Конспект занятия «Путешествие в подземное царство»
Автор: воспитатель Жарикова Елена Алексеевна.
МБДОУ Детский сад №1 «Светлячок» г.Скопин, Рязанская область.
Конспект занятия «Путешествие в подземное царство».
Файл:Конспект занятия
Возрастная группа: 5-6 лет.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Формирование у детей представления об особенностях жизни крота.
Задачи:
— познакомить детей с особенностями внешнего строения и поведением крота, его приспособленности к подземному образу жизни.
— расширять представления детей о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни животных.
— воспитывать любовь к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы: комочки почвы, слайды с изображением крота, ёмкости с водой, лупы, фартуки, салфетки, кукла Дюймовочка, клеенка.
Предварительная работа: Чтение сказки Х.Андерсона «Дюймовочка»
Ход занятия:
Раздается стук в дверь, вносят Дюймовочку.
В-ль: Дети, посмотрите кто сегодня пришёл к нам в гости? Вы знаете кто это?
Дети: Да, знаем, ее зовут Дюймовочка.
В-ль:Молодцы! Как называется сказка из которой пришла к нам эта девочка?
Дети:Сказка «Дюймовочка».
В-ль: Дюймовочка грустная, дети как вы думаете почему?
Дети: Наверно ее кто- то обидел.
В-ль: Давайте узнаем, что случилось, у самой Дюймовочки.
Дюймовочка: Крот заставляет жить меня в своем домике. А я совсем не хочу жить у него, мне там не нравится. Помогите мне пожалуйста. Не отдавайте меня ему.
В-ль. Поможем Дюймовочке?
Дети: Да. Конечно, поможем.
В-ль: Но для того чтобы помочь ей, нам нужно узнать, где живет крот, чем он питается. И сможет ли Дюймовочка жить там, где его дом.
В-ль: Дети, вы знаете, где находится дом крота?
Дети: Дом крота находится под землёй.
В-ль: Дети, а вы видели когда -нибудь крота?
Дети: Нет, не видели.
В-ль: Я вам сейчас его покажу. Рассмотрим его.
Воспитатель показывает на экране фотографии крота.
В-ль: Крот большой или маленький?
Дети: Крот маленький.
В-ль: Правильно, крот-это маленький зверек, размером с мою ладонь (показывает). Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?
Дети: Крот питается червями. Он роет ходы и ищет их.
В-ль: Правильно, выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Всем этим он питается. Для того чтобы прокормить себя ему нужно рыть очень много ходов, в разных направлениях. Как вы думаете трудно ли ему рыть?
Дети: Наверно трудно.
В-ль: Земля плотная, но кроты хорошо приспособлены к этим условиям.У крота необычные лапы. Какие же?
Дети: У крота лапы похожи на лопаты.
В-ль: Правильно, ведь лопатой удобно копать землю. К тому же лапы повернуты в разные стороны. Крот копает то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем
увидеть в разных местах кучки земли- кротовины. Когда будете на лугу, возле леса поищите такие кучки. Если найдете, значит, в таких местах под землёй живут кроты.
У кротов необычные глаза и уши. Глаза маленькие, почти совсем не видят. Почему они не видят?
Дети: Под землей темно, кроту там ничего не видно, глаза ему не нужны.
В-ль: Правильно, под землей темно, глаза не нужны. Как же кроты находят червей, личинок?
Дети: Они находят их по запаху.
В-ль: Да, они чуют их носом. Нос у крота вытянутый, хорошо чувствует запахи. Как еще крот может обнаружить живность?
Дети: Крот может обнаружить живность с помощью ушей.
В-ль: Верно. Крот очень хорошо слышит.
В-ль: Где у него уши?
Дети: Уши у крота находятся на голове.
В-ль: Правильно, как у всех, но их не видно, они прикрыты складкой кожи. Почему у крота такие уши?
Дети: Они прикрыты, чтобы в них не попала земля.
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует наш крот:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
В-ль: Теперь мы знаем, что крот обитает под землей. А что же такое земля, из чего она состоит? Почему под землей не хочет жить Дюймовочка?
Давайте пройдем к столам, в нашу лабораторию и проведем ряд опытов для того чтобы все это узнать.
В-ль: Одевайте фартуки. Что перед вами?
Дети одевают фартуки и садятся за столы.
Дети: Это земля.
В-ль: Да, правильно, это земля с нашего участка. По другому- это почва.
Опыт №1.
Воспитатель предлагает рассмотреть комочки почвы с участка через лупу и рассказать о том, что они видят.
В-ль: Ребята скажите пожалуйста какого цвета почва? Как она пахнет? Есть ли в ней песок, камни, корешки?
Воспитатель просит детей самостоятельно сделать вывод о том, из чего состоит почва.
Дети: Почва черного цвета. Она без запаха. В ней есть корешки растений, камешки, песок.
Опыт №2.
Воспитатель напоминает детям, что под землёй живет множество животных. В-ль: Чем же дышат эти животные под землей?
Дети: Животные дышат воздухом.
В-ль: Правильно, как и все животные живущие на земле, подземные обитатели дышат воздухом, который находится в почве.
В-ль: А есть ли воздух в почве? Можно ли его увидеть? Мы это сейчас с вами проверим.
Воспитатель предлагает опустить в емкость с водой образец рыхлой почвы. Дети опускают в воду комочки почвы.
В-ль: Ребята как вы думаете, почему в воде появились прозрачные пузырьки? Что это такое?
Дети: Прозрачные пузырьки — это воздух.
В-ль: Да, правильно, опыт доказывает, что в почве есть воздух.
В-ль: А что еще нужно дюймовочки для жизни под землей?
Дети: Ей необходим свет и тепло.
В-ль: Под землей есть свет?
Дети: Нет. Там всегда темно. Свет туда никогда не проникает.
В-ль. Что же мы сегодня узнали про почву?
Дети: Почва черного цвета, она без запаха. В ней есть воздух и нет света.
В-ль:Дети, а хорошо под землёй жить кроту?
Дети: Да, хорошо.
В-ль:Правильно, почему?
Дети: Кроту хорошо жить под землёй, потому что он слепой, ему не нужно зрение, ведь под землей темно и холодно. У крота маленькие уши, и они прикрыты складкой кожи, чтобы в них не попала земля. У крота лапы как лопата, чтобы легче рыть ходы под землей.
В-ль: А теперь подумайте и скажите…Дюймовочка сможет жить под землей?
Дети: Нет!
В-ль: Почему?
Дети: Потому что у Дюймовочки хорошее зрение. Ее уши не прикрыты кожной складкой в них может попасть земля. Ее руки не похожи на лопаты, она не сможет рыть руками землю. Дюймовочка не ест червяков, а любит пыльцу цветов. А еще ей нужен свет, которого там нет.
В-ль: Тогда давайте успокоим Дюймовочку, предложим ей остаться у нас в солнечной и теплой группе, жить на самом красивом цветке. А вечером предлагаю вам нарисовать крота в его подземном царстве.
В-ль: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Что вы делали?
В-ль: Наше занятие закончено. Вы молодцы.