Организация клубной работы в ДОУ
Авторы: педагог-психолог Исакова Юлия Александровна, педагог-психолог Смирнова Анна Сергеевна.
МБДОУ «Детский сад № 102» Вологодская область, город Череповец.
«Организация клубной работы в ДОУ как средство сохранения и укрепления здоровья педагогов»
В статье раскрыты факторы, влияющие на профессиональную деятельность педагога ДОУ. Представлен опыт работы клубов для педагогов, целью которых является сохранение и укрепление психологического здоровья участников педагогического процесса.
Файл:Статья
Организация клубной работы в ДОУ как средство сохранения и укрепления здоровья педагогов.
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности дошкольного учреждения в целом.
Почему мы говорим о здоровье педагога?
Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Все мы знаем, что сферы здоровья человека – психологическое и соматическое (физическое) взаимосвязаны.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей — дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства — все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности. Не секрет, что профессия педагога является профессией повышенного уровня стрессовой нагрузки и энергозатратности.
Существуют некоторые угрозы психологическому здоровью педагогов. Это: межличностные отношения в коллективе; психоэмоциональные перегрузки; психотравмирующие моменты в личной, семейной и общественной жизни; индивидуально-личностные особенности воспитателей. Поэтому достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания».
Физическое и эмоциональное состояние педагога — существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
В нашем дошкольном учреждении существуют клубы для педагогов, целью работы которых является сохранение и укрепление психологического здоровья участников педагогического процесса.
Педагоги посещают занятия по собственному желанию. Встречи проходят в разных помещениях детского сада: в кабинете психологической службы, в фитобаре, в музыкальном зале.
В клубе «Здоровый воспитатель» особое внимание мы уделили формированию у педагогов ценностного отношения к своему здоровью. Основными особенностями данного вида работы являлось то, что к участию привлечены специалисты ДОУ (медицинский персонал, инструктор по плаванию, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители). На семинарах – практикумах были раскрыты такие темы, как культура здоровья педагогов; профилактика простудных заболеваний, повышение иммунитета; вредные и полезные привычки, способы расслабления и снятия напряжения.
С целью улучшения физического и эмоционального состояния педагогов, повышения работоспособности и укрепления позитивного отношения к профессии был организован клуб «Педагогический калейдоскоп». На наших встречах педагоги узнали о необходимости баланса положительных и отрицательных эмоций для оптимального развития личности, а также научились поддерживать эмоциональное благополучие своего организма, управлять своими эмоциями.
Клуб «Гармония» был направлен на снижение психической и физической напряженности педагогов, на трансформацию негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния. Педагоги на занятиях познакомились и отработали эффективные способы снятия внутреннего напряжения, приемы саморегуляции.
Таким образом, работа в клубе позволила педагогам расширить и углубить теоретические и практические знания в области здоровьесбережения, сплотить педагогический коллектив. На наших встречах педагоги проявили свою индивидуальность, активность и творчество, а также получили положительные эмоции.