Приобщение детей к народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Автор: воспитатель Костерина Ольга Валерьевна.
МБДОУ детский сад № 3 с.Таремское Нижегородская область, Павловский район, с.Таремское.
Файл:Опыт работы
Одним из факторов гармонического развития личности является декоративно-прикладное искусство. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Но в наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия по декоративно-прикладному искусству могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Поэтому я решила углубленно работать по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством
Цель: создание оптимальных условий для приобщения детей среднего дошкольного возраста к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства
Свою работу по данному направлению я начала с изучения методической литературы: Богуславская И.Я. Дымковская игрушка, Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество, / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми, Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. В результате была составлена картотека изученной методической литературы, и определены основные направления работы по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
1. Обогащение предметно — развивающей среды, способствующее формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно — прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества.
Для организации работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством создана предметно-развивающая среда, включающая в себя две взаимосвязанные мини-среды: культурно-познавательная среда (пространство, заполненное произведениями искусств: репродукциями картин известных художников, предметами народного декоративно-прикладного творчества, аудиозаписями с произведениями) и индивидуально-творческая среда (пространство, позволяющее ребенку, самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал входить в образ художника, развивать художественно – творческий процесс).
Для организаций игровых и сюрпризных моментов, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовлены игрушки дымковской и филимоновской росписи.
Для проведения занятий, поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству создана картотека игр по декоративно прикладному искусству.
В работе с детьми широко используется практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей.
2. Организация образовательной деятельности по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
При ознакомлении детей с декоративно –прикладным искусством решалась задача формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливало применение таких методических приемов, создание игровых и сюрпризных моментов, для этого изготовлены народные игрушки, костюм Дымки. При проведении познавательных занятий, развлечений к детям в группу приходила барышня из села Дымково и знакомила детей с игрушками , которые изготавливают мастера ее села — птица, конь, индюк и др.. при этом использовался народный фольклор: потешки и стихотворения.
Для привлечения интереса детей широко использовались народные подвижные игры «Карусель», «Как у наши у ворот», «У медведя во бору» и др.
Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи внимание детей акцентировалось на ярких и красивых игрушках. Детям предлагалось их рассмотреть и сравнить, чем похожи и отличаются их наряды, называя элементы узоров (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет.
Для закрепления представлений о характерных особенностях народной росписи применялись дидактические игры, которые позволяют детям запомнить элементы узоров росписи («Парные картинки», «Найди пару», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино»).
Самой продуктивной формой являются, безусловно, занятия (продуктивная деятельность) по декоративному рисованию, лепке, аппликации, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. Выделяю те средства выразительности, которые находят отражение в рисунке, аппликации, лепке. При этом использую приемы показа техники рисования и приемов кистевого письма, способов лепки, вырезывании в аппликации.
Например, на занятиях по лепке выделяем форму игрушки, ее части, способы лепки, создание пластического образа. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассматривания, любования игрушкой выделяется один или несколько элементов, их цвет, расположение украшения – элементы узора (точки, черточки, полоски, круги и др.).
По декоративному рисованию с детьми использую нетрадиционные способы и приемы рисования: рисование тычками, ватными палочками, оттиск печатками из ластика и др.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дает большой толчок к развитию интереса к декоративному рисованию, развитию творческой активности детей.
Провожу занятия творческого характера, на которых детям предлагаю придумать узор для новых предметов, вещей. Например, детям предлагается украсить платочек, кокошник, сделать красивую салфеточку, тарелочку для барышни, используя элементы народной дымковской росписи. При этом предлагается самостоятельно выбрать элементы узоров, их цвет и месторасположение на силуэте. В работе с детьми использовалась и проектная деятельность. Одним из результатов проекта «Русская матрешка» является создание мини-музея в группе.
3. Организация взаимодействия с родителями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.
Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по — настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании и обучении детей в ОУ и в семье является необходимым условием для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.
Мною было проведено анкетирование, целью которого являлось выявление условий для художественной деятельности в семье.
Результаты анализа анкеты показали, что очень немногие родители проявляют интерес к искусству. Дети в основном не привлекаются к совместным занятиям со взрослыми. В основном свободное время дети проводят перед телевизором, компьютером. Выявлена проблема отсутствия необходимых условий для художественной деятельности в семье. Немногие принимают участие в организации художественной деятельности ребенка. Причиной этого, является постоянная занятость родителей на работе, непричастность профессиональных интересов к изобразительному искусству. В основном дети предоставлены сами себе.
Таким образом, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, периодически, в индивидуальном порядке, я провожу беседы с родителями о роли семьи в развитии творческой личности ребенка, рассказываю им о достижениях детей на занятиях и в свободной деятельности через организацию выставок детского творчества, где знакомлю родителей с творчеством детей, обращаю внимание на динамику развития творчества ребенка в течение года; объясняю, что рисунки ребенка не сравниваются с работами других детей, а должны восприниматься как индивидуальное развитие.
В информационном уголке для родителей в течении года предоставлялся материал с рекомендациями, как дома организовать работу с ребенком, чтобы у него появился интерес к изобразительной деятельности, усовершенствовались умения и навыки.
Для повышения родительской компетенции провела родительское собрание в форме круглого стола «Окунись в мир творчества».
Чтобы добиться активности родителей в вопросах приобщения детей к декоративно-прикладному искусству, мною была использована такая форма работы с родителями, как консультации – практикумы, в результате которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми апробировать всевозможные техники декоративного рисования, поиграть в игры и т.д. В результате проведения таких консультаций – практикумов, родители, стали активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимают участие в различных конкурсах на лучший рисунок, поделку и пр.
Также рекомендую родителям совместно с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.
Совместно с родителями была организована выставка предметов быта декоративно-прикладного искусства. Родители совместно с детьми активно участвовали в проектной деятельности, в изготовлении семейных матрешек.
Таким образом, данные формы взаимодействия с родителями позволяют повысить родительскую компетентность о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.
4. Организация взаимодействия с педагогами по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.
По данному направлению работу начала с сообщения на педсовете «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре», где педагоги познакомились с технологией поэтапного ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на уровнях: восприятия — исполнительство –творчество.
С целью распространения опыта работы на уровне ОУ провела с педагогами деловую игру «Знатоки декоративно-прикладного искусства», используя такие дидактические игры по декоративно-прикладному искусству как: «Подбери узор», «Вернисаж», «Составь целое». Организовала открытый показ ОД по теме «Роспись дымковской игрушки», с целью закрепления знаний об элементах дымковской росписи (круги, точки, линии, кольца и др.).
С целью изучения опыта педагогов ОУ посетила занятие в старшей группе на тему: «Городецкая роспись. Рисование узора на доске» у воспитателя Мясниковой О.В.
Результативность
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно -прикладного искусства способствует:
• получению углубленных знаний о народных промыслах; о качестве и возможностях различных материалов;
• приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
• развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
• выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания овладевать особенностями мастерства; появлению интереса к истории и культуре нашего народа.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, включать больше занятий творческого характера. Использовать нетрадиционные формы работы со всеми участниками образовательных отношений, такие как: занятия-путешествия, совместные посиделки, семинары-практикумы, педагогические гостиные, активно используя при этом ИКТ- технологии, проектно-исследовательский метод в работе.