Конспект мастер-класса Пасхальная открытка
Автор: педагог дополнительного образования Оболенская Лада Владимировна.
МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево.
Выполнение открытки пасхальной тематики
План-конспект мастер — класса
тема: «Пасхальная открытка»
Цель: познакомить с правилами и приёмами выполнения открытки пасхальной тематики;
Задачи:
образовательная: дать практические умения в изготовлении декоративной пасхальной открытки в смешанной технике;
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других членов коллектива;
развивающая: развитие творческой самостоятельности, креативность, умение анализировать результат своей деятельности, чувство материала.
Тип занятия: комбинированный
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работ, рефлексия
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы, анализ выполненной работы.
Форма работы: работа в творческих группах, фронтальный опрос, упражнение на рефлексию
Задание: выполнить декоративную пасхальную открытку в смешанной технике по заданным параметрам
Зрительный ряд: изделие в материале, схемы композиционного построения, примеры пасхального флористического декора в материале;
Наглядные пособия:
1. Слайды с названием темы мастер- класса, объекта труда, этапов работы, схемой анализа, терминологией;
2. фотоматериалы с примерами флористического пасхального декора;
3. изделия в материале: пасхальные композиции и открытки;
Оборудование: пистолеты клеевые, простые карандаши, ластики, ножницы, магниты, маркеры цветные.
Материалы:
1. природный материал (ветки вербы);
2. декоративный материал (фурнитура праздничная, ленты, шнуры);
3. салфетки влажные для рук;
4. клей- карандаш (по числу участников мастер- класса)
5. тонированная цветная бумага, белая альбомная бумага
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
1. Вступительное слово педагога.
Декоративная пасхальная открытка непременно подарит хорошее настроение вам и вашим близким и внесёт в дом радостную ноту Праздника. По мнению психологов, для человека одними из самых приятных моменты жизни являются …подарки.…Каждый одариваемый испытывает массу приятных впечатлений…
Светлая Пасха- это весна, надежда, предчувствие любви Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нём, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому.
2. Мотивация, актуализация, постановка цели занятия.
Работа в группах
Объявление темы и цели мастер- класса.
Демонстрация пасхальных открыток фабричного изготовления и в стиле «хэнд — мейд».
На дворе время приближения долгожданного события – Праздника Пасхи. Это время подарков, весны и ожидания чуда…Тема нашего мастер- класса причудливо объединяет Весну и Праздник:
Пасхальная открытка.
Педагог демонстрирует слайд с названием темы мастер- класса.
3. Работа с выставкой.
Выставка представляет приемы пасхального декора – композиции в материале и пасхальные открытки. Представление экспонатов выставки педагогом.
II. Теоретический этап
1. Слово педагога.
Проблемный вопрос
Требования к оформлению открытки соответствуют требованиям к другим видам дизайна.
Какая должна быть праздничная поздравительная открытка?
Ответы детей.
— Яркая
— Аккуратная
— Интересная
— Соответствие тематике праздничной
Опираясь на Ваш жизненный опыт и знания, скажите, какие цветовые решения традиционно не используются, по вашему мнению, в пасхальном декоре?
Ответы детей:
– Коричнево-чёрная цветовая гамма
По вашему мнению, использование каких цветовых сочетаний, наиболее популярно в пасхальном декоре: букетах, декоративных натюрмортах, дизайне, открытках, упаковке подарков?
Показ наглядности (слайды, изделия в материале):
Ответы детей:
– Красный
– Зелёный
– Жёлтый, оранжевый
– Синий, голубой, сиреневый
– Пастельные оттенки
Какие растительные материалы в России традиционно связывают с праздничным пасхальным декором?
Ответы детей: – Ветки вербы, пророщенная трава, нежные весенние первоцветы, ветки берёзы с почками.
Педагог демонстрирует примеры декорирования в материале, используя экспонаты выставки.
Анализ экспонатов выставки.
Какие экспонаты вам понравились?
Чем привлекли они ваше внимание?
III. Практический этап
1. Цель практической работы.
Сегодня на занятии вы создадите декоративную открытку. Прежде чем вы приступите к выполнению работы, вы должны спроектировать совместную деятельность, распределить обязанности между собой, учитывая свои возможности и желания. Работать вы будете в группах, но дизайн открытки вы разработаете авторский. В этом вам будет помогать дизайнер – инструктор. Дизайнер – инструктор не выполняет работу полностью, но вы можете воспользоваться его знаниями и советом.
Представление дизайнеров- инструкторов группам.
Показ педагогом изделия в материале.
2. Обсуждение композиционного строения изделия.
Какие растительные и нерастительные материалы использованы?
Ответы обучающихся.
Для каждого изделия продумываются способы крепления материалов.
Какие приёмы крепления флористических материалов использованы в работе над данным изделием?
Ответы обучающихся: – склеивание
Детали аппликации закрепляются в центре открытки и фиксируются клеем.
3. Работа с технологической схемой.
Прежде чем приступить к работе над изделием, нам необходимо определить этапы работы.
Обучающиеся самостоятельно определяют ход работы.
Этапы работы над декоративной открыткой (Приложение№1)
1. Составление эскиза, обсуждение идеи цветового решения и формата (вертикальный, горизонтальный) будущего изделия;
2. Подбор и подготовка деталей к работе;
• Подготовка основы открытки — альбомный лист формата А4 согнуть пополам;
• Вырезать деталь фона из тонированной бумаги и наклеить на основу открытки;
• Вырезать детали, используя шаблоны;
3. Крепление деталей на основе изделия соответственно авторскому замыслу с помощью клея- карандаша;
4. Закрепление растительного материала (веточки вербы);
5. Декоративное оформление изделия (декорирование лентами, шнуром, бусинами – выбор по желанию автора открытки).
6. Самостоятельная практическая работа.
7. Целевые обходы рабочих мест учащихся.
• Обход с целью:
• проверки начала выполнения работ;
• проверки типичных ошибок;
• проверки качества работы;
• понимания поставленной задачи;
• индивидуального инструктажа с отстающими учащимися – показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, дополнительное разъяснение теоретического материала.
IV. Контрольно-диагностический этап
1. Выполнение и коррекция качества и уровня новых знаний, умений в создании декоративной открытки.
2. Уборка рабочих мест.
3. Оформление мини-выставки.
Анализ и самоанализ достижения цели и задач, определенных педагогом. Самоанализ выполненной работы учащимися (от каждой творческой группы).
4. Упражнение «Настроение» (упражнение на рефлексию).
а). Вступительное слово педагога.
Каждый из вас, надеюсь, испытал чувство творческого удовлетворения. Каким оно было? На этот вопрос нам ответит это упражнение. Выберите только одно выражение, но то которое охарактеризует ваши чувства. Предлагаю отразить своё настроение на лепестках цветка (затем составляется букет и определяется основное настроение нашего мастер- класса).
• Мне было не совсем комфортно- фиолетовый цвет
• Настроение обычное, как всегда – зелёный цвет
• Настроение отличное – красный цвет
б). Практическое выполнение упражнения не рефлексию.
в). Подведение итогов выполнения упражнения.
V. Итоговый этап
Мне было приятно получить от вас обратную связь. Надеюсь, что сегодня вы реализовали ваши новые творческие планы. Наше занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи Вам. До свидания.
Литература
1. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М., 2002 – 256с.
2. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. – М., 2005 – 160с.
Приложение №1
Этапы работы над декоративной открыткой
1. Составление эскиза, обсуждение идеи цветового решения и формата (вертикальный, горизонтальный) будущего изделия;
2. Подбор и подготовка деталей к работе;
3. Подготовка основы открытки — альбомный лист формата А4 согнуть пополам;
4. Вырезать деталь фона из тонированной бумаги и наклеить на основу открытки;
5. Вырезать детали, используя шаблоны ( декоративные яйца, элементы «травки»);
6. Крепление деталей на основе изделия соответственно авторскому замыслу с помощью клея- карандаша;
7. Закрепление растительного материала (веточки вербы);
8. Декоративное оформление изделия (декорирование лентами, шнуром, бусинами – выбор по желанию автора открытки).