Основы архитектурной графики
Автор: преподаватель Комарова Наталия Валериевна.
МБУДО ДШИ №10 г. Саратов.
Основы архитектурной графики
Управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов».
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Методическая разработка «Основы архитектурной графики»
Освоение приемов плоскостного и объемного изображения архитектурных объектов.
Цели и задачи дисциплины
Язык архитектурной графики является средством профессиональной коммуникации. Графические правила, символы, условные обозначения призваны сделать этот язык универсальным и понятным в среде архитекторов.
Профессиональная информация передается через архитектурный рисунок. Цель преподавания дисциплины: научить профессиональному языку передачи творческих замыслов с помощью архитектурного рисунка, дающего реалистичное представление несуществующего объекта.
Задачи изучения дисциплины:
— приобрести навыки рисования с натуры и по представлению;
— освоить различные виды изображения техники и материалы;
— изучить правила профессионального графического языка, его символы и условные обозначения.
При освоении данной дисциплины необходимо иметь навык выполнения абстрактной композиции, умение пользоваться графическими средствами.
Архитектурная графика неразрывно связана с дисциплиной «Архитектурное проектирование». Приобретенные навыки и приемы в процессе выполнения заданий данной дисциплины дают возможность наглядно выразить идеи, замыслы, представления архитектурных объектов.
Задание 1
Освоение техники изображения объемов и пространства, используя линии различной толщины, штрих и пятно. Приложение 1.
Материалы: тушь, перо, кисть или палочка, бумага 30х40 (А-3).
Цель задания: Освоить первичные навыки эскизного рисования, выявить объем и пространство с помощью изменения толщины линий, штриховки, пятна.
Рекомендации по выполнению задания: При выполнении задания используются навык проведения так называемых «летящих линий», которыми намечают общую композицию листа, силуэты будущего изображения, перспективные сокращения. Линиями, меняющими толщину на своем протяжении в зависимости от нажима на перо и количества туши, пытаются передать объемность форм и глубину пространства (приложение 1).
Задание 2
Архитектурные зарисовки городской среды с натуры. Приложение 2.
Материалы: тушь, перо, гелевая авторучка, бумага 20х30 (А-4).
Цель задания: научиться осуществлять перевод зрительного пространственного образа среды на плоскость листа с помощью линейной и воздушной перспективы.
Рекомендации по выполнению задания: Едва касаясь листа бумаги, легкими линиями намечают общие контуры зданий, перспективные сокращения основных частей зданий, дорог, тротуаров и других общих элементов городской среды контуры зеленых массивов. Далее прорисовывают фрагменты и детали (поэтажные членения, выступающие части зданий, оконные проемы, декор, ветви деревьев и так далее), используя различную толщину линий и интенсивность штриха для передачи глубины пространства и объемности форм. Выполненные зарисовки компануют на лист тонированной бумаги.
Задание 3-4
Передача фактур поверхностей (задания связаны с подачей архитектурного проекта «разработка горизонтальной поверхности»). Приложение 3,4.
Материалы: тушь, перо, рапидограф, бумага 30х40 (А-3), клей, цветная бумага, картон 30х40
Цель заданий: научиться графически и в технике архитектурного макета передавать различные материалы, используемые при благоустройстве территорий.
Рекомендации по выполнению заданий: Для графической передачи фактур поверхностей на листе вычерчивают 12 равных квадратов, в которых будут изображены предлагаемые материалы: песок, грунт, гравий или галька, плитняк, брусчатка, тротуарная плитка (2-3 варианта), газон, водная поверхность и их различные сочетания. Для передачи фактур в технике макета на листе картона выклеивают 6 слегка приподнятых квадратов, с выполненными в них из тонированной бумаги фактурами материалов.
Задание 5
Визуализация фрагмента проектного предложения «разработка горизонтальной поверхности» в виде перспективного рисунка и аксонометрической перспективы. Приложение 5.
Материалы: тушь, перо, бумага 30х40 (А-3).
Цель задания: используя ортогональные проекции представить объемно-пространственную картину проектного предложения.
Рекомендации по выполнению задания: На формате А-3 выполняются наиболее интересные и проработанные фрагменты проекта (возможно использование одного и того же фрагмента) с использование различных приемов объемного изображения. Для перспективного рисунка рекомендуется линия горизонта на уровне глаз человека среднего роста. При выполнении аксонометрической перспективы проекция плана не искажается и не изменяет углов как в перспективном рисунке, а лишь поворачивается относительно вертикали, которой соответствуют высоты объекта (рекомендуемые углы поворота проекции 30 или 60 градусов).
Задание 6
Объемная композиция из геометрических тел (по заданным ортогональным проекциям с указанием направления взгляда и линии горизонта), построенная в угловой перспективе. Задание связано с проектом «сооружение без внутреннего объема» Приложение 6.
Материалы: карандаш, бумага 30х40 (А-3), 2 листа.
Цель задания: развить навыки объемно-пространственного моделирования, необходимые для представления эскизов по проекту «сооружение без внутреннего объема». Приложение 6.
Рекомендации по выполнению задания: На первом листе изображаются фронтальная и горизонтальная проекции куба, на фронтальной проекции задается линия горизонта, а на горизонтальной – направление взгляда. По двум точкам схода, расположенным на линии горизонта в пределах листа строится эскиз куба в масштабе заданных проекций. На оставшейся части листа по эскизу выполняется рисунок куба, с нанесением сечений и осей. Этот куб используется для изучения построения трех цилиндров, продольные оси которых соответствуют координатным осям пространства.
Используя эскиз куба в мелком масштабе, составляют эскиз будущей композиции. Рекомендуемые геометрические тела в количестве 6-7 штук, соединяют посредством врезок в единый объем, который должен обладать композиционной законченностью.
Задание 7
Линейный рисунок деревьев и кустарников с выраженной структурой расположения ветвей. Приложение 7.
Материалы: карандаш, бумага 30х40 (А-3) 2 листа.
Цель задания: овладение приемами изображения антуража в архитектурных проектах.
Рекомендации по выполнению задания: Необходимо провести анализ работ художников-пейжажистов и многочисленных фотографий деревьев и кустарников без листвы с целью выявления их структуры и особенностей. На основе анализа предложить идеальную структуру дерева и кустарника, изобразив их в виде пейзажа на первом листе. На втором листе привести примеры стилизованных деревьев и стриженых кустарников для использования в качестве антуража при подаче архитектурного проекта.
Задание 8
Линейный рисунок фигуры человека. Приложение 8.
Материалы: карандаш, бумага 30х40 (А-3) 2 листа.
Цель задания: освоение основных пропорций человеческой фигуры и передача движения.
Рекомендации по выполнению задания: На первом листе выполняются наброски гипсовой фигуры в двух ракурсах, делается анализ пропорций и движения в виде схем. На втором листе выполняются наброски с натуры (в качестве натуры позируют поочередно студенты группы).
Список литературы по дисциплине
1.Рисунок: Учебное пособие для вузов/С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Подрезков. М.: Архитектура-С, 2003.
2.Рисунок для архитекторов Мачали Дельгадо Янес, Эрнест Редондо Домингес. Из-во Арт-Родник, издание на русском языке, 2005г.
3.Основы пластической культуры архитектора-дизайнера. Ермолаев А., Шулика Т., Сколова М. Из-во «Архитектура –С», 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1.Освоение техники изображения объемов и пространства, используя линии различной толщины, штрих и пятно.
Рис.2.Архитектурные зарисовки городской среды с натуры.
Рис.3.Передача фактур поверхностей. Графика.
Рис.4.Передача фактур поверхностей. Макет.
Рис.5.Визуализация фрагмента проектного предложения «разработка горизонтальной поверхности» в виде перспективного рисунка и аксонометрической перспективы.
Рис.6.Объемная композиция из геометрических тел.
Рис.7.Объемная композиция из геометрических тел.
Рис.8.Линейный рисунок деревьев и кустарников с выраженной структурой расположения ветвей.
Рис.9.Линейный рисунок фигуры человека.