Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей
Автор: воспитатель Разводовская Татьяна Евгеньевна.
ГБОУ Школа № 1375 ДО № 6 г. Москва.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы «Поможем Коле Знайкину»
Файл:Конспект занятия
Цель: подготовка к обучению грамоте
Задачи:
• учить проводить звуковой анализ слова;
• различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
• закреплять знание о различительной роли звука;
• учить подбирать слова с заданным звуком;
• закреплять умение составлять слова из последовательно произнесенных звуков.
Материал: картина – схема слова аист, фишки для звукового анализа на каждого ребенка, рабочие тетради Н. В. Дурова «Первые шаги по ступенькам грамоты», перчаточная кукла — мальчик.
Ход занятия: Воспитатель показывает детям перчаточную куклу: Ребята, у нас в группе новенький мальчик.
Кукла: Здравствуйте! Меня зовут Коля Знайкин. Я очень-очень умный. Уже знаю буквы… одну… Но самую главную – букву А!
Воспитатель: У нас все ребята знают эту букву, а некоторые даже читать умеют.
Кукла: А я считать могу до 10!
Воспитатель: И ребята могут!
Кукла: А я… А у меня… А у меня на крыше аисты каждую весну гнездо вьют! Вот я даже принес вам картинку с этой замечательной птицей.
Воспитатель вешает картину на доску: Скажи-ка нам, Коля Знайкин, ты знаешь из каких звуков состоит это слово?
Кукла: Ннннет…
Воспитатель: Тогда садись вот сюда (сажает куклу) и слушай внимательно. Ребята, найдите в своих тетрадях картинку, на которой нарисован аист. Послушайте внимательно это слово (воспитатель произносит слово аист, выделяя каждый звук)
Звуковой анализ слова аист:
• Воспитатель произносит слово, выделяя первый звук: Какой первый звук в этом слове гласный или согласный? Как вы определили? Как обозначим на схеме?
• Воспитатель произносит слово, выделяя второй звук: Какой второй звук в этом слове, гласный или согласный? Как обозначим на схеме?
• Воспитатель произносит слово, выделяя третий звук: Какой следующий звук в этом слове, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим на схеме? Звонкий или глухой? Как проверить? Будем как-нибудь обозначать?
• Воспитатель произносит слово, выделяя четвертый звук: Какой следующий звук в этом слове, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим на схеме? Звонкий или глухой? Как проверить? Будем как-нибудь обозначать?
• Сколько всего звуков в этом слове? Сколько согласных звуков? Сколько гласных? Сколько слогов в этом слове? Как вы определили? (правило: сколько в слове гласных, столько и слогов); Как еще можно? (прохлопать); Давайте проверим (дети прохлопывают).
Игра «Построй слово»
Воспитатель предлагает выбранным детям снять с доски фишку, обозначающую звук «с», «т» и т. д.: Назовите свои звуки. А теперь встаньте так, чтобы получилось слово аист. Дети перестраиваются в нужном порядке.
Игра «Убери заданные звуки в слове»
Дети убирают звуки со схемы по команде воспитателя: «т», «а», «с», «и».
Физкультминутка «Кораблекрушение»
• «шторм, качка» — дети поочередно встают на пятки, затем на всю стопу;
• «плывут на остров» — на ковер;
• смотрят по сторонам «в бинокль» — наклоны, приставив пальцы, сложенные колечком к глазам;
• «рубят деревья» — махи руками;
• «строят лодку» — становятся парами.
Игра «Кого везет кораблик?»
Воспитатель предлагает детям угадать, кого они забрали с острова. Для этого им надо определить, какое слово собирается из заданных звуков (задание для каждой лодочки свое): «р», «ы», «б», «а», утка, сок, лук, сом, каша, лиса, чай, волк, шар, лист, кит, жук.
Игра «Звук заблудился»
Воспитатель:
На болоте нет дорог
Я по кошкам — скок до скок!
Какой звук заблудился в этом стихотворении? Как сказать правильно?
Игра «Найди картинку»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки на доске и назвать слова, которые начинаются со звуков «с» или «сь»; затем назвать слова, у которых указанные звуки в середине, в конце.
Кукла Коля Знайкин благодарит всех за интересное занятие.