Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста
Автор: Воспитатель Бирюкова Елена Александровна.
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 71 Ангарск, Иркутская область.
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «Мыльные секреты»
Файл:Конспект
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста с элементами экспериментирования«Мыльные секреты»
Уважаемые коллеги!
Я представляю вашему вниманию проект образовательной деятельности познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Мыльные секреты».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, явлениях окружающей действительности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, ведь она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на интересующие их вопросы, получить новое знание. Опыты и эксперименты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее будут, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель: Создать условия для знакомства детей со свойствами, видами и назначением мыла.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое и.т.д);
• Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
• Продолжать работать по алгоритму;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• Развивать память,внимание,
• Развивать память,внимание, мышление.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
просмотр видео уроков «Жили-были микробы», «Микроскоп», проведения опытов с микроскопом, ИКТ «Основы гигиены», «Моем руки чисто», заучивание потешек «Чище мойся, воды не бойся!», «От водички, от водицы», «Знаем, знаем, да-да-да». Настольный театр «Умываются зверята», «Мойдодыр». Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки», «Зайка серый умывается». Дидактические игры: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню».
Словарная работа: микроскоп, микробы, разное по форме, разное по цвету, твердое, необычное, разноцветное мыло, изобретатели, лаборатория.
Оборудование и материалы:конверт, картинка «Телевизор», телевизор ЖК, USB с видеообращением, коробочка с кусками мыла разной формы, поднос, салфетки, цвета и запаха, картинки с алгоритмом мытья рук, емкости для воды, губка, трубочка, перышки, камешки(на каждого ребенка).
Форма проведения: интегрированное занятие с элементами экспериментирования.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая, продуктивная.
Структура занятия:
1 этап: вводный – 2 минуты приветствие, просмотр видеообращения.
2 этап: основной – 17 минут (рассматривание коробочки, беседа о мыле, путешествие по карте, игры «Какое мыло пропало? «Расскажи о мыле»,«Разложи картинки», проведение опытов с мылом)
3 этап: заключительный – 1 минуты (рефлексия).
Методы и приемы, используемые на занятии:
1. Наглядный метод (видеописьмо к детям, коробочка с мылом).
2. Игровой метод (игра «Какое мыло пропало? игра «Расскажи о мыле»,игра «Разложи картинки»)
3. Словесный метод (беседа, вопросы, формулировка выводов)
4. Практический метод (проведение опытов).
Образовательные технологии: исследовательской деятельности, ИКТ.
Так же мною был намечен предполагаемый результат занятия:
1. Дети узнают разновидности мыла, их свойства.
2. Пополнят словарь словами: туалетное, хозяйственное, жидкое мыло, гладкое, скользкое.
3. Проявление самостоятельности в устранении собственных ошибок;
4. Проявление интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы).
Авторская новизна: заключается в интересном начале занятия, вариативности игровых заданий, разнообразии материалов, возможности выбора детьми направления путешествия, в использовании в одном занятии разные виды детской деятельности, интеграция и образовательных областей
Запасные методические варианты: вариативность методов в процессе проведения занятия.
Прогноз возможных проблем:
1. Протяженность частей занятия может не соответствовать заявленному времени.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы с элементами экспериментирования «Мыльные секреты»
Цель: Создать условия для знакомства детей со свойствами, видами и назначением мыла.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое и.т.д);
• Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
• Продолжать работать по алгоритму;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
• Развивать память, внимание, мышление.
Предварительная работа:
просмотр видео уроков «Жили-были микробы», «Микроскоп», проведения опытов с микроскопом, просмотр презентаций и видеоуроков «Основы гигиены», «Моем руки чисто», заучивание потешек «Чище мойся, воды не бойся!», «От водички, от водицы», «Знаем, знаем, да-да-да». Настольный театр «Умываются зверята», «Мойдодыр». Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки», «Зайка серый умывается». Дидактические игры: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню».
Словарная работа: микроскоп, микробы, разное по форме, разное по цвету, твердое, необычное, разноцветное мыло, изобретатели, лаборатория
Оборудование и материалы: конверт, картинка «Телевизор», телевизор ЖК, USB с видеообращением, коробочка с кусками мыла разной формы, поднос, салфетки, цвета и запаха, картинки с алгоритмом мытья рук,емкости для воды, губка, трубочка (на каждого ребенка), перышки, камешки.
Авторская новизна: заключается в интересном начале занятия, вариативности игровых заданий, разнообразии материалов, возможности выбора детьми направления путешествия, в использовании в одном занятии разных видовдетской деятельности,интеграции образовательных областей.
Ход занятия
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель:Здравствуйте ребята. Я рада сегодня вас видеть всех на нашем занятии. Ребята посмотрите нам пришло письмо. Интересно, от кого? (ответы детей)
Воспитатель:Смотрите, а в нем, что – то лежит. (дети достают картинку с телевизором).
Воспитатель:Интересно, а что значит эта картинка (предположение детей).
Воспитатель с детьми подходят к телевизору и включают его. На экране появляется Мойдодыр с волшебной коробочкой в руках. Говорит детям, что приготовил для них интересный сюрприз, а какой они должны догадаться. Для этого он послал точно такую же коробочку в детский сад.Воспитатель с детьми ищут коробочку.
Воспитатель: Нашли (рассматривают коробочку вместе с детьми). Интересно, что в ней? (предположения детей).
Воспитатель:Смотрите к коробочке прикреплена карточка с загадкой. Если вы ее отгадаете, то сможете узнать, что лежит в коробочке.
Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки
Воспитатель:Правильно, это мыло. (воспитатель открывает коробочку и достает мыло)
Воспитатель:Ребята, а зачем нужно мыло? (ответы детей)
Воспитатель. А разве нельзя помыть руки и лицо простой водой? Они тоже станут чистыми (ответы детей).
Воспитатель. Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
Воспитатель обращает внимание на то, что в коробочке еще что – то лежит.
Дети и воспитатель достают из коробочки картуи рассматривают ее. На карте изображено 4 островка с знаками (?) Воспитатель предлагает отправиться в путь по карте. Спрашивает у детей на какой остров они хотели бы попасть сначала.
Воспитатель: Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по карте и «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдете, что-то новое найдете. Пойдем? (ответы детей)
Первый остров разноцветный и дорожка к нему перешагивание через предметы.
Второй остров коричневый и дорожка к нему попрыгать вдоль ленточки, как зайчики.
Третий остров красный и дорожка к нему пройти на носочках и пяточках.
Воспитатель: Ну вот мы с вами и попали на первый остров и здесь Мойдодыр приглашает нас поиграть.
Игра «Какое мыло пропало?»
Воспитатель помещает на поднос разное мыло. Предлагает детям на него посмотреть, затем закрыть глаза. По команде открывайте глаза, дети внимательно смотрят на поднос и должны угадать, какое мыло пропало.
Игра «Расскажи о мыле»
Воспитатель предлагает детям взять из коробочки по одному кусочку мыла. Рассмотреть его и сказатькакого цвета, какой формы, какой запах имеет? Гладкое или шероховатое? (ответы детей)
Воспитатель:А как называется мыло которым мы с вами моем руки? (ответы детей — туалетное)
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
Игра «Разложи картинки»
Воспитатель показывает картинки «последовательность мытья рук» и просит детей разложить их по порядку.
После этого дети выбирают следующий остров на карте куда они пойдут.
На следующем острове дети находят еще одну коробочку и открывают ее.
Воспитатель спрашивает у детей, что лежит в коробке. Дети высказывают свои предположения о том, как называется это мыло и для чего оно нужно.
Вывод: это мыло называется хозяйственным. Большое имеет не очень приятный запах и цвет.
На третьем острове детей ждет лаборатория. Воспитатель предлагает детям провести опыты с мылом. Для этого они сначала проговаривают правила поведения и работы в лаборатории.
Первый опыт «Какое мыло?»:
— Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду?
— Давайте проверим это.
— Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
— Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое
Второй опыт «Мыльная пена»:
— А теперь, ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.
— Опустите губку в воду и отожмите ее.
— Что происходит? (вода стала мутной, появилась пена)
— Что такое пена? (много мыльных пузырьков)
Третий опыт «У кого пена выше и пышнее?»
Воспитатель предлагает взять трубочки и дуть в них в воду с мыльной пеной, а затем посмотреть, что получилось.
Четвертый опыт: «Подушка из пены».
Воспитатель предлагает проверить может ли пена быть подушкой. Для этого сначаланужно положить перо на пену(оно держится), а потом камешек (он провалился). Почему? (Перолегкое, а камешек тяжелый.)
Вывод: Мыльная пена может быть очень высокой и прочной, она держит легкие предметы.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод по нашему сегодняшнему занятию путешествию?
Мыло бывает жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом, если она сухое, то гладкое, а воде становится скользким. Чтобы появилась пена нужно намылить губку и отжать ее, а если подуть в трубочку в пену появится пузыри.
Воспитатель просит рассказать детей о том, что им больше всего понравилось в занятии, что нового для себя узнали.
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!