Свидетельство о публикации СВ/0057
Автор: Силянкина Анастасия Валерьевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка», Кемеровская область, г. Гурьевск
Педагогический проект «Воспитанные детки»
Ссылка на файл: Педагогический проект «Воспитанные детки»
Паспорт проекта
Название проекта: «Воспитанные детки».
Адрес: 652780, Российская Федерация, Кемеровская область, Гурьевский район, г. Гурьевск, ул. Ленина, 3А.
Составитель: Силянкина Анастасия Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» города Гурьевска»
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели и родители(законные представители).
Срок реализации проекта: 2 месяца
Тип проект:
• информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
• творческий (дети рисуют, составляют совместно с взрослыми сказки о правилах поведения);
• исследовательский (исследуют, знакомятся с различными правилами этикета в разных странах, историей этикета).
Межпредметные связи: развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность.
Вид проекта: краткосрочный (на 2 месяца)
Объект исследования – воспитание детей в процессе усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих успешно функционировать в обществе
Предмет исследования – использование этикета в формировании общей культуры дошкольников.
Предполагаемые продукты проекта: творческие сказки детей, рисунки, альбомы, схемы, минипроекты родителей.
Механизм реализации проекта:
1. Анкетирование родителей.
2. Самоанализ.
3. Самообразование.
4. Диагностика детей.
5. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.
6. Диагностика коммуникативной сферы.
Ожидаемые результаты
• Воспитание нравственных и эстетических чувств
• Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
• Развитие личности ребенка,умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
• Снижение агрессивности
После завершения проекта воспитанники смогут:
• Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
• Уметь общаться, обмениваться идеями.
Уважать старших.
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Дети работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Разработка модели мини — доклада
Анкетирование родителей Занятия по изодеятельности, ознакомление с окружающим, домашнее задание, консультации, папки передвижки,беседы Заслушивание мини – доклада, выставка детских рисунков,бомов, оформление стенгазет.
Родительское собрание.
Организация досуга.
Описание методов оценивания: Перед началом работы над проектом проводится родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.
Проводится анкетирование родителей по теме проекта, разделение на группы ( семья), круглый стол.
« Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»
Технологии и оборудование:
Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, мультимедио, фотооппарат.
Технологии и программное обеспечение:
Программы обработки информации и изображений.
Электронные книги, энциклопедии.
Разделение функций участников проекта
Воспитатель Дети Родители ( законные представители)
Диагностика уровня знаний и умения детей.
Самообразование по данной теме.
Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.
Оформление плакатов, стенгазет.
Подбор детской литературы. Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рисование рисунков.
Изготовление поделок.
Занятия познавательного цикла.
Развлечение, досуг на тему « Этикет»
Игры, викторины.
Закрепление правил хорошего тона Помощь в оформлении стендов, стенгазет.
Участие в фотовыставке.
Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.
Участие в родительском собрании, деление опытом ( по воспитанию детей), в развлечении.
Нормативно – правовой аспект
В настоящее время перед педагогами стоит цель, как помочь личности в разностороннем развитии. Это отражено в законе РФ «Об образовании»: Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, ее адаптация в жизни общества…(статья 9, пункт 2); согласно Закону РФ «Об образовании» обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, пункт 1.2). В «Конвенции о правах ребёнка» статья 29 сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка.
Проект разработан в соответствии:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.98. г.
5. Областной закон «О защите прав ребенка» №28-03 от 23.10.95.г.
6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).
7. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование).
8. 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ, в настоящее время проходит апробацию).
Актуальность
Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.
Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.
Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.
В наше время острого дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота.
В Основных направлениях реформы общеобразовательной школы подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и культуру поведения детей и подростков».
Минобрнауки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Наблюдая за детьми в группе, я обратила внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения или делают одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.
Такое положение побудило меня разработать проект: «Этикет для дошкольников», который станет начальным этапом в формировании социально-личностного развития детей.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил. Выработать единую систему требований в группе и в семье то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, позволит детям осознать значимость собственной личности и других людей.
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный
1. Занятие « Что такое этикет ?» — дать детям понятие слова « Этикет».
2. Беседа « История этикета»
3. Игра « Приятного аппетита»
4. Занятие « Наш помощник — этикет»
5. Занятие « Путешествие в страну этикета»
6. Игра « Волшебные слова»
7. Беседа « Каким я хочу быть» — Учить детей избавляться от своих недостатков.
8. Занятие « Давайте познакомимся».
9. Чтение «Сказки – кладезь народной мудрости и этикета» — вспомнить правила гостеприимства.
10. Игры: « Приветствие и прощание»
11. Этические беседы: « Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»
12. Чтение произведений В.Осеевой « Просто старушка», « Волшебное слово»,» Что легче», « До первого дождя», « Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»
13. Занятие – беседа: «Лабиринт Сказок и Вежливости».
II этап – творческий
1. Слушанье стихотворения В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Заучивание пословиц о дружбе,честности.
3. Подбор рисунков на выставку, стенгазету.
4. Сюжетно ролевые игры « Семья», « Отправляемся мы в гости», « Театр», « Путешествие в общественном транспорте» — закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.
5. Изготовление поздравительной открытки.
6. Оригами ( Салфетки для сервировки стола)
7. Рисование « Нарисуй настроение», « Как я с мамой или с папой иду из детского сада домой, « Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
8. Аппликация « Пригласительный билет родителям на родительское собрание»
9. Лепка « Красная шапочка несёт бабушке гостинцы» воспитывать уважение к старшим, заботиться о них.
10. Пение песен « От улыбки станет всем светлей», « Голубой вагон бежит качается».
11. Игра приветствие « Хэй, хэй привет тебе», « Нам здороваться не лень»
III этап – заключительный
1. Игры « Кто больше знает вежливых слов», « Доброе утро».
2. Рисование « Волшебный цветик – семи цветик»
3. Занятие — развлечение « В королевстве кривых зеркал»
4. Игры – инсценировки « Телефонный разговор», « Невоспитанный Незнайка»,
Пойдём и поищем волшебное слово», « Наша дружная семья»
5. Развлечение « Секрет волшебных слов»
6. Родительское собрание «Азы воспитания» ( деление опытом) – формироване норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.
7. Стенгазета « Уроки этикета»
Консультации для родителей « Весёлый этикет», « Формирование культуры поведения за столом» , « Едем в общественном транспорте»
Заключение
Формируя культуру поведения, необходимо применять методы, которые способствуют осуществлению ребенком правильных поведенческих действий (приучение, упражнение, провокационные ситуации), методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных поступков (пример для подражания, поощрение), а также словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа).
На занятиях по этикету дети учатся вежливо, уважительно общаться с помощью сюжетно-ролевых игр. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. Дошкольники научатся правильно вести себя во многих ситуациях — в транспорте, в магазине, в театре, на улице и дома. Дети узнают, как знакомиться с людьми, поддерживать беседу и разрешать конфликтные ситуации. Весёлые стихи и рисунки помогут ребёнку разобраться, почему нужно вести себя так, а не иначе, объяснят и проиллюстрируют любое правило поведения на доступных детям примерах.
Ситуация за ситуацией, слово за словом – и для ребенка постепенно станет привычной атмосфера такта, вежливости и дружелюбия.
Список использованной литературы
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста» М. Просвещение 1986 г.
3. Островская «Поведение – результат воспитания» Д/в №5 – 77 г.
4. Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»
5. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами» Д/в №10-80 г.
6. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» Д/в 8-85 г.
7. «Ваш ребенок воспитан?» Д/в №10-86 г.
8. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85 г.
9. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88 г.
10. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88 г.
11. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/в №6-89 г.
12. Гелло В. «Учите беречь книгу» Д/в №1-76 г.
13. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90 г.
14. Иванова «Воспитание культуры речи» Д/в №12-88 г.
15. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-89 г.
16. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-88 г.
17. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.
18. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения» Д/в №1-89 г.
19. Марковская «Уголок живой природы в д/с» Д/в №5-91
20. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических
навыков» Д/в №8-79 г.
21. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности» Д/в №9-88 г.
22. http://www.etikets.ru