Особенности организации предметно-развивающей среды
Автор: Воспитатель Чепелева Елена Анатольевна.
МКДОУ №1 «Ручеек» Новосибирская область г.Барабинск.
«Особенности организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Файл:Конспект
Файл:Презентация
Слайд 1
Организация предметно – пространственной (развивающей) среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы имелась возможность для наиболее эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.
Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по её изменению.
Слайд 2
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу следует учитывать, что именно в этот период детства меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «Самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Слайд 3
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РПП (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Слайд 4
Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (зоны, уголки, сектора, центры активности и т.п.), для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности, в которых одновременно могут находиться трое- шестеро детей, поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.
Слайд 5
Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно – образовательных задач и индивидуальных особенностей детей, меняться, дополняться и объединяться.
При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельности детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов.
Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО Для мобильности пространства РППС можно использовать разделение на зоны при помощи различных элементов (некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.
Слайд 6
При этом педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей, не забывая выделить следующие зоны для разного рода видов активности: 1 – рабочая, 2 –активная, 3 –спокойная.
Также необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.
Слайд 7
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение.
Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись, чтобы дети самостоятельно могли выбрать игру.
Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.
Слайд 8
Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.) Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол и т.д.. Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого можно использовать краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и др.).
Здесь наряду с художественной литературой должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические, развивающие и логико-математические игры и пр.). Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, с наличием технических средств (микроскоп), календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
У ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее. Можно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и самореализации каждого включенного в неё субъекта.
Слайд 9
Приложение
Советы педагогам по организации пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО также относятся акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения.
Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр.
В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены.
Немаловажную роль, при организации РППС, приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство.
Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве.
Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов: бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – тёплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но неболее25% всей площади помещения».