Проект по адаптации детей первой младшей группы
Автор: Воспитатель Ганеева Ирина Николаевна.
МБДОУ д/с «Брусничка» г. Северобайкальск.
Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Файл:Проект
Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.
Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.
Актуальность
Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
— режим дня;
— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
— новые требования к поведению;
— постоянный контакт со сверстниками;
— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
— другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимы:
— знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
— подготовительная работа в семье;
— выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
— создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
— сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
— Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
— Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
— Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Методы:
— Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
— Анкетирование (родителей);
— Наблюдения;
— Беседа;
Основные направления проекта:
— Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
— Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
— позитивное развитие отношений в детском коллективе;
— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
— снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Формы работы с детьми:
— элементы телесной терапии (обнять, погладить);
— исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
— релаксационные игры (песок, вода);
— сказкотерапия;
— игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
— культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
— предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
— постепенное заполнение группы;
— гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
— информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;брощюр «Адаптация ребенка к ДОУ»
— наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
— создание методического обеспечения;
— создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
— помещение информации в родительский уголок.
2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
— знакомство с семьей;
— ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
— информационная деятельность:
— беседы с родителями.
— практическая деятельность:
— работа с детьми;
— поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
— родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
— Игры знакомства: «Кто в домике живет», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Иди ко мне», «Как пройти?», «Собираем игрушки»;
— Консультации:
1. «Адаптация ребенка в детском саду»
2. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»
Художественное творчество:
Рисование «Украсим платочек-пальчиками»
Игровая деятельность:
1. Настольно-печатные «Чей домик», «Мазайка»
2. Сюжетно-ролевые «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад»
Конструктивная деятельность:
1. «Дорожка для машины»
2. «Дом для Мишутки»
Художественная литература:
1. Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
2. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка»
Самостоятельная детальность детей
1.Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование.
2.Уголок книги: подборка книг для детей — итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День рождения группы».
3 Этап. Заключительный (результативность):
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
— установление контакта непосредственно с ребенком.
Литература
1.ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
3.Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
4.Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
5.Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005
Продукт проекта
1 неделя совместная деятельность нетрадиционное рисование «отпечатки ладошек» солнышко веселое в гости к нам спешит.
2 неделя выставка совместных работ родителей и детей «Солнышко в гостях у нас»