Образовательная программа по приобщению к пожарной безопасности
Автор: воспитатель Романова Марина Александровна.
МБДОУ Д/С № 7 «Ивушка» г. Белореченск.
Образовательная программа по приобщению
Файл:Образовательная программа
Файл:План работы
Файл:Мониторинг
Файл:Сюжетно-ролевая игра «На пожарной станции»
Файл:Легоконструирование «Пожарная станция»
Файл:Дидактическая игра «Что тонет, что не тонет?»
Файл:Дидактическая игра «Что горит, что не горит?»
Образовательная программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности
«Дружина юных пожарных»
Методологическое обоснование программы
Противопожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка — спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. — места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Забота о сохранности детской жизни — важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.
Актуальность программы
Данная программа разработана для детей — членов Дружины юных пожарных образовательных учреждений по изучению основ пожарной безопасности.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре — это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня — это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружина юных пожарных — детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы обучения дошкольников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России № 1155от 17.10.13), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ивушка» № 7 Муниципального образования Белореченский район,
Эта работа в образовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» в котором говорится, что «…обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой…» и ст. 4.2 Устава Всероссийского добровольного пожарного общества.
Цель:
- обобщение представления о пожарной безопасности,
- формирование навыков безопасного поведения в быту.
Задачи:
- формирование системных представлений об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
- ознакомление с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
- развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
- углубление и расширение знаний об охране жизни людей;
- развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков.
Принципы и подходы, положенные в основу программы
Программа реализуется на основе следующих психолого-педагогических принципов:
- Принцип открытости
— реализуется за счет безусловного признания выдвинутых идей детей . Могут привлекаться родители, педагоги, специалисты детского сада. Этот принцип реализуется в следующих направлениях: дети имеют право участвовать или нет; представить или не представить результаты своего труда; говорить по одному или по очереди, если выбран партнер для совместной деятельности; представлять в качестве результата то, что считает своим достижением.
- Принцип рефлексивности
— реализуется в том, что и у педагогов, и у детейесть общая тема для обсуждения, создано единое смысловое поле. Данный принцип является основой для создания ребенком себя субъектом собственной деятельности, субъектом познания. В результате у детей формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка и саморегуляция поведения.
Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в детском саду по трём направлениям:
- Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.
- Профилактическая работа с детьми
- Разъяснительная работа с родителями.
1 направление. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом
2 направление Профилактическая работа с детьми
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.
Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и усугубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара.
В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала.
3 направление. Разъяснительная работа с родителями
Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.
Педагоги используют самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:
- Беседы
- Рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание наглядно-иллюстративного материала
Систему работы можно представить следующим образом:
знакомство дошкольников с профессией пожарного -> знакомство с причинами возникновения пожаров -> знакомство с правилами пожарной безопасности -> знакомство со средствами пожаротушения -> учить набирать телефонный номер пожарной службы -> формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации -> формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.
Механизм реализации программы
Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Заведующая детским садом и старший воспитатель осуществляют :
- Организацию и координацию деятельности по реализации программы, согласно плана работы.
- Контроль за проведением плановых мероприятий.
- Отчет о реализации программы.
- Корректировку содержания планов.
- Методическую помощь в подготовке детских исследовательских работ и творческих проектов воспитанников.
Новизна программы
Решение задачи не только обучение детей правопослушному и безопасному поведению при возникновении пожара, но и их воспитания;
- Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностях поведения дошкольников;
- Создание механизма преемственности в подходах по обучению безопасному поведению дошкольников между педагогами, родителями и дошкольным учреждением;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, позволяющих достичь наибольшего обучающего эффекта;
- Инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения дошкольников;
- Мониторинговое отслеживание показателей правил пожарной безопасности дошкольников.
Программа «Дружина юных пожарных» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления и практического опыта. В программе реализуются практические блоки занятий, конкурсы, соревновательные мероприятия, участие в городских конкурсах. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку. Следует отметить, что предрасположенность ребенка- дошкольника к несчастным случаям обусловлена особенностями психофизиологического развития, как: Ø неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; Ø быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; Ø процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; Ø стремление подражать взрослым; Ø недостаток знаний об источниках опасности; Ø переоценка своих возможностей. Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя ребенок в чрезвычайной ситуации, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения
задач инновационной программы
Исследователи доказывают, что среда — это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию — она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.
Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы- должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).
Это должно обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Нами учитывались требование:
Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.
Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.
Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.
Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.
Заключение
Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и повышения интереса у детей к познавательной деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование знаний в познавательной деятельности.
Разработанная мной программа, перспективное планирование по теме на занятиях и в повседневной жизни показала свою эффективность.
План работы по пожарной безопасности в старшей группе
в рамках реализации программы «Дружина юных пожарных»
Месяц | Правила пожарной безопасности | |||
Тема | Вид деятельности | Дополнительные мероприятия (занятия) | Ответственные | |
Сентябрь | Пожарный-профессия героическая | Беседа, чтение С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
П/и «Кто быстрее?» |
Инструктаж «Правила пожарной безопасности» | воспитатели |
Октябрь | Знакомство с правилами пожарной безопасности | Игра-ситуация «Как котенок обжег себе лапу»
Заучивание песенки «Не шути дружок с огнем» (на мотив «Ах, вы сени…»),П/и «Пожарные на учении» |
Родительское собрание «Безопасность на каждый день |
воспитатели |
Ноябрь | Опасный невидимка (газ) | Познакомить с правилами поведения,беседа «Эта спичка-невеличка», чтение С.Маршака «Сказка про спичку», Д/и «Что горит, что не горит» | Знакомство с планом эвакуации при пожаре | воспитатели |
Декабрь |
Внимание, новогодняя елка ! | Познакомить с т/б при украшении елки, чтение отрывка из произведения «Кошкин дом»
Д/и «Что тонет, что не тонет» |
«Внимание, новогодняя елка» (инструктаж) | воспитатели |
Январь |
Огонь-друг или враг | Чтение произведения Альберта Иванова «Азбука безопасности или как неразлучные друзья в огне не горели»
Загадки по пожарной безопасности. |
Инструктаж «Пожарная безопасность» | воспитатели |
Февраль |
Горючие вещества Правила поведения при пожаре (эвакуация из здания) | Заучивание стихотворения «Я стану пожарным»(стр.15 «Сценарии по пож безопасности»), конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг»
Сюжетно-ролевая игра «На пожарной станции» |
воспитатели | |
Март |
Бытовая техника в нашем доме | Беседа «Когда наши помощники становятся врагами»,разгадывание загадок, заучивание песенки «Про огнетушитель»
Легоконструирование «Пожарная часть» |
воспитатели | |
Апрель | Правила безопасного пользование электроприборами | Беседа, разгадывание загадок по теме, изготовление карточек «Опасные предметы»,Д/и «Найди опасный предмет» | Беседа «Я остался дома один» | воспитатели |
Май | Спичка- детям не игрушка | Заучивание стихотворения «Маленькая спичка». | Беседа «Эта спичка- невеличка..» | воспитатели |
Мониторинг достижения планируемых навыков пожарной безопасности у детей старшей группы № 2
Личный код ребенка | Разделы | |||||||||||||||||||||||||||||
«Пожар в доме» | Спички детям-не игрушки | Осторожно-электроприборы» | «Огонь-друг или враг?» | «Детские шалости с огнем» | «Пожар в лесу» | «Службы спасения» | «Кухня-не место для игр» | Итог | ||||||||||||||||||||||
Месяц | Сент. | Ян. | Сент. | Янв. | Сент. | Янв. | Сент. | Янв | Сент. | Янв | Сен | Янв | Сен | Янв | Сент. | Янв. | Сент | Янв | ||||||||||||
А.В. | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,2 | 2,1 | ||||||||||||
И.Р. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1,2 | 2.1 | ||||||||||||
И.А. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1.2 | 2.2 | ||||||||||||
Р.Ю. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
Н.А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
Н.Л. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
К.А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
Ч.Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
К.С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
П.Н. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
А.В. – Андрюхина Вероника
И.Р. – Икс Роман
И.А. – Иванова Алевтина
Р.Ю. – Романов Юрий
Н.А. – Немцева Александра
Н.Л.- Никитин Леша
К.А. – Корниенко Алена
Ч.Г. – Чуклай Георгий
К.С. – Козакова София
П.Н. – Передельский Никита
Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ №7 «Ивушка»
Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.
Результаты оцениваются в трех бальной системе.
3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.
2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.
1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.
Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:
Низкий уровень — когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень — справляется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень— ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.
Дидактическая игра «Что горит, что не горит?»
Дидактическая игра «Что тонет, что не тонет?»
Легоконструирование «Пожарная станция»
Сюжетно-ролевая игра «На пожарной станции»