Разработка открытого урока по специальности Фортепиано
Автор: преподаватель Ардабьева Светлана Дмитриевна.
ГККП «Детская музыкальная школа №1 отдела образования акимата г. Костаная» Казахстан, Костанайская обл., г. Костанай.
«Навыки педализации на начальном этапе обучения»
Открытый урок будет интересен преподавателям ДМШ и ДШИ по классу фортепиано
Файл:«Навыки педализации на начальном этапе обучения» 1
Разработка открытого урока по специальности «Фортепиано»
«Навыки педализации на начальном этапе обучения»
Цель урока: на примере упражнений показать работу над запаздывающей и прямой педализацией и применение её в музыкальных произведениях.
Задачи урока:
1. закрепить знания о педализации в работе над упражнениями
2. приобрести умение в правильной педализации
3. отработать навыки педализации при работе над музыкальными произведениями
Прежде, чем начать наш урок, хотелось бы провести небольшой экскурс в историю создания нашего инструмента. Итак. Очень-очень давно, в Древней Греции, ещё во времена Пифагора, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом(monos — по-гречески один, chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. Тембр и громкость звука зависели от специального дерева, из которого был сделан этот ящик.
Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура. Этот инструмент стал называться клавикордом.Вначале его должны были ставить на стол и играть стоя. Но потом инструмент поставили на собственные ножки. Это был замечательный инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным, серебристым звучанием. Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, позолотой, драгоценными породами дерева. Он возник, как считают ученые, в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Каждой клавиатуре соответствовал определённый регистр инструмента. Но несмотря на все усовершенствования у клавикорда остался существенный недостаток: большой громкости звука так и не удалось добиться. Если бы не этот недостаток, то клавикорд мог бы жить и до сих пор.
В XV-XVI веке появляется клавесин.Этот инструмент обладает уже более громким голосом, а каждая клавиша — своей струной. Струны были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю. Инструмент имел свои собственные ножки — изящные и точеные.
Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, а также значительная роль клавесина была и как сольного инструмента.
Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году клавесинный мастер БартоломеоКристофори изобрёл новый инструмент. Исполнитель мог теперь играть на нём тише или громче — piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента сначала пианофорте, а позднее — фортепиано. Первые инструменты были ещё весьма несовершенны, но постепенно инструмент улучшался, усложнялось и его устройство. И вот со временем появилась педаль (сейчас её называют левой педалью), она позволяет сдвигаться молоточкам в сторону так, что они ударяют не по трем, а по двум или одной струне. Тем самым меняется тембр звука и его сила. Поэтому в музыкальной литературе левая педаль обозначается термином «unacorda» (одна струна). Снятие левой педали обозначается термином «trecorda». Позже появилась ещё одна педаль — правая .Правая педаль позволила ввести в фортепианную музыку новые краски, новые интересные эффекты. Известны слова Антона Рубенштейна, что «педаль — душа фортепиано», и с этим нельзя не согласиться.
В детской музыкальной школе ученик должен познакомиться и освоить основные виды педализации — это прямая и запаздывающая педаль.
Лучше начинать изучение с запаздывающей педали, т.к. она труднее и чаще используется на практике.
Первое педальное упражнение лучше сделать без звука, работая только правой ногой под счет педагога : раз, два. На «раз» нога спокойно лежит на педали, на «два» ученик нажимает педаль, чувствуя её ход, на «раз» педаль снять и т.д.
1. Первое упражнение со звуком.
Берется звук или аккорд и, после того как он услышан, нажимается педаль
2. Второе упражнение.
Нажимается педаль. После чего берется звук или аккорд. В момент появления звука педаль снимается. Это упражнение труднее первого, так как в нем сочетаются противоположные движения руки и ноги
3. Когда ученик справится, можно объединить оба упражнения, т.е. после снятия педали нажать ее вновь для воздействия на извлеченный звук.
4. Следующее упражнение — исполняется . Необходимо объяснить ребенку, что запаздывающая педаль берется на вторую половину ноты, т.е. если это — то педаль берётся на вторую четверть, а если это — то тогда на вторую восьмую. Так как это упражнение исполняется , то на нём отрабатывается быстрая смена педали. Для того чтобы ребёнок лучше слышал есть «грязное» звучание в его игре или нет, упражнение можно играть по хроматизму.
5. В следующем упражнении, есть возможность поработать над соединением различных длительностей и отработать быструю смену и более запаздывающую педаль.
Важно также поиграть упражнения на связывание аккордов и отдельных звуков в аккорды (упр. Е. Гнесиной).
Перед тем как приступить с ребёнком к изучению музыкальных произведений с педалью, необходимо, чтобы он запомнил следующие правила:
1. Если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала.
2. Если в пьесе педализируется заключительный аккорд, руки не снимать с клавиатуры пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно, дослушав аккорд до конца.
В своей работе над запаздывающей и прямой педалями мы использовали сборники:С.Майкапар «Двадцать педальных прелюдий» и Е.Гнесина «Музыкальная азбука», а также некоторые произведения из своего пройденного материала.
Майкапар. Прелюдия № 5. Запаздывающая педаль берётся здесь на второй и держится на третьей, долях, т.е. не одновременно с моментом появления нот мелодии, а после него. Это позволяет добиться того, что звуки мелодии звучат полно, выразительно, певуче, а педаль помогает показать красочность и сочность фона аккомпанемента.
В следующем произведении Е. Попляновой «Небесные слёзы» педаль не стоит в авторском тексте. Мы её проставляли сами, исходя из того, что правая педаль является красочным и связующем средством, она применяется там, где невозможно соединить звуки мелодии рукой из-за широкого расположения их друг от друга.
А также мы использовали следующие принципы педализации:
1. педаль берётся после долгих звуков и снимается на коротких
2. педализируются на педали звуки одной гармонии.
Следующее произведение, которое мы использовали в работе это «Педальный этюд» Е. Гнесиной. Этот этюд удобен тем, что позволяет работать над двумя видами педализации в одном произведении. В Iч. используется запаздывающая педаль, а во II ч. – прямая. При объяснении прямой (ритмической) педали необходимо обратить внимание ученика на то, что эта педаль берётся вместе со звуком. И как подготовительное мы использовали следующее упражнение (упр. на прямую педаль)
Во II ч. этюда используется, как уже было сказано, прямая педаль по отношению к звукам мелодии. Левая рука расписана звуками мелодических интервалов с выдержанным басом. Во II ч. мы совместили 2 задачи: л.р. собрали в гармонический интервал и одновременно отрабатывали педаль со звуками мелодии. Когда, таким образом, будет хорошо проучена II ч., можно приступать к работе по тексту.
Ученика надо приучать разбираться в том, какую педаль и когда ее надо применять. Как уже говорилось, запаздывающая педаль берётся после долгих звуков и на вторую половину длительности.
Прямая же педаль допустима:
1. в начале пьесы
2. после пауз
3. после нот стаккато
4. когда звук одинаковый по высоте спедализируемым,а также в пьесах танцевального характера, что даёт ученику лучше почувствовать ритм, а также в маршах.
В «Марше» Шумана чеканным ритмом надо передать весёлую детскую торжественность: решительное начало фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью.
В «Смелом наезднике» Шумана при легком staccato в довольно быстром темпе предполагается короткий и неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма и позволяющий ярче выделить сфорцандо (sf) в начале такта.
Майкапар. Прелюдия № 1 .В ней также используется прямая педаль на первой четверти в каждом такте, что позволяет ярко и глубоко взять аккорд на акценте.
Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль является также и связующей, т.к. соединяет отдалённый бас с аккордом.
Майкапар. Вальс. Во время работы над вальсовым аккомпанементом необходимо проучивать отдельно лев.руку с педалью. В нём необходимо добиваться движения руки по кругу, бас берётся мягко и глубоко, можно его слегка как бы придержать, и легко «вынырнуть» на аккорде.
И хочется также остановиться на применении прямой педали после нот staccato в «Пьесе» Гедике. Здесь педаль можно брать на вершинке фразы, на четвертном аккорде. В качестве упражнения можно перед аккордом сделать небольшую остановку, чтобы ребёнок услышал паузу. Это даст ему право взять прямую педаль без опасения получить грязное звучание.
Большое колористическое значение имеет левая педаль. Объясняя ученику её назначение надо подчеркнуть, что она применяется в качестве красочного средства. Ею ни в коем случае не следует компенсировать недостаточно выработанноеpiano. В репертуаре начальных и средних классов школы левая педаль встречается очень редко. Техника нажатия педали очень проста, надо только приучить ребёнка брать педаль перед звукоизвлечением.
Для ознакомления с левой педалью можно взять пьесу «Эхо» Майкапара или его Прелюдию № 18. В некоторых изданиях она названа «Этюдом». Всё произведение исполняется на левой педали, без всякого участия правой, что придаёт особую тонкость и прозрачность звучания. При исполнении на рояле к тому же ещё и интересное изменение окраски звуков.
В начальных и средних классах школы педаль используется не во всех произведениях — главным образом в пьесах певучего и танцевального характера. Во многих других сочинениях она применяется эпизодически; этюды и полифония, как правило, играются без педали.
Педагог должен планомерно направлять развитие техники педализации ученика. В начале обучения следует точно указывать нужную в том или ином случае педаль. Постепенно в отношении педализации надо предоставлять большую самостоятельность.
Использованные произведения:
1 Гедике. Пьеса.
2 Е.Гнесина. «Музыкальная азбука»
3 Е.Гнесина. Упражнения.
4 Е.Гнесина. «Педальный этюд»
5 С.Майкапар. «Двадцать педальных прелюдий» № 1,5,18
6 С.Майкапар. Вальс
7 С.Майкапар. «Эхо»
8 Е.Поплянова «Небесные слёзы»
9 Р.Шуман. Марш
10 Р.Шуман. «Смелый наездник»