Дополнительная образовательная программа
Автор: педагог дополнительного образования Преснякова Елена Николаевна.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197» г. Воронеж.
Дополнительная образовательная программа «Познание: предметный мир»
Программа написана для подготовительной группы детского сада. Предусматривает обучение дошкольников основам компьютерной грамотности при изучении области познавательное развитие: предметный мир.
Файл:Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа «Познание: предметный мир»
Программа составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.
старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная модифицированная образовательная программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- нормативные документы регионального и муниципального уровней.
- Конвенции ООН о правах ребёнка
- Конституция РФ, ст. 43, 72
- Устав муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №197» г. Воронежа;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида № 197» г. Воронеж.
Программа направлена на развитие способностей дошкольников в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Способности можно разделить на две большие группы. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребенку с помощью моделей, схем выявить наиболее значимые для решения за наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщить свой познавательный опыт. Вторая группа способностей относится к сфере выражения отношения к действительности и позволяет ребенку проявить с помощью символических средств. Символические средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Центральными задачами развития способностей детей является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности.
Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.
Цели программы:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей для обеспечения целостности и единства воспитательно-образовательного процесса как основы повышения качества дошкольного образования.
- Обеспечение возможности каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства через повышение качества дополнительного образования посредством внедрения новых информационных технологий.
Задачи программы:
— формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними и способах ориентирования в окружающем мире,
— формировать и развить навыки учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности,
— воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям, учить правилам поведения в среде сверстников,
— создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями,
— формировать общую культуру личности детей, социокультурной среды, соответствующей их индивидуальным, психологическим, физиологическим особенностям,
— помочь преодолеть психологический барьер между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха,
— обеспечивать преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
При составлении данной программы были учтены принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Содержание программы направлено на формирование у детей познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о предметном мире и обществе, развитие речи как средства познания, интеллектуального развития через решение следующих задач:
— продолжать учить ориентироваться в быту и в ближайшем окружении (знание предметов и явлений, понимание их функционального назначения, способность применять имеющиеся знания в доступной практической, игровой и элементарной бытовой деятельности);
— расширять представлений детей об окружающем мире и предметах: обогащать проводимые ранее наблюдения о смене времен года, занятиях людей в разное время года, описывать осеннюю, зимнюю, летнюю погоды с указанием 3-5 ведущих признаков;
— учить называть 7-10 видов овощей и фруктов, выделять их основные отличительные признаки, сравнивать по основным признакам: различение по вкусу, запаху, цвету, форме, строению; сравнивать овощи сырые и вареные, целые и измельченные;
— уточнить знание состава своей семьи, понимание родственных отношений, возраст членов семьи, кто чем занимается;
— знакомить с профессиями людей, работающих в детском саду, наблюдать за их деятельностью в рабочее время;
— учить узнавать людей названных профессий по изображениям на картинках; расширять представления в процессе чтения книг, просмотра диафильмов, телепередач;
— уточнить представления о транспортных средствах, которые доступны непосредственному наблюдению, знакомить с деятельностью людей, занятых на этих видах транспорта.
Новизна рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Формирование целостной картины мира», в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для подготовительной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям.
Актуальность программы состоит в том, что она позволит решить проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, что реализуется в программе «окружающий мир» для младших школьников.
Принципы рабочей программы
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей);
- принцип систематичности и последовательности в организации деятельности по компьютерной грамотности, предполагающий систематическую работу с детьми, постепенное усложнение предметного содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предполагаемых содержания, форм, средств и методов работы;
- принцип доступности;
- принцип наглядности.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников
№ группы | 10 подготовительная | 11 подготовительная | 12 подготовительная |
возраст | 6-7 лет | 6-7 лет | 6-7 лет |
Количество воспитанников | 29 | 30 | |
Мальчиков | 12 | 14 | |
Девочек | 17 | 16 |
Особенности организации образовательного процесса
- Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
- Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
При составлении данной программы был учтен принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников подготовительной группы, что обеспечило интеграцию со следующими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие физических качеств для общего развития детей, использование общеразвивающих упражнений (физкульт минуток) для снятия физического напряжения;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми на темы предметного окружения; формирование представлений о мире и правилах поведения в обществе; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. |
«Познавательное развитие: ФЭМП» | Расширение кругозора детей в области математики: формирование целостной картины мира с помощью обучающих компьютерных программ |
«Речевое развитие» | развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи;
формирование словаря и культура общения |
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий при проведении занятий. Использование на занятиях компьютеров, позволяет повысить качество подачи, усвоения материала, что позволит сформировать целостную познавательную картину мира.
С помощью компьютерных технологий ребёнок самостоятельно может осуществлять свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Особенно важно, что именно интерес, сначала как игровой, а затем и в учебной деятельности, лежит в основе формирования у них таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на занятиях активизирует познавательную деятельность детей и формирует положительную мотивацию для обучения, а также помогает:
— ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
— овладеть практическими способами работы с информацией,
— развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях по сравнению с традиционными формами проведения НОД обеспечивает большую наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне за счет привлечения большего количества дидактического материала, анимации, музыки, повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5–2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, что позволяет индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания, а это все СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
При проведении непосредственно образовательной деятельности используются такие формы работы, как: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, развивающая игра, рассказ, беседа, проблемная ситуация и др; такие методы, как: анализ, сравнение, обобщение и классификация. Подгрупповая форма является основной при организации деятельности детей.
На занятиях по формированию целостной картины мира применяются:
1 мультимедийные презентации
2 развивающие компьютерные игры
3 обучающие фильмы.
Все это формирует позитивное отношение детей к обучению, предполагает ненавязчивый способ оказания помощи с возможностью выбора индивидуального темпа изучения материала.
Примерная структура занятий:
Вводная часть: создание интереса, игровая мотивация,
Основная часть:
- теоретическое знакомство с темой занятия по учебно-тематическому плану программы: просмотр презентации, беседа или дидактическая игра,
- практическое выполнение заданий на компьютере (развивающие, обучающие игры).
Заключительная часть: подведение итогов занятия.
Во время занятий проводится гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, физ. минутки, комплекс физических упражнений для снятия мышечного и нервного напряжения.
Занятия проводятся со старшими дошкольниками 1 раз в неделю в специально оборудованном компьютерном классе с использованием компьютера и компьютерных обучающих и развивающих игр.
Время проведения занятий: первая половина дня.
Продолжительность занятий соответствует возрастным требованиям: старший возраст — 25 минут (использование компьютера – 8-10 минут).
Количество академических часов в неделю – 1 час.
Количество академических часов в год – 36 часов.
Форма подведения итогов программы: открытые мероприятия, диагностика.
Целевые ориентиры программы:
Ребенок умеет:
— активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
— участвовать в совместных играх,
— договариваться и учитывать чувства и интересы окружающих,
— адекватно проявлять свои чувства,
— сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
— называть главную функцию (назначение) предметов;
— расставлять события в правильной последовательности;
— применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
— описывать простой порядок действий для достижения цели;
— находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
— проводить аналогию между разными предметами;
— переносить свойства одного предмета на другие.
У ребенка сформированы:
— начальные знания о себе, об окружающем его мире,
— элементарные представления из области живой природы, математики, истории, информатики (представления о возможностях компьютера, как современного инструменты для получения и обработки информации; начальные навыки работы на компьютере),
— навыки учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слушать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
— самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 520 с.
- О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 80 с.
- О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 80 с.
- Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа / авт.-сост. О.В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2016. — 142 с.
- Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа / авт.-сост. О.В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2016. — 142 с.
- Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет: планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / Э.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 139 с.
- Балабанова Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий / Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 175 с.
- Коч Л.А. Дошколенок + компьютер: перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.
- Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
Программное обеспечение программы:
- Серия Образовательная коллекция 1С Окружающий мир для дошкольников
- Серия Образовательная коллекция 1С Играем и учимся
- Серия дисков Игродром
- Серия дисков «Умные игры»
- Серия В помощь педагогу ДОО Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет
- Серия Веселые уроки Удивительный мир растений
Компьютерные обучающие игры будут приобретаться и пополняться по мере необходимости.
Условия реализации программы
Материально-техническое (пространственная и предметно-развивающая среда) и программно-методическое обеспечение ДОУ
№ п/п | Помещение | Оснащение |
1. | Компьютерный зал | Ноутбук с мышью, наушники
Проектор, интерактивная доска |
Пространство, используемое педагогом в образовательном процессе с учетом возраста детей:
№ п/п | Помещение | Частота использования | Возрасти воспитанников |
1 | Компьютерный зал | 3 раза в неделю | 6-7 лет |
Расписание образовательной деятельности
№ группы | Понедель
ник |
Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
10 | — | — | 9:00-9:25 9:30-9:55 | — | — |
11 | 10:00-10:25 10:30-10:55 | ||||
12 | 9:00-9:25
9:30-9:55 |
Оценка индивидуального развития воспитанников
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания образовательной области «Формирование целостной картины мира» основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей по выявлению уровня сенсорного развития ребенка и уровня сформированности представлений об окружающей действительности с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания и т.д.
С целью выявления результатов динамики формирования интегративных качеств воспитанников 1 раз в год (апрель) проводится мониторинг детского развития по оценке достижения детьми планируемых промежуточных результатов освоения образовательной программы, которые фиксируются в сводной карте сформированности интегративных качеств.
Краткое содержание программы
В программу включены следующие темы:
- Мой любимый детский сад: день знаний и интерес к школе. Тема знакомит с представлениями детей об общественной значимости детского сада, его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад, а также дает представления о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, знакомит со школьными принадлежностями.
- Работы осени: кто собирает урожай овощей. Тема знакомит с признаками осени, закрепляет знания детей об овощах и знакомит с сельскохозяйственными профессиями
- Веселый урожай фруктов. Тема знакомит с фруктами, пользе фруктов для человека, как источнике жизненной силы, со способами консервации фруктов (соки, компоты, морсы, варенье, заморозка)
- В гостях и бабушки Федоры: предметы-помощники. Тема знакомит с представлениями о предметах, облегчающих труд человека на производстве, которые могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. Формирует представления о правилах пользования бытовыми приборами.
- Игрушки-конструкторы. Тема знакомит с видами игрушек, а именно с игрушками-конструкторами, учит выделять части конструктора, дает представление о том как построить что-то из конструктора.
- Кем я хочу быть? Тема знакомит с профессиями людей, расширяет кругозор и познавательный интерес детей к профессиям, учит различать профессии по атрибутам.
- Хочу все знать: удивительные предметы. Тема знакомит с предметами, придуманными людьми, с объектами природы, учит находить общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам) у предметов, придуманными людьми и объектов природы.
- Осенины. Тема позволяет расширить знания детей об осени, знакомит с осенью в произведениях искусства и развивает интерес к изображению осенних явлений в рисунках.
- Моя семья и семейные традиции. Тема знакомит с представлениями о семье, как о людях, которые живут вместе, семейными традициями, расширяет представления о родовых корнях семьи.
- В книгах о вежливости. Тема знакомит с историей создания и изготовления книги, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека, с этикетом и основными правилами вежливости.
- Планета Земля. Тема знакомит с проблемой загрязнения окружающей среды и как с этим нужно бороться: проведение субботников, воспитывает чувство прекрасного к планете Земля.
- Путешествие по школе: спорт и здоровье. Тема знакомит с профессией учителя, инструктора физкультуры, их деловыми и личностными качествами (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам), дает представление о спорте в школе и как спорт укрепляет здоровье.
- Путешествие на телевидение. Тема знакомит с представлением о современном телевидении, с правилами просмотра телепередач, знакомит с телевизионным центром, со студиями, в которых снимаются передачи, с профессиями людей, работающих на телевидении.
- Поведение диких животных зимой. Тема знакомит с представлениями детей об образе жизни диких животных (лисы и волка) в зимнее время, формирует представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость.
- Моя страна. Тема знакомит с российским гербом, флагом, гимном, историческим прошлым России, столицей — Москвой, формирует любовь к родной стране, знакомит с трудом работников типографии и показывает значимость каждого компонента труда в получении результата.
- Традиции празднования нового года. Тема знакомит с традициями и обычаями празднования Нового года на Руси, историей их возникновения, учит ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях, расширяет представления детей о культуре своего народа.
- Рождество. Игрушки из стекла и керамики. Тема знакомит с народными праздниками (Рождество Христово), изделиями из стекла и керамики, стекольным заводом и его изделиями, производством стекла, особенностями стекла и стеклянной посуды, учит устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
- Зима в разных полушариях Земли, широтах: игры и забавы. Тема знакомит с особенностями зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры) в разных полушариях Земли и широтах, зимними играми и забавами и деятельностью людей в городе и селе.
- В гостях у сказки: путешествие по библиотеке. Тема знакомит с представлением о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку, воспитывеат бережное отношение к книгам, закрепляет знания детей о сказках.
- Мой родной город. Тема знакомит с родным городом, его историей, достопримечательностями, воспитывает чувство гордости за своих земляков
- Путешествие по сказкам Пушкина. Тема знакомит с творчеством А.С. Пушкина (сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, У лукоморья дуб зеленый), воспитывает бережное отношение к вещам, закрепляет знания детей о различных материалах (что упоминается в сказках)
- Виды военного транспорта. Тема знакомит с видами военного транспорта, военными профессиями
- 23 февраля – день Защитника Отечества. Тема знакомит с родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), Российской армии, воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам).
- Сказочное путешествие в театр. Тема знакомит с различными видами театра (ТЮЗ, кукольный, балет, цирк, опера, драма, сатиры, кинотеатр), дает представление о музыки в театре, развивает интерес к различным видам детского театра
- Народные традиции и обычаи: масленица. Тема знакомит с историей народного праздника Масленица, закрепляет представления о богатстве рукотворного мира, расширяет знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека.
- Международный женский день. Тема знакомит с историей праздника 8 марта, представлениями о значимости матери для каждого человека, воспитывает уважительное, доброжелательное отношение к маме, бабушке.
- Хочу быть здоровым. Тема знакомит со здоровым образом жизни, закаливанием.
- Вода — источник жизни на Земле. Тема знакомит со значение воды в жизни всего живого.
- Неделя детской книги: путешествие в прошлое счетных устройств. Тема знакомит с представлениями о книгах, с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком
- Этот загадочный космос. Тема знакомит с космосом, его освоением, героями космоса (Ю.А. Гагарин и другие)
- Птицы — наши друзья. Тема знакомит с многообразием птиц и их общих признаках, учит составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения
- Сезонные виды труда и техника безопасности. Тема знакомит с сезонными видами труда, формирует уважение к труду взрослых разных профессий и определяет значимость этих профессий, знакомит детей с правилами техники безопасности при работе на улице и их последствиями при нарушении
- Как ковалась победа в ВОВ. Тема знакомит с героическими страницами истории нашей Родины, героями ВОВ, воспитывает чувство патриотизма
- К дедушке на ферму укреплять здоровье: профессия фермер. Тема знакомит с профессией фермер, его трудовых действиях и результатах труда, дает понимание целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве
- Искусство: путешествие в прошлое светофора. Тема знакомит с представлениями о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком, развивает ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
- До свидания детский сад и здравствуй первый класс. Тема знакомит со школой и 1 классом, формирует эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1й класс.
Календарно-тематическое планирование
неделя | Тема | Цели/Задачи | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1 | Мой любимый детский сад: день знаний и интерес к школе | — развивать познавательный интерес к школе, к книгам
— закрепить знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе — познакомить со школьными принадлежностями — расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад — воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим |
— презентация
— Игра «Прошлое и настоящее» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, 59 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 33-34 — О.В. Павлова Познание предметного мира Тема 1, 2 с.6-13 — Задание 9 Портрет (пазл) Умные игры: развитие памяти и внимания |
2 | Работы осени: кто собирает урожай овощей.
Профессии людей сельского хозяйства |
— расширять знания детей об осени
— закрепить знания детей об овощах — познакомить с сельскохозяйственными профессиями — расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям — формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий |
— презентация
— Задание 10 «Окружающий мир для дошкольников» |
3 | Веселый урожай фруктов | — закрепить знания детей о фруктах
— рассказать о пользе фруктов для человека, как источнике жизненной силы — познакомить детей со способами консервации фруктов (соки, компоты, морсы, варенье, заморозка) — воспитывать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле |
— презентация
— Задание 11 «Окружающий мир для дошкольников» — Задание 4 (шкаф) Лунтик: тренируем память и внимание |
4 | В гостях у бабушки Федоры: предметы-помощники | — формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве
— объяснить детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет — формировать представления о правилах пользования бытовыми приборами — оценить умение использовать полученные знания в разных видах деятельности |
— презентация
— Игра «Что на что похоже» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 59 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 5 с.30-33 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 28-29 — Задание 2 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 5,5+» игра 13 С какой буквы?
|
Октябрь | |||
5 | Игрушки-конструкторы | — познакомить с игрушками-конструкторами
— учить выделять части конструктора |
— презентация
— Игра «Собери предмет» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 60 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 7 с.40-43 — Задание 8 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 3,5+» игра 18 Собери игрушки — «Игродром 3,5+» игра 25 Сделай сам
|
6 | Кем я хочу быть? | — познакомить с профессиями людей
— расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям — учить различать по атрибутам профессии |
— презентация
— Игра «Сколько славных дел вокруг» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 69 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 6 с.34-40 — Задание 50 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 4+» игра 12 Профессии
|
7 | Хочу все знать: деревья и кустарники | — учить детей сравнивать объекты природы (деревья и кустарники) между собой
— учить находить общие свойства и отличия |
— презентация
— Игра «Волшебные слова» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 60 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 31-32 — Задание 9 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 4,5+» игра 5 Собери букву
|
8 | Осенины | — расширять знания детей об осени
— осень в произведениях искусства — расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства — развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках |
— презентация
— Игра «Чудесные вещи рукотворного мира» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 61 — Задание 14 «Окружающий мир для дошкольников» — «игродром 5,5+» игра 16 Сообрази!
|
Ноябрь | |||
9 | Моя семья и семейные традиции | — формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе
— воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью — расширять представления о родовых корнях семьи — знать семейные традиции |
— презентация
— Игра «Бабушкин сундук» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 66 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 12 с.62-67 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 29-31 — Задание 19 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 4+» игра 1 Кто где живет — «Игродром 5,5+» игра 15 Теремок |
10 | В книгах о вежливости | — познакомить детей с историей создания и изготовления книги
— показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека — вызвать интерес к творческой деятельности человека — воспитывать любовь и бережное отношение к книгам — познакомить с этикетом: что значит быть вежливым — познакомить с процессом создания, оформления книги |
— презентация
— Игра «Если бы…» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 62 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 14 с.71-79 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 35-36 — «Игродром 4+» игра 4 Наблюдатель |
11 | Я и домашние питомцы, профессия фермер | — закрепить знания детей о домашних питомцах
— вызвать интерес к заботе о домашних питомцах |
— презентация
— Игра «Чье хозяйство больше» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 71 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 56-58 — Задание 15, 22 «Окружающий мир для дошкольников»
|
12 | Путешествие по школе: спорт и здоровье | — познакомить с профессией учителя, инструктора физкультуры, со школой
— познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам) — воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, вызывать интерес к школе — — дать представление о спорте в школе, как спорт укрепляет здоровье |
— презентация
— Игра «Цепочка слов» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 62 — О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 8 с.44-49 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 36-39 — «Игродром4+» игра 9 Расставь по местам |
Декабрь | |||
13 | Виды военного транспорта | — познакомить с видами военного транспорта
— обобщить и уточнить знания детей о видах транспорта и военных профессиях |
— презентация
— О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 3, 4 с.14-29 — Задание 6, 44 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 4+» игра 13 На чем поедем? — Задание 5 Воздушный шар (раскрась) Умные игры: развитие фантазии и сообразительности
|
14 | Поведение диких животных зимой | — уточнить представления детей об образе жизни диких животных (лисы и волка) в зимнее время
— формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость — упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных |
— презентация
— Игра «Найди лишний предмет» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 64 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 39-40 — Задание 17 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 3,5+» игра 5 Угадай кто это? — «Игродром 4+» игра 8 Кто не спрятался?
|
15 | Зима в разных полушариях Земли, широтах: игры и забавы | — расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе и селе.
— формировать представления об особенностях зимы в разных полушариях Земли и широтах. — знакомить с зимними играми и забавами |
— презентация
— Игра «Зачем людям нужны…» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 62 — Задание 35 «Окружающий мир для дошкольников»
|
16 | Традиции празднования нового года | — формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения
— формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях — соотносить традиции и обычаи проведения праздников в старину и в наши дни — расширять представления детей о культуре своего народа; обогащать словарный запас
|
— презентация
— Игра «Дорисуй, что я задумал» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 63 — «Игродром 4+» игра 7 Открытка маме — «Игродром 3,5+» игра 12 Наряди елочку — Задание 36 «Окружающий мир для дошкольников»
|
Январь | |||
17 | В гостях у сказки: путешествие по библиотеке | — дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку
— воспитывать бережное отношение к книгам — закрепить знания детей о сказках |
— презентация
— О.В.Павлова Познание предметного мира: подготовительная группа Тема 17 с.89-93 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 43-45 — Задание 21 «Окружающий мир для дошкольников»
|
18 | Рождество и святки. Игрушки из стекла и керамики | — познакомить с народными праздниками (Рождество Христово)
— закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга — устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета — познакомить детей со стекольным заводом и его изделиями — расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла, особенностях стекла и стеклянной посуды |
— презентация
— Игра «Подбери пару» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 64 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 42-43 — Задание 29 «Окружающий мир для дошкольников» — Лунтик: хочу все знать игра 10 (хоккей) |
19 | Моя страна | — воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомит детей с российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России
— формировать любовь к родной стране и интерес к его прошлому и настоящему — познакомить с историей страны, столицей — Москвой — познакомить детей с трудом работников типографии — показать значимость каждого компонента труда в получении результата |
— презентация
— Игра «Если я попаду в Москву…» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 68 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 49-51, 40-42 — Задание 20, 23 «Окружающий мир для дошкольников»
|
20 | Мой родной город | — формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему
— познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков — познакомить с достопримечательностями родного региона — расширять знания детей об улицах города, учить детей по фотографии узнавать и называть знакомые им улицы родного города — воспитывать у детей эстетические чувства, любовь к родному городу |
— презентация
— Игра «Город мой родной» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 67 — Задание 31 «Окружающий мир для дошкольников» |
Февраль | |||
21 | Путешествие по сказкам Пушкина | — познакомить с творчеством А.С. Пушкина (сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, У лукоморья дуб зеленый)
— воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей — закреплять знания детей о различных материалах (что упоминается в сказках) |
— презентация
— Игра «Нерешенные задачи» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 65 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 45-46 — Задание 5 «Окружающий мир для дошкольников»
|
22 | 23 февраля – день Защитника Отечества | — расширять знания детей о Российской армии
— уточнить представление детей о родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска) — воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам) — формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев — воспитывать стремление быть похожими на них — расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками |
— презентация
— Игра «Я военным быть хочу, пусть меня научат» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 70 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 46-47 — Задание 2 Воздушный шар (пазл) Умные игры: развитие памяти и внимания — Задание 21 Цифры-краски Умные игры: развитие памяти и внимания
|
23 | Народные традиции и обычаи: масленица | — закреплять представления о богатстве рукотворного мира
— расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека — развивать интерес к познанию окружающего мира — познакомить с историей народного праздника Масленица |
— презентация
— Игра «Что из какого магазина» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 63 — Задание 27 «Окружающий мир для дошкольников»
|
24 | Путешествие на телевидение | — дать представление современного телевидения
-познакомить с правилами просмотра телепередач — познакомить детей с телевизионным центром, со студиями, в которых снимаются передачи, с профессиями людей, работающих на телевидении — познакомить с кожаными изделиями |
— презентация
— Игра «Расскажи о материале» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 60 — Задание 3, 47 «Окружающий мир для дошкольников» — «игродром 5+» игра 19 Волшебный телевизор |
Март | |||
25 | Международный женский день | — дать представление о значимости матери для каждого человека
— воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, бабушке — познакомить с историей праздника 8 марта |
— презентация
— Игра «Веселый оркестр» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 65 — Задание 15 Цветок (пазл) Умные игры: развитие памяти и внимания — Задание 17 Цветочек (раскрась) Умные игры: развитие фантазии и сообразительности — Лунтик: развивающие задания для малышей Задание 2 (Мона) Дополни букет
|
26 | Птицы — наши друзья | — вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы
— систематизировать представления детей о многообразии птиц — учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения, местам обитания, способу передвижения — закреплять знания об общих признаках птиц |
— презентация
— Задание 28 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 4,5+» игра 6 Считалочка — Задание 7 Петушок (раскрась) Умные игры: развитие фантазии и сообразительности |
27 | Вода — источник жизни на Земле | — определить значение воды в жизни всего живого
— дать понятие — вода |
— презентация
— Задание 48 «Окружающий мир для дошкольников» — Лунтик: хочу все знать Задание 4 Прорубь |
28 | Сказочное путешествие в театр | — дать представление о театре
— познакомить детей с различными видами театра(ТЮЗ, кукольный, балет, цирк, опера, драма, сатиры, кинотеатр) — дать представление о музыки в театре — развить у детей интерес к различным видам детского театра |
— презентация
— Задание 26 «Окружающий мир для дошкольников»
|
Апрель | |||
29 | Неделя детской книги: путешествие в прошлое счетных устройств | — формировать у детей обобщенные представления о книгах
— познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком — развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира — активизировать познавательную деятельность |
— презентация
— О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 51-52 — Задание 12 Сравни рисунки Умные игры: развитие фантазии и сообразительности — Задание 18 Умный колобок (пазл) Умные игры: развитие фантазии и сообразительности
|
30 | Этот загадочный космос | — расширять представление детей о космосе
— подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле — познакомить с героями космоса (Ю.А. Гагарин и другие)
|
— презентация
— О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 53-54 — Задание 39, 42 «Окружающий мир для дошкольников» — «Игродром 5,5+» игра 23 Математический космодром |
31 | Планета Земля | — воспитывать чувство прекрасного к планете Земля
— познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды и как с этим нужно бороться: проведение субботников |
— презентация
— Игра «Будь внимателен!» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 60 — «Игродром 4+»игра 6 Что общего?
|
32 | Сезонные виды труда и техника безопасности | — знакомить детей с сезонными видами труда
— формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий — познакомить детей с правилами техники безопасности при работе на улице и их последствиями при нарушении |
— презентация
— Игра «Все работы хороши» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 72 — Задание 16 Тройняшки Умные игры: развитие памяти и внимания — Задание 22 Мячик (пазл) Умные игры: развитие памяти и внимания |
Май | |||
33 | Как ковалась победа в ВОВ | — познакомить с героическими страницами истории нашей Родины
— воспитывать чувство патриотизма — познакомить с героями ВОВ |
— презентация
— Игра «Они сражались за Родину» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 73 — Задание 11 Мелодия (пазл) Умные игры: развитие логики и воображения — Задание 14 Самолет (раскрась) Умные игры: развитие логики и воображения |
34 | Хочу все знать: путешествие в прошлое светофора | — дать представление о здоровом образе жизни
— познакомить с закаливанием — познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком — развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
|
— презентация
— Игра «В здоровом теле здоровый дух» О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, с. 74 — О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 54-56 — Задание 45 «Окружающий мир для дошкольников» |
35 | Искусство: знатоки | — расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов
— активизировать познавательную деятельность — закрепить знания о богатстве рукотворного мира — расширить знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека
|
— презентация
— О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением: подготовительная группа, стр. 47-49 — Задание 46 «Окружающий мир для дошкольников» |
36 | До свидания детский сад и здравствуй первый класс | — формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1й класс | — презентация
— Задание 24 «Окружающий мир для дошкольников»
|