Обучающее сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
Автор: учитель русского языка и литературы Лесняк Наталья Петровна.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пангоды.
Разработка урока литературы на тему «Обучающее сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова»
В разработке представлен урок по программе элективного курса «Теория и практика написания сочинений» для учащихся 11 класса (базовый уровень). Урок проводился с целью подготовки к итоговому сочинению по направлению №1 «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова). Урок рассчитан на 90 минут. Основные виды деятельности учащихся на уроке: аналитическая беседа, работа с литературно-критическим материалом, аналитическая работа с текстом, выразительное чтение наизусть, выполнение творческих заданий. На уроке предусмотрена как самостоятельная работа, так и работа в группах.
Файл:Разработка урока
Тема. Развитие речи. Обучающее сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Цель: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по направлению №1 «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова).
Задачи урока:
— познакомить с требованиями к итоговому сочинению, критериями оценивания, тематическими направлениями итогового сочинения;
— обучить работе с темой сочинения (осмысление темы, собирание материала, продумывание плана, использование опорной лексики);
— совершенствовать навыки анализа содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений;
— способствовать развитию логического мышления учащихся (формулировка тезиса сочинения, вывода, подбор аргументов); связной речи учащихся (построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
— обучать работе с источниками информации (собиранию материала для сочинения);
— гражданско-патриотическое воспитание школьников на материале жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточный материал (памятки для учащихся «Этапы работы над сочинением», «Опорная лексика»), тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, презентация к уроку, запись на доске (словарь урока: «ассоциация», «философия», «гражданственность», «мотив»).
Тип урока: урок развития речи.
Прогнозируемые результаты:учащиеся знакомятся с требованиями к итоговому сочинению, критериями оценивания, тематическими направлениями итогового сочинения; владеют алгоритмом работы над сочинением; демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение излагать собственную точку зрения, используя стихотворный текст.
Ход урока
• Организационный этап
• Актуализация опорных знаний
Беседа по вопросам:
— Что вы узнали о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова из школьной программы, с какими произведениями поэта познакомились самостоятельно?
— Чем близок вам поэт и его произведения?
— Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны? Как они расширили ваши знания о поэте?
Литература, использованная при подготовке урока:
• Фефилова Г.Е. Литература. 11 класс: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Ростов/н/Д: Феникс, 2013. – (Педагогический опыт)
• Материалы вебинара. Подготовка учащихся к итоговому выпускному сочинению в 11 классе. Нарушевич А.Г. Изд. «Легион».
• Материалы сайта ФИПИ.
• И.Андроников «Образ Лермонтова».