Информационно — познавательный проект «Олимпийское движение»
для детей старшей группы.
Актуальность: Здоровье – главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. В то же время оно является одним из ведущих условий успешного социального и экономического развития общества. Формирование здорового образа жизни – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния современного общества. Ситуацию усугубляют большие психоэмоциональные нагрузки, отсутствие навыков личной гигиены, режима дня, полноценного питания, наличие вредных привычек и знаний о важности и необходимости двигательной активности, а значит и умений в этой области у большинства взрослых.
Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.
Проблема: поверхностный интерес к спорту (современные дети думают, что спорт – это развлечение, и не знают, какой это серьезный, каждодневный труд), недостаточная информированность об олимпийских играх и их возникновении, о зимних видах спорта.
Цель:
• развитие устойчивого интереса к спорту, Олимпийским играм, как части общечеловеческой культуры;
• формирование социальной и личностной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, и воспитание социально значимых личностных качеств посредством знакомства с олимпийским движением.
• формировать у детей осознанное отношение к физическому саморазвитию и совершенству;
Задачи (для детей):
— формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;
— познакомить детей с историей олимпийского движения древности и современности, с символикой и ритуалами Олимпийских игр, спортивными талисманами, с именами спортсменов, награжденных олимпийскими медалями, спортивными достижениями своих земляков;
— изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады;
— закреплять представления о зимних видах спорта, познакомить с олимпийскими зимними видами сорта;
— формировать потребность в двигательной активности и физическом самосовершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом, развивать стремление к здоровому образу
жизни;
— воспитывать целеустремленность, организованность, инициативность, развивать творчество, образное мышление;
— формировать проектно-исследовательские умения и навыки в ходе реализации проекта: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.
Задачи (для педагогов):
— разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями в практику преемственности по вопросам здорового образа жизни в семье;
— создать информационную базу (оформление картотек, создание конспектов, презентаций, планирование, подбор музыкального материала и др.);
— создать условия для благополучного и комфортного состояния детей в процессе выполнения проекта;
— повысить уровень физической готовности воспитанников;
— привлечь к взаимодействию социальных партнеров.
Задачи (для родителей):
— участвовать в создании выставок, презентаций, принимать участие в спортивном празднике;
— создать условия для физического самосовершенствования ребенка дома.
Задачи (социальных партнеров):
— разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с социальными партнерами практику преемственности по вопросам здорового образа жизни в семье.
Паспорт проекта.
Вид проекта — комплексный
Тип проекта — смешанный (информационный, познавательный)
Длительность проекта — краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта:
Дети старшей группы №1 «Бабочки», воспитатели, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, родители, социальные партнеры.
Продукты проектной деятельности :
— создание иллюстрационного материала «Олимпийские игры»;
— создание стенгазет «За здоровый образ жизни»;
— фотовыставка «Мы – будущие Олимпийцы»;
— детские рисунки «Олимпиада глазами детей»;
— детские работы по заявленной теме.
Мероприятия
Этапы проекта |
Деятельность педагогов |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1 этап — подготовительный |
Определяет цели и задачи, осуществляет сбор и уточнение информации, выбирает оптимальные варианты, составляет план деятельности |
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. |
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем, дополняют собственными. |
2 этап – практическая деятельность по решению задач (основной этап) |
Организуют работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывают практическую помощь детям. |
Формируют знания, умения и навыки. Изготовление поделок, рисунков. |
Выполняют вместе с детьми совместные работы на заявленную тематику. |
3этап – анализ проектной деятельности и оценка результатов (заключительный этап) |
Анализируют деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Организация выставки детских поделок, рисунков, а также совместных работ детей и родителей. |
Участвуют в организации выставки своих работ выполненных на занятиях по художественно-эстетическому развитию, а также работ выполненных совместно с родителями. |
Участвуют в организации выставок, а также в совместных открытых мероприятиях. |
Перспективный план работы в старшей группе №1 «Бабочки» в рамках проекта «Наша Олимпиада»
Название мероприятий
|
Цель |
Дата проведения |
Беседа с детьми на тему: «Что такое Олимпиада?» |
Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей. |
11 января
Понедельник |
Беседа с детьми на тему «Возникновение Олимпийских игр»
Консультация для родителей «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»
Просмотр презентации «История Олимпиады». |
Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Донести до родителей информацию о том, что физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе с участием взрослых (родителей) помогут формированию у детей позитивного отношения к своему здоровью.
Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. |
12 января
Вторник |
Познавательное развитие. Развивающее занятие с детьми на тему: «Символы и талисманы Олимпиады 2014 года!»
Дидактические игры «Назови вид спорта», «Назови лишний вид спорта». |
Формировать интерес и ценностное отношение к спортивным достижениям; познакомит с символами олимпиады.
Развивать логическое внимание, умение анализировать, способствовать проявлению творческой активности детей в игре. |
13января
Среда |
Чтение стихов, пословиц, поговорок о спорте, здоровье.
Художественно — эстетическое развитие
(Рисование) «Олимпийский огонь»
Дидактические игры «Доскажи словечко», «Угадай, что это», «Узнай вид спорта» |
Научить детей понимать смысл поговорок и пословиц, а также закрепить умение уметь работать с текстом.
Продолжать знакомить детей с историей происхождения олимпийской символики (флаг, огонь, олимпийские кольца и т. д) Закреплять умение рисовать кистью и красками; развивать внимание, память. Воспитывать волевые качества — терпение, умение доводить работу до конца.
Развивать логическое внимание, умение анализировать, способствовать проявлению творческой активности детей в игре; воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений. |
14 января
Четверг |
Беседа с детьми на тему «Какими качествами должен обладать Олимпиец?»
Художественно — эстетическое развитие
( Лепка) «Символ Олимпиады»
|
Формировать у детей представление спортивных качествах олимпийцев, которые необходимы для победы.
Учить детей лепить игрушку конструктивным или комбинированным способом; лепить из целого куска приемом вытягивания, развивать воображения, умение планировать работу. |
15 января
Пятница |
Рисование «Фигура человека (спортсмена) в движении».
Дидактическая игра «Найди и назови Олимпийские символы», «Собери эмблему Олимпийских игр». |
Развивать чувство пропорции; способствовать формированию графических умений в изображение человека — спортсмена; дать практику детям в изучении и зарисовках живой фигуры человека в различных позах в движении.
Развивать логическое внимание, умение анализировать, способствовать проявлению творческой активности детей в игре. Закрепить знания детей об олимпийской символике. |
18 января
Понедельник |
Спортивный досуг «В гости к Снеговику»
Речевое развитие
( развитие речи) Составление описательного рассказа «Мой любимый вид спорта» |
Создание условий для укрепления здоровья детей, воспитание волевых качеств; развитие стремления к победе и уверенности в своих силах, участвуя в играх, эстафетах, творческих номерах.
Развитие связной речи, закреплять умение детей составлять описательные рассказы, развивать у детей умение выражать свои мысли; развитие внимания. расширение словарного запаса детей. |
19 января
Вторник |
«Зимняя спартакиада»
Оформление выставки рисунков детей в группе на тему «Олимпиада глазами детей» |
Вызвать положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к занятиям спортом, закаливать организм детей; закреплять навыки ходьбы на лыжах, катания на санках – «ледянках»; метания снежков в цель; воспитывать чувство патриотизма, коллективизма и взаимовыручки; умение управлять своей деятельностью.
Формирование социальной и личностной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, и воспитание социально значимых личностных качеств посредством знакомства с олимпийским движением.
|
С 20- 22 января
Среда
Четверг
Пятница. |
Беседа с детьми на тему «Олимпийцы нашей страны»
Организация и проведение зимних игр и забав в ледовом городке.
Художественно – эстетическое развитие (Рисование) «Талисманы Олимпиады».
Оформление фотовыставки «Мы – будущие олимпийцы» |
Познакомить детей со знаменитыми олимпийцами, которые боролись за победу в олимпийских играх, рассказать о их достижениях в спорте.
Развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности.
Способствовать сплочению детского коллектива; доброжелательного отношения друг к другу.
Закреплять умение рисовать кистью и красками; развивать внимание, память. Воспитывать волевые качества — терпение, умение доводить работу до конца.
Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции. |
25 января
Понедельник |
Этюды: «Спортсмен радуется победе», «Спортсмен проиграл»
Презентация «Зимние Олимпийские виды спорта».
Слушание песен А. Пахмутовой на тему «Спорт».
Разучивание песни о спорте. |
Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам работы с этюдами. Развивать творческие способности детей дошкольного возраста, развивать воображение, фантазию.
Познакомить детей с зимними видами спорта, которые включены в Олимпийские игры, с помощь показа презентации.
Познакомит детей с новыми музыкальными произведениями А. Пахмутовой на тему «Спорт» |
26 января
Вторник |
Беседа с детьми на тему: «Почему победа на Олимпиаде самая почетная?»
Буклет «Десять советов родителям по приобщению детей к занятиям физической культурой дома»
Игры — имитации: «Лыжник», «Хоккеист», «Биатлонист».
Познавательное развитие. Конструирование из крупного строительного материала «Стадион». |
Способствовать формированию интереса к занятиям физическими упражнениями через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр.
Заинтересовать, настроить родителей и детей для занятий физкультурой дома, используя нестандартное оборудование.
Развивать творчество в движении, ловкость; формировать выдержку, терпение; слушать и правильно выполнять инструкции.
Развивать наглядно образное и элементы логического мышления, воображение, стремление к творчеству, познанию нового, желание экспериментировать. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни и занятиям спортом. |
27 января
Среда |
Беседа «Герои и боги Олимпа» (рассказать о подвигах Геракла).
Игры – эксперименты «Каковы мои физические возможности»
Художественно — эстетическая деятельность
( рисование) «Флаг олимпиады»
|
Познакомить детей с историей возникновения Олимпийских игр, с их символикой и традициями.
Формировать интерес и любовь к спорту.
Учить детей самостоятельно оценивать свою физическую подготовку.
Познакомить детей с олимпийской символикой –флагом. Продолжать учить детей правильно держать карандаш, выбирать цвета для закрашивания, наносить штрихи равномерно, не оставляя белых участков. После окончания работы оценить свои работы и радоваться результату. |
28 января
Четверг |
Беседа с детьми на тему «Хочешь ли ты стать спортсменом и почему?»
Социально — коммуникативное развитие. Заучивание стихотворения «Спорт не любит ленивых» (с использованием мнемотехники)
Художественно- эстетическое развитие (аппликация) «Олимпийский флаг. Олимпийский огонь»
С/р игра «Детский сад» (сюжет «Занятие физкультурой»).
|
Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом.
Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка стихотворения. Воспитывать интерес к литературе.
Закрепить знания детей об олимпийской символике –флаг. Продолжать учить детей правильно держать ножницы. После окончания работы оценить свои работы и радоваться результату.
Учить детей принимать роль инструктора по физической культуре, выполнять несколько последовательных игровых действий, ставить игровые цели. |
29 января
Пятница |
Занятие- беседа с детьми «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Опытно-экспериментальная деятельность «Исследование спортивного оборудования и снаряжения, изготовленного из разного материала (коньки, клюшка, шайба, шлем и др.), способы крепления
Просмотр м/ф «Талисманы Олимпийских игр в Сочи в 2014 г» (Мишка, Зайка, Леопард).
Оформление вставки в группе — стенгазеты «За здоровый образ жизни»
|
Дать детям представление о том, что упражнения по трудности выполнения бывают разные. Воспитывать желание проводить зарядку ежедневно.
Обобщение опыта семейного воспитания по оздоровлению детей.
Развивать наглядно образное и элементы логического мышления, воображение, стремление к творчеству, познанию нового, желание экспериментировать.
Развивать логическое внимание, умение анализировать, способствовать проявлению творческой активности детей в процессе просмотра мультфильма. Закрепить знания детей о талисманах Олимпийских игр.
Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье.
|
1 февраля
Понедельник |
Социально—коммуникативное развитие. Занятие «Спорт – залог здоровья»
Дидактическая игра «Закончи предложение» (Хоккеист — …, Биатлонист — … и др.).
Выпуск газеты «Здоровячок»
Рисование «Спортивная эмблема группы» |
Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом.
Развивать логическое внимание, умение анализировать, способствовать проявлению творческой активности детей в игре. Закрепить знания детей некоторых видах спорта.
Донести до родителей информацию в доступной форме о программе обеспечивающей реализацию областей «Физическая культура» «Здоровье».
Развивать умение самостоятельно задумывать работу по заявленной теме. После окончания работы оценить свои работы и радоваться результату. |
2 февраля
Вторник |
Открытое занятие по физическому развитию «Упражняясь, мы растём — мы сильнее с каждым днем»
Игры с клюшкой и шайбой: «Попади в ворота», «Проведи и не задень», «Дай пас».
Чтение из книги Г. П. Шалаевой «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте». |
Формирование социальной и личностной мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья, и воспитание социально значимых личностных качеств посредством занятий физкультурой.
Развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений. Обучать правилам безопасной игры, действиям вдвоем, втроем; воспитывать выдержку, взаимопонимание.
Оказать положительное влияние на патриотическое воспитание, совершенствовать познавательное развитие детей. |
3 февраля
Среда |
Познавательно — игровая деятельность (Викторина) «Путешествие по континентам»
Консультация для родителей…
С/р игра «Магазин» (сюжет «Спортивные товары», «Спортивная тренировка»)
|
Закрепить знания детей о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать умение самостоятельно связно излагать свои мысли; развивать интерес к различным видам спорта, желание им заниматься.
Заинтересовать, настроить родителей и детей заниматься спортом, вести активный образ жизни, для улучшения физического состояния организма.
Учить детей ставить для себя игровые цели в соответствии с принятой ролью, развивать игровое партнерство и сотрудничество, помочь применить имеющийся опыт к новым условиям, обогащать игровой опыт детей. |
4 февраля
Четверг |
Спортивный праздник. Встреча с именитыми спортсменами. |
Формирование у детей осознанного отношения к физическому саморазвитию и совершенству;
развитие устойчивого интереса к спорту, Олимпийским играм, как части общечеловеческой культуры.
|
5 февраля
Пятница |
Методическое обеспечение
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 76 с.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.
3. Ильин Е. Знаменитые кольца. – М.: Физкультура и спорт,1978. – 78 с.
4. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М.: АРКТИ, 2004. – 87 с.
5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005. – 69 с.
6. Колесник М.Н., Трушник В.И., Громак А.Г.Спортивные праздники круглый год. – М.: ИКЦ «Март», 2004. – 66 с.
7. Малов В.И. Я познаю мир. Спорт. Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 113 с.
8. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В. История физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2013. – 34 с.
9. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 97 с.
10. Росс С. Греция / Перевод А. Озерова. – М.: Эксмо, 2006. – 145 с.
11. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 91 с.
12. Штейнбах В.Л. Герои Олимпийских игр. – М.: Эксмо, 2008. – 83 с.
13. Хачатурян В. Древняя Греция. История, быт, нравы. – М.: Слово, 2002
14. Цветкова О.В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников. – СПб: АНО «Гелиос», 2010
15. Интернет-ресурсы.
|