Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР
Автор: учитель-логопед Кирсанова Екатерина Борисовна.
МАДОУ №22 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР
Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым — вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
Файл:Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас¬стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико — грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе:
• образовательная программа детского сада;
• «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
• программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи,
• «Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.
4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
7. Устав МАДОУ №22
8. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого — медико- педагогическом консилиуме».
Коррекционно- педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп¬пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем¬ственность действий всех специалистов дошкольного обра¬зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком¬плексность педагогического воздействия направлена на вы¬равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
•Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МАДОУ№22 и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
•Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
•Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
•Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
•Формирование у педагогического коллектива МАДОУ №22 и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
•Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Коррекционно-развивающая работа строится на общедидакти-ческих и специфических принципах.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учиты¬вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он¬тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви¬тия детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин¬ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче¬ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя¬ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз¬витие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогиче¬ского и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду¬сматривает совместную работу учителя — логопеда, педагога — психолога, музыкаль¬ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МАДОУ, воспитателей.
В логопедической группе коррекционное направление рабо¬ты является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы¬ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо¬той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи¬тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере¬чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру¬ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо¬вательные мероприятия, предусмотренные программой массо¬вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес¬печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым — вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «ЗВУКОВОМ ПРОФИЛЕ», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н.В.Нищевой.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.