Формирования сенсорно-математических представлений детей
Автор: воспитатель Пономарёва Анна Геннадьевна.
МБДОУ «Детский сад № 15» г. Александровск, Пермский край.
Проект «Формирования сенсорно — математических представлений детейтраннего возраста»
Образовательный проект.
Файл:Проект
Образовательный проект «Формирования сенсорно-математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Актуальность проекта: сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формо — восприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Вид, тип проекта: вид – групповой, тип – информационно – практико-ориентированный, область – познание.
Цель проекта:
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста. Задачи проекта:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
- Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорно – математического развития детей I младшей группы.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 15»
Сроки проекта: ноябрь 2016 – апрель 2017 г. (долгосрочный)
Количество участников проекта: 1 взрослый, 24 ребёнка, родители группы. Возраст детей: 2 — 3 года.
Форма проведения: дневная в рамках организации педагогического процесса в НОД и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
- Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
- Занятия.
- Игровые образовательные ситуации.
- Работа с предметными и сюжетными картинками.
- Дидактические игры.
- Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
1.повышение уровня профессиональной компетентности;
2.определение объема материала, который будет адресован детям.
3.планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
- Изучение специализированной литературы;
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету»;
- Оборудование «дидактического стола»;
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
- Подбор заданий и проведение диагностики;
- По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
- Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
- Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
- Оформление стендов для родителей по теме проекта;
- Консультации для родителей.
реализация:
1.Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2.Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
3.Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4.Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5.Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6.Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
- Подведение итогов
реализация:
- Диагностика детей;
- Проведение заключительного занятия;
- Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе.
- начало проекта:
В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
- низкий — 6 детей (35 %)
- средний –19 детей (65 %)
- конец проекта
В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
- низкий -2 ребенока (7 %)
- средний – 16 детей (64 %)
- высокий -7 детей (29 %)
Результаты проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика — вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика–пазлы мелкая;
-Лото «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
- В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
«Подбери по цвету»
«Подбери пару»
«Разложи по корзиночкам»
«Геометрические фигуры»
«Дидактический паровоз»
«Весёлые картинки»
«Собери пирамидку»
«Разноцветный коврик»
«Большой — маленький»
«Геометрическое лото»
«Собери клоуна», «Собери корабль»
«Подбери по цвету одежду»
Практическая значимость проекта:
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта:
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Планирование проектной работы
Ноябрь
1 неделя |
Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.
Диагностика детей. |
Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.
Диагностика детей. |
|
Ноябрь
2 неделя |
Д/игра «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Д/игра «Найди предмет такой же формы». |
Д/игра «Найди предмет такой же формы». Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Лепка «Шарики». |
|
Ноябрь
3 неделя |
Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Рассматривание картины «Кошка с котятами». ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей». Заучивание потешки «Наша Маша маленька». |
Д/игра «Подбери по форме». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.
Чтение рифмовки «Что купили мишке?» Подвижная игра «Добеги до своего флажка». Рассматривание иллюстраций «Мебель |
|
Ноябрь
4 неделя |
Д/игра
« Собери машину» Блоки дьениша |
Д/игра
Весёлое путешествик Блоки Дьениша |
|
Декабрь
1 неделя |
Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Поручение в изо-уголке – расставить карандаши по цвету. Проведение опыта с водой. Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…». |
Д/игра «Подбери фигуру». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака. Работа с раскрасками. Рассматривание плаката «Зима». |
|
Декабрь
2 неделя |
Д/игра
« Накорми малыша» |
Д/игра: « Одень куклу» | |
Декабрь
3 неделя |
Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем». Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей. |
Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками. Рисуем на снегу – разнообразные снежинки. |
|
Январь
2 неделя |
Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.
На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа. Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем». ЛЕГО-материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой». Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски». |
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Рассматривание шаров на елке. Рисование предметов круглой формы. Подвижная игра «Карусель». Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч». |
|
Январь
3 неделя |
Д/игра«Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). | Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета.
Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. |
|
Февраль
1 неделя |
Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.
Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…». Раскрашивание раскрасок карандашами. Работа с разноцветной мозаикой. |
Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Рисование на снегу кругов разной величины. Рассматривание иллюстраций «Обувь». Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?». |
|
Февраль
2 неделя |
Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.
Физ. минутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…». Раскрашивание раскрасок карандашами. Работа с разноцветной мозаикой. |
Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Рисование на снегу кругов разной величины. Рассматривание иллюстраций «Обувь». Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?». |
|
Февраль
3 неделя |
Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?» Подвижная игра «Увидали флажок». |
Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).
Пальчиковая игра «Шарик». Работа с родителями – печем блины |
|
Февраль
4 неделя |
Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».
|
Д/игра Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета | |
Март
1 неделя
|
Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.
ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей». Пальчиковая игра «Зайка серый умывается». Ответы на вопросы по картине «Катаем шары». |
Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме.
Рисуем с трафаретом. Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие». Подвижная игра «Волчок». |
|
Март
2 неделя
|
Д/игра«Накорми малыша»
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. |
Д/игра
« Бусы для подружек» |
|
Март 3 неделя
|
Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». Поручение – разобрать детали конструктора. |
Д/игра «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.
Наблюдение на прогулке за облаками. Работа с разрезными картинками. |
|
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. | Д/игра «Сделай картинку». Цель: учить детей составлять картинку из разных частей. | ||
Март
4 неделя
|
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме. | Д/игра «Сделай картинку». Цель: учить детей составлять картинку из разных частей. | |
Апрель
1 неделя |
Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».
Физминутка «На болоте две подружки…» Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету. Настольный театр «Волк и семеро козлят». Рассматривание плаката «Весна». |
Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.
Подвижная игра «Угадай, чей голосок?». Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?». Работа с набором плоскостных геометрических форм. |
|
Апрель
2 неделя |
Д/игра «Полосатые коврики». Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету. | Д/игра;
« Помоги звёздочки полететь домой» Использование блоков Дьениша |
|
Апрель
3 неделя |
Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа. ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной». Подвижная игра «Мяч». |
Д/игра «Собери картинку». Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.
Рисование с трафаретом. Рисуем мелом на асфальте. |
|
Апрель
4 неделя |
Д/игра « Найди друзей Квадратычу» | Д/игра;
«Цветы на поляне» |
|
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. |
Приложение № 1
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по сенсорно-математическому развитию детей
На тему: «Наше весёлое путешествие с квадратом» для детей первой младшей группы.
Программные задачи:
- Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый, зелёный)
- Тренировать внимательность.
- Закрепить знания детей о геометрической форме квадрат. Учить распознавать формы квадрата в окружающей обстановке. – Продолжать находить геометрические фигуры называть их качество.
- – Закреплять знания о группе предметов, употребляя слова “много”, “один”
- Развивать память, речь, мышление, внимание. Воспитывать интерес к занятию. Желание отвечать на вопросы.
Демонстрационный материал
- Игрушка (Пособие) Квадрат-Квадратыч
- Звезда Майя (игровое пособие)
- Ночное небо (эффект ночного неба светильник)
Раздаточный материал
- Блоки ДЬЕНИША на каждого ребёнка
- Строительные кубики основных цветов
- Дидактическое пособие (Собери геометрические фигуры)
- Карточки на каждого ребёнка из альбома (Блоки Дьениша для малышей)
Ход занятия:
Воспитатель. Детки к нам в гости пришёл наш друг Квадрат –квадратыч.
Давайте с ним поздороваемся.
Детки здороваются и садяться на стулья
Воспитатель: Наш весёлый друг Квадрат- квадратыч предлагает нам совершить увлекательное путешествие в далёкую волшебную страну, вы согласны?
Дети: да
Воспитатель: Мы с вами отправимся путешествовать на паровозике
-Посмотрите сколько вагончиков
Дети: Много
Воспитатель: -Ой, а мы сможем на нём путешествовать?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему (выясняет с детьми)
Дети: У вагончиков нет колёс.
Воспитатель:- Ребята, а из чего можно сделать колёса? А вот Квадрат-квадратыч предлагает их сделать из квадратов?
Дети:- Нет нельзя
Воспитатель:- правильно колёса должны быть круглые, вот такие (показывает два круга) мы их приставим и можно отправляться в путь.
Паровоз, паровоз
Новенький блестящий
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Дима, Алёна, Максим, Лена.
Воспитатель:-наш паровоз прибыл на станцию «Космическая»
Посмотрите ребята да ведь это звёздочка,
но почему-то очень грустная (воспитатель с детьми интересуются что случилось)
Воспитатель: -не грусти звёздочка Майя, мы тебе поможем и ты снова будешь на своём звёздном небе, правда ребята?
Дети: — Да
Воспитатель: но для этого нам надо выложить из волшебных блоков транспорт, а звёздочка выберет на чём она отправится домой.
подходят к столу, на котором лежат карточки и наборы «Блоков Дьенеша». Садятся за стол.
Воспитатель: наша звёздочка Майя хочет лететь на ракете она очень рада и хочет показать вам звёздное небо (дети наблюдают в темноте за звёздами)
Звёздочка Майя: я предлагаю вам по танцевать
Дети танцуют с Майей под музыку
Группа Непоседы «звёздочка на небе»
Воспитатель: нам пора отправляться дальше следующая остановка «Путаница»
Воспитатель: А что случилось с нашим Квадрат-квадратычем он загрустил давайте у него спросим?
Квадрат-Квадратыч. Мои братья маленькие квадраты не могут найти свои домики. А они жили в таких красивых башенках, а здесь всё перепуталось, вы мне поможете?
Дети: да поможем
Воспитатель: Возьмите каждый по одному кубику. Кубики у нас разноцветные. Алёна, какого цвета твой квадрат (опрос детей) .
Воспитатель: надо выбрать все сини кубики и тогда наш квадрат-квадратыч встретиться со своими братьями
Дети: выбирают кубики синего цвета в коробочку
Воспитатель: наш друг квадратик очень доволен
Воспитатель: нам пора в путь, следующая остановка «Волшебный магазин»
-посмотрите ребята что это
(ответы детей-варежки)
Воспитатель: давайте рассмотрим их, какие знакомые фигуры вы видите
Ответы детей
Воспитатель: давайте нашему квадрат-квадратычу найдём пару,
Дети выбирают две одинаковые рукавички
Воспитатель: мы помогли нашему квадратику пойдёмте к нашему паровозику, но для того что бы подойти к вагончикам, мы должны пройти по дорожке из больших синих квадратов, ребята покажите мне где эта дорожка?
Детки показывают дорожку
Воспитатель: Из каких геометрических фигур выложена эта дорожка
Ответы детей (из квадратов)
Воспитатель: правильно она из квадратов, а какого цвета эти квадраты?
Ответы детей (синего)
Воспитатель: а какие квадраты большие или маленькие?
Ответы детей (квадраты большие)
Дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение идут по дорожке из больших синих квадратов и подходят к вагончикам
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, мне передали, что наша звёздочка Майя добралась на небо и прислала нам космических яблок.
Дети садятся в вагончики и под музыку «Мы едем, едем, едут в детский сад.
УГОЩАЮТСЯ КОСМИЧЕСКИМИ ЯБЛОЧКАМИ
Приложение № 2
Авторская игра: Для младшего дошкольного возраста
«Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать»
воспитателя МБДОУ «детского сада №15» Пономарёва Анна Геннадьевна Представляю дидактическую игру «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать» для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Эта игра охватывает сенсорное развитие, и активизацию речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.
Игра воспитывает в ребенке культуру логического мышления: способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения. Малыши учатся соотносить предметы по цвету. Игра развивает математические способности детей раннего возраста. Развивает моторику кончиков пальцев рук, когда дети выполняют задание по нанизыванию бус на шнурок.
Игра имеет три варианта в первом варианте, каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы. Второй вариант ребёнок берёт шнурок и начинает нанизывать бусы одного цвета. Третий вариант дети учатся группировать предметы и выбирать нужные согласно заданию.
Используя эту игру, можно давать детям задания разной сложности: предложить ребенку поочередно несколько раз, менять цвет бус для примера, два определённых цвета. Игра формирует у детей логическое и математическое мышление, развивает мелкую моторику рук, стимулирует развитие важнейших психических процессов.
Преимущество данной игры состоит в том, что она является универсальным материалом на развитие у детей логического, ассоциативного мышления, а это является основой интеллектуального развития. Результативность дидактической игры подтверждается следующими знаниями детей к концу года: знание основных цветов, знание геометрических фигур. Дети раскрепощены, свободны, не боятся мыслить, и фантазировать. Такие игры – занятия помогают деткам лучше воспринимать окружающий мир и быстро ориентироваться в нём.
Приложение № 3
Используемая литература:
1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М: Просвещение, 2005. — 176с. ил.
2.Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медецина 2007. — 304с.
3.Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4.Белкина Л.В. Сенсорные игры для детей раннего возраста ./авт. –сост. Л.В. Белкина- Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6.Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003, 240с.
7.Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8.Заводчикова О.Г. Математика для малышей в детском саду./О.Г. Заводчикова.-М.:Просвещение, 2007, -79с.
9.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка — М.: Просвешение,1985.- 112 с.
10.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях —