сдвинется с места, чем управляет капитан ?» ( Ш –Т –У –Р –В –А –Л).
Логопед.
Задание шестое. В своём письме капитан Врунгель говорит, что если вы справитесь с этими трудными заданиями то вам нужно вручить «штурвалы» (Чтение и разбор предложения . –«Дорогие ребята желаю удачи».)
Что получилось из этих слов (предложение) – Сколько слов в предложении (четыре) – Какай знак стоит в конце предложения (восклицательный) значит как мы должны сказать это предложение(радостно!).
Логопед.
Музыкальная пауза. –« Жил отважный капитан…» сопровождаем движениями.
Логопед.
Задание седьмое. Решение и заполнение кроссворда. Узнать, куда плавал капитан и его команда. Для этого вы должны по рисункам угадать, каких животных он повстречал и .( -Черепаха. Жираф. Носорог. Тигр. Крокодил. Страус. -из отгаданных слов, а в них выделенных букв получится -«Африка»).
Логопед.
Задание восьмое. Ребус. Узнать, что случилось со старой командой капитана(Обозначить первую букву слова под каждым рисунком слова: нож, акула, парус, акула, иллюминатор; парус, иллюминатор, ракушка, акула, тельняшка).
«Напали пираты!»
Логопед.
Задание девятое. « Испугались…??? » Тогда, тот кто сможет, с помощью звуковых фишек, выложить слово, обозначающее того, кто главный на корабле, будет зачислен в команду и получит приз.
(Выкладывание и анализ слова «КАПИТАН».
.Логопед.
Итог путешествия — Приз! Сундук с золотыми монетами (шоколадки).