Педагогический проект От импровизации к спектаклю
Автор: музыкальный руководитель Михайлюк Инна Александровна .
Структурное подразделение МБОУ «СОШ № 4» «Детский сад «Улыбка» город Мегион, ХМАО-Югра.
Педагогический проект «Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности «От импровизации к спектаклю». Материалы работы могут быть предложены музыкальным руководителям детских садов, школы искусств, руководителям театральных кружков и использованы в музыкально-педагогической практике в качестве методических рекомендаций, дополнительного материала в целях музыкально-творческого развития старших дошкольников.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
«От импровизации к спектаклю»
- Краткая аннотация проекта
Тип проекта: игровой, творческий, коллективный.
Доминирующая в проекте деятельность: в основе ведущий вид деятельности дошкольника – игра (музыкальная игра – драматизация) и проектирование.
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная, художественно-эстетическая.
Участники проекта: проект универсален, может быть использован музыкальными руководителями, воспитателями в работе со старшими дошкольниками и в кружковой работе при драматизации любой сказки.
(музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы (20 человек), родители (20 человек), воспитатели (2 человека)).
Сроки проведения: 2012 – 2016 годы;
Характер контактов: в рамках ДОУ.
- Обоснование необходимости проекта
На сегодняшний день актуальна задача модернизации российского образования – подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества, сегодня особенно актуален.
Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии творческих способностей. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского творчества.
Рассматривая систему дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации, заставило меня пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. У меня возникла необходимость систематизировать материалы технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательных для детей форм организации деятельности.
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара — развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.
Театрализованные игры обладают большими возможностями развития ребёнка, при условии сочетания разных видов художественной деятельности, разных видов искусства: литературных произведений, изобразительного искусства, театра.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно и меня привлекает игра-драматизация.
В течение последних 3-х лет я работаю по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации».
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра.
Игра-драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтетического искусства, которая доступна детям.
Объединение в этом виде синтетической деятельности нескольких видов искусства, основанное на наличии универсальных компонентов художественного языка и обогащающее каждый из них, создаёт уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа.
Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск по созданию и воплощению художественного образа, знакомит с шедеврами музыкального искусства. В результате такая форма работы приобретает очертания проектной деятельности.
Использование метода проектов в музыкальной деятельности дошкольников – принципиально новый подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.
Актуальность проблемы моего исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в развитии музыкальных способностей, в частности, в области создания художественного образа, для формирования которого необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Таким образом, идея использования проектирования игры-драматизации как средства развития музыкальных творческих способностей детей не является новой. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения. Недостаточно исследован вопрос влияния музыкальной игры — драматизации на развитие интегративных качеств дошкольника и недостаточно разработана методика интеграции синтетических видов искусств в единстве с художественной формой содержания.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы.
- Цели и задачи проекта.
В качестве экспериментального материала выбрано проектирование музыкальной игры-драматизации.
Проблема исследования состоит в определении особенностей содержания и методики работы над проектированием музыкальной игры-драматизации по формированию музыкальной культуры дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования -рассмотреть виды музыкальной деятельности детей, изучить содержание и методику развития музыкально-творческих способностей детей на материале проектирования игры-драматизации.
Всё выше изложенное и легло в основу выбора темы проекта: «От импровизации к спектаклю».
Задачи проектной деятельности:
- теоретически обосновать влияние проектирования музыкальной игры — драматизации на развитие музыкальных, творческих способностей дошкольника;
- приобрести практические знания и умения по внедрению детского проектирования музыкальных игр-драматизаций в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы проектов «От импровизации к спектаклю»;
- проследить динамику развития творческих способностей и интегративных качеств у воспитанников старшего дошкольного возраста;
- разработать модель организации работы по проектированию игр-драматизаций в музыкально-художественной деятельности детей 6-7 лет.
Этапы реализации:
1. Концептуальный 2012-2013 | Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов. |
2. Подготовительный 2013-2014
|
Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы по проектированию постановок сказок. |
3.Вводно-диагностический 2014 | Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования. |
4. Внедренческий 2014-2016 | Внедрение различных форм работы по теме «От импровизации к спектаклю» в образовательное пространство ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников. |
5. Заключительный апрель-май 2016 | Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта |
6.Итоговый сентябрь-декабрь 2016 | Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по теме «От импровизации к спектаклю» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей. |
Новизна и практическая значимость педагогического проекта заключается в построении образовательной деятельности в области «Музыка», посредством использования метода проектов по постановкам театрализованных сказок.
- Основное содержание проекта:
Предметное содержание организовано по принципу развивающего образования, а также научной обоснованности и практической преемственности рекомендованной федеральными государственными требованиями. Содержит основные требования к итогам освоения содержания образовательной области «Музыка» к концу каждого года обучения дошкольников, показатели разработаны с учетом представленных разделов программы и возрастной категории воспитанников.
В основу педагогического проекта лёг ведущий вид деятельности ребенка — дошкольника – игра и использование метода проектов в театрализованной деятельности дошкольников.
Цель проекта: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения языку театрализации.
Задачи:
- вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в спектакле;
- побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);
- развивать творческое воображение, музыкальность, певческий голос, эмоционально-эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в пении и движениях;
- активизировать и развивать творческое воображение дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений;
- активизировать вербальные реакции (высказывания) детей на музыку и детские фантазии;
- обогащать музыкальные впечатления средствами мировой классической и современной музыки, литературными произведениями;
- воспитывать умение совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Содержание проектирования музыкальных игр-драматизаций включает в себя работу над спектаклем: анализ содержания произведения; деление на эпизоды; воплощение разных образов — их характеров, рисунка движений и их композицию; обсуждение различных вариантов исполнения; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным спектаклем (игровые, музыкальные занятия, репетиции).
В ходе реализации проекта используются перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.
Методы и приемы работы: к традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), добавлены:
- метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира;
- метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы дошкольника.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок на новый лад, театрализованные, речевые, творческие игры и задания, словесные, дыхательные тренинги.
В содержание работы по театрализованной деятельности включены:
- презентации детско-родительских сценариев;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции, ритмодекламации;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
- Материально-технические ресурсы:
- фортепьяно;
- музыкальный центр;
- мобильный переносной активный акустический комплект ALTO OEX 400;
- мультимедийный проектор и экран;
- ноутбук;
- наличие музыкальных уголков в группах;
- декорации, реквизит к спектаклям, костюмы.
Учебно-методические ресурсы:
- сценарии и режиссерские советы по постановкам детских музыкальных спектаклей «Сказка о глупом мышонке»; «Музыкальная сказка на новый лад про волка и семерых козлят»; «Белкин домик»; «Лесная аптека»;
- фонограммы к постановкам;
- рекомендации к постановкам сказок;
- список музыкальных произведений и исполнителей;
- нотный материал, фонотека;
- контрольно-оценочный материал.
- Партнеры:
- родители и заинтересованные организации;
- интегрированная общность педагогов, родителей и детей;
- единая система образовательной работы по развитию и обучению детей
- Целевая аудитория
Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы (20 человек), родители (20 человек), воспитатели (2 человека).
- План реализации проекта.
Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск форм реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- работа над частями проекта, коррекция;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В плане отражены лишь некоторые дополнительные моменты, связанные с индивидуальными возможностями детей 6-7 лет по результатам мониторинга на начало года: работа над дикцией и выразительностью речи, пения, музыкального пантомимического движения и мимики в спектакле. Основная задача: учить детей взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики друг друга, изменение сценической ситуации.
Срок реализации/продукт детской деятельности | Игра — драматизация | Средства решения задач | Действия детей | Действия взрослых |
Сентябрь-октябрь
Продукт: Театральная постановка на празднике «Осенний калейдоскоп» для детей 4-5 лет. |
«Белкин домик» музыкальная игра-сказка.
Автор музыки и методических рекомендаций А.И. Попов
|
1.«Сочинительское» творчество «И вот однажды…», В.Моцарт. Соната фа мажор, к 280:Presto; Фантазия до минор, KV 475.
2. Игры-фантазии «Осеннее настроение», П.Чайковский», «Осенняя песня» из цикла «Времена года» 3.Этюд: «Давай дружить» А.Адан. Жизель: Вариация (из №7); 4.Этюд: «Чем дело кончилось»; «Встречи в лесу»; «Как у наших у ворот» обработка А.Курченко (фрагменты) |
Размещение декораций на игровой площадке. Ищут способы взаимодействия персонажей сказки и игрового конфликта. Стараются выразительно исполнять образные движения, воссоздавая образ в целом. Разыгрывают сюжеты, стараясь двигаться выразительно — каждый в своей роли и в игровом взаимодействии. Дети под музыку, сами иллюстрируют события, выражая их действиями. Придумывают варианты воплощения сюжета.
Представляют зрителям спектакль. |
Педагог: должен заранее детально продумать решение той или иной мизансцены. Создаёт условия для возникновения у детей представления о целостности сюжета и последовательности эпизодов сказки. Обсуждает с детьми разметку игрового пространства. Помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него роль; формулирует актёрскую задачу.
Контролирует ход и выразительность исполнения сказки по ролям. Готовит детей к презентации – показу спектакля, аккомпанирует. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: посетить театральные представления; прочитать литературные сказки; просмотреть видеозаписи музыкальных сказок; нарисовать вместе с ребёнком полюбившихся героев; придумать концовки сказок и зарисовать; по возможности, посетить библиотеку; побеседовать с ребенком о том, чему может научить нас сказка; создать и оформить книжку – малышку на тему: «Приключения в сказочном королевстве»; упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); инсценировать сказку в домашних условиях; нарисовать иллюстрации по прочитанным книгам; совместно изготовить атрибут к костюмам. |
Ноябрь – январь
Продукт: спектакль для детско-родительского фестиваля |
«Музыкальная сказка на новый лад про волка и семерых козлят» построена на материалах из опыта работы, использована классическая и современная музыка. | 1.Этюд №18 «Появление волка», «Погоня», «Волк следит за козлятами», «Преследование козлят».
В.Моцарт.Фантазия до минор,КV475 (фрагмент) 2.Этюд «Бабочка».И,Бах, Г.Малер. Сюита:Badineria (из Сюиты №2,BWV 1067), «Вальс»,О.Романовой. 3Этюд №5 «Встреча Козы и муравьев», А.Вивальди. Концерт для габоя, струнных и чембало до мажор, F.УП №6: Menuetto(фрагменты), 4. Этюд: «Волшебные цветы». П.Чайковский «Вальс цветов»; «Расцветание»; «Цветы увядают»; «Танец волшебных цветов». 5. Этюд: «Цветы и ветер»; «Спящая красавица»: Финал 1-го действия (№9)-фрагмент. «Щелкунчик» П.Чайковский 6.«Пчелки просыпаются», «Утро», Э.Григ (фрагмент) |
||
Февраль – март
Продукт: творческая презентация для родителей |
«Сказка о глупом мышонке» составлена на основе сказки С.Я. Маршака, музыкальное сопровождение Л. Олифировой | 1.Этюд «Мама мышка и мышонок»,
«Пожалей меня!» К.Орф. «Жалоба», 2. Этюд: «Мама успокаивает мышонка»; «Ласка» Ф.Миллер; «Мышонок шалит», «Шалости и шутки», Л.Бетховен. «Мышонок капризничает» (франц.нар.мелодия в обр. В Витлина). 3. подбор мелодии песни на звуковысотных музыкальных инструментах «Колыбельная мышонка». Муз. В. Карасевой |
||
Апрель-май
Продукт: спектакль, приуроченный к акции «Спаси и сохрани» |
«Лесная аптека» сценарий из опыта работы, музыка В. Филатовой | 1.Этюд №15 «Кикимора» муз. А. Лядов.
2. Этюд №4 А. Адан. Жизель: фрагменты (из №13, 3-в, 10, 15-е). 3. Этюд № 3. «Облака», К. Дебюси. 4. Игры-имитации «Кто живёт в лесу». М.Кусс. Хожу по улице. Музыкальная картинка (фрагменты). 5. Игра «Кто медведя разбудил». В. Моцарт. Фантазия до минор, KV 475 6. Игры импровизации: ёж, белка, барсук, лиса, заяц, медведь. «Полянка» обр. Л. Окоемовой. 7. Игра-загадка (упражнение-пантомима) «Лесная полянка». |
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
Ожидаемый результат:
- проектная деятельность поможет связать обучение с жизнью, сформирует навыки исследовательской деятельности, разовьёт познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе;
- поступление детей в театральные кружки школы искусств;
- выступления детей в различных конкурсах, на разных уровнях;
- сформируется целостное видение картины окружающего мира;
- коллективная работа детей даст им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности;
- повысится уровень развития интегративных качеств и музыкально-творческих способностей.
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми; отражение своих впечатлений в рисунках; наблюдения во время проектной деятельности; отзывы родителей и коллег.
По итогам 2015-2016 учебного года отмечена результативность работы по развитию интегративных качеств дошкольников обоснованных следующими показателями:
- повысилась увлечённость детей движениями под музыку, качество согласованности с музыкой — на 20%;
- активность детей, проявленная в ответах на вопросы желаний действовать — на 60%;
- повысилась степень эмоциональной отзывчивости во время слушания (внимание, внешние эмоциональные проявления) — на 10%;
- повысились личностные проявления детей (желание помочь друг другу, желание действовать сообща) — на 40%;
- повысилась желание у детей помогать друг — другу, доброжелательность — 15%;
- повысилась эмоциональная отзывчивость к произведениям о семье, родной стране, природе (понимание детьми того, что люди берегут, дорожат произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображён) — на 17%;
- повысился уровень способностей в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке — на 13%;
- повысился уровень музыкального восприятия (диагностировалось умение сосредоточиться и точно выполнить задание педагога; предпочтения детей, желанию слушать художественно-полноценную музыку, называя любимых произведений, композиторов, высказываниям о музыке) — 22%
Социальный эффект:
- I место во II и III городском фестивале детского творчества «Солнышко в ладошке»;
- участие в значимых мероприятиях города, округа;
- дети свои творческие способности по созданию образа применяют в свободной самостоятельной театрально-игровой деятельности;
- с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста;
- чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках;
- после выпуска из детского сада продолжают обучение в культурных центрах города;
- создано методическое пособие «От импровизации к спектаклю»; описание опыта было представлено на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» в секции «Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкальной деятельности», материалы опубликованы в сборнике.
- Методическое пособие «От импровизации к спектаклю» презентовано на научно-методическом центре МБОУ «СОШ №4», на котором было отмечено: данная система работы имеет новизну, практическую значимость и заслуживает высокой оценки.
- «Фестиваль родительских театров» описан в статье «Изучать правила дорожного движения весело!».
- Сценарии выпускных праздников: «На балу у Золушки», «Огонь, вода и медные трубы», новогодний сценарий «По щучьему велению».
Продукт детской деятельности:
- Премьера спектакля «Сказка о глупом мышонке»; «Музыкальная сказка на новый лад про волка и семерых козлят»; «Белкин домик»; «Лесная аптека»;
- выставка детских рисунков по сюжетам спектакля-сказки.
- Перспективы дальнейшего развития проекта.
Материалы работы могут быть предложены музыкальным руководителям детских садов, школы искусств, руководителям театральных кружков и использованы в музыкально-педагогической практике в качестве методических рекомендаций, дополнительного материала в целях музыкально-творческого развития старших дошкольников.
- Литература.
- Алёхина Т. Речевые игры. // Музыкальный руководитель №3, 2006, с.24.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.
- Белякова А. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ. // Музыкальный руководитель №6, 2006, с.14.
- Бодраченко И.Театрализованные игры для старшей группы// Музыкальный руководитель №1,2007,с.13.
- Боровик Т. Пути педагогического творчества// Музыкальный руководитель №1, 3-6, 2004, с.9, 27, 29, 23, 9.
- Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
- Вульф Р.А., Мухина Г.Б. Творческая речевая деятельность детей на материале русских народных сказок// Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной.
- Галянт И.Г. «Орфей» авторская программа элементарного музицирования /сценарии/. – Челябинск, 1998.
- Галянт И.Г., Ерохина С.Н., Митрофанова Т.Л. «Орфей» авторская программа. — Челябинск, 1998.
- Гераскина Л. От этюда к спектаклю. // Музыкальный руководитель №3 — 4 2006, с.12, 18.
- Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации // Изв. Акад. пед. наук РСФСР. Вып. 100 / Под ред. Н.П. Сакулиной. М., 1950.
- Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание. — 1994.-№6.
- Нестернеко Т.В., Тарасова К.В. Программа «Гармония» М.: Центр Гармония, 2004.
- Радынова О. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры. // Музыкальный руководитель №1, 2005, с.3.
- Ритмика для детей. Б. Глитте (перевод с немецкого В. Жилин)
- Сомкова О. Н., Курчавина Е. В. Педагогические условия развития речевого творчества детей 5-6 лет в процессе сочинения сказок. – СПб., 1993. — с. 75-83. – 133 с.
- Тютюнникова Т. «Что такое Шульверк?» — К. Орф. // Дошкольное воспитание №8, 1997; №4 1998; № 10 1997.
- Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками. // Музыкальный руководитель №2 2004, с.2
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманитизд.центр ВЛАДОС, 2004.