Мастер — класс «Музыкальная тропа здоровья»
Автор: музыкальный руководитель Степочкина Елена Алексеевна.
МАДОУ «Терентьевский детский сад» село Терентьевское.
Мастер — класс «Музыкальная тропа здоровья»
В публикации раскрыты основы здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя, показан опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ, а так же представлен конспект мастер-класса по данному опыту работы.
Файл:Мастер — класс
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России — первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.
К тому же федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает одну из важнейших задач — охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.
Выделяют несколько группы здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-профилактические
• организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля требований СанПиНов;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии
• развитие физических качеств
• закаливание,
• дыхательная гимнастика,
• массаж и самомассаж,
• профилактика заболеваний
3 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.
4 группа — технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.
Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
5 группа — технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей.
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека, способом его гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представление о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства.
Система работы музыкального руководителя включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы физического здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Сегодня можно констатировать сужение понятия «здоровье». Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической. А в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом, образовательная деятельность носит интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Забота о здоровье детей — важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка — это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития человека. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.
Таким образом, становится ясно, что педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Современные здоровьесберегающие технологии возможно и необходимо использовать в музыкальной деятельности следующим образом:
1) Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в традиционной образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.
2) Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в интегрированной музыкально – валеологической деятельности.
3) Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
4) Активное сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями, логопедами, медицинским работником ДОУ.
Воздействие музыки на человека
Целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П.И.Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В.А.Моцарта и Ж.Бизе повышает общий тонус; упражнения В.В.Емельянова укрепляют голосовые связки, дыхательная гимнастика Стрельниковой увеличивает объём лёгких.
Воздействие музыки на человека проявляется следующим образом:
• Звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.
• Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.
• Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.
• Совершенно другая структура звука у струнных инструментов. Они прямо воздействуют на сердце. Струнные, особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.
• Вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение не просто говорить, но интонировать и модулировать свои слова и выражения становится настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного образа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, работающего в сфере коммуникаций.
Итак, с одной стороны — музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий
Исходя из вышеизложенного, я постепенно стала выстраивать систему работы, основой которой является модель музыкальной деятельности, включающая в себя элементы здоровьесбережения.
Учитывая федеральные государственные образовательные стандарты, определяю цель своей работы:
Оптимизировать систему музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Познакомить детей с традиционными и нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями.
• Развивать мелкую моторику, умение совмещать речь с движениями, выполнять упражнения с помощью предметов.
• Вызвать интерес к данным видам упражнений.
• Воспитывать внимательность, быструю реакцию, активность.
• Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни.
• Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании дошкольников:
• принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
• принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип безопасности – не навреди.
Общаясь с детьми, я опиралась на имеющийся у них опыт, а также учитывала психические, возрастные особенности воспитанников. Старалась вызвать у них положительные эмоции. А что может так радовать детей, если не игра? Выполняя различные виды оздоровительных методик в игровой форме: гимнастики, упражнения, массаж, релаксация, дошкольники становятся более открытыми, инициативными, жизнерадостными. Обогатился их запас знаний. Использовала в своей деятельности инновации, что позволило обучению иметь познавательный и развивающий характер, способствующий поддержанию интереса у дошкольников к музыкальной деятельности с использованием традиционных форм работы: пальчиковая гимнастика, речь с движением, психогимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, логоритмика, музыкатерапия.
Эти технологии помогают снять повышенное мышечное напряжение, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, развитию общей, мелкой моторики. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесбережения повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Конечно, без создания предметно–развивающей среды, игр, демонстрационного материала, пособий по здоровьесбережению работа бы не имела хорошего результата. Хотелось бы, чтобы музыка должна сопровождать детей повсюду, поэтому во всех группах собраны музыкальные диски для сопровождения всех режимных моментов. Всё активнее используются и ИКТ.
Успешность реализации любого направления здоровой деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов. Делилась со своими коллегами накопленным опытом, знаниями. Пополнила инструментарием по здоровьесбережению музыкальные уголки в группах и методический кабинет. Проводила музыкальные гостиные, консультации, развлечения, конкурсы, представляла мастер-класс и презентации.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Поэтому для меня было важно найти поддержку у родителей, сделать их союзниками, а заодно вести информационно-просветительскую работу. Что способствовало взаимопониманию педагогов, детей и родителей, появлению более теплых отношений. Самая любимая форма взаимодействия — это совместные праздники. Проведение таких мероприятий, «Ромашка и Веснушка», «Физкультура», «Неумытым трубочистам стыд и срам», «Шоу воздушных шаров», «Малые олимпийские игры», «День знаний или в здоровом теле — здоровый дух», «Мишка в гостях у ребят», «Папа, мама, я – спортивная семья», приносят много радости, удовлетворение детям и взрослым. Общие сопереживания сближают, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах. Приятно, что многие семьи откликнулись, стали активными участниками: исполняя роли, изготавливая костюмы, нетрадиционное оборудование, декорации. Я стараюсь заинтересовать их, грамотно, доступно, творчески подать материал, используя разные формы работы:
• музыкально-оздоровительная деятельность;
• совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники;
• индивидуальная коррекционная деятельность;
• фонетическая ритмика;
• логоритмика;
• музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка;
• совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе:
• совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье.
Как бы много педагоги и родители не делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если, к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может много сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для меня было важно в работе, чтобы ребенок почувствовал красоту музыки, получая удовольствие от того, что он делает. Поэтому работа строилась с учетом главных педагогических принципов в общем процессе развития и обучения.
Дошкольники стали активнее, внимательнее, появилась быстрота реакции. Расширился интерес к музыке через закрепление пройденного материала, исполнение ролей с элементами здоровьесбережения на утренниках, развлечениях.
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О. Н.
Арсеневская. (слайд)
• Сделана подборка пальчиковых игр для каждой возрастной группы;
• Систематизированы упражнения по дыхательной и ритмической гимнастике для каждой возрастной группы;
• Создана музыкальная предметно-развивающая среда с учетом здоровьесберегающей модели;
• Подобран наглядный материал для воспитателей, родителей;
• Разработаны консультации для педагогов и родителей.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к образовательной деятельности;
• способствует формированию потребности в двигательной активности;
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей;
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Осознание значимости проблемы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста побудило меня целенаправленно изучить тему: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей дошкольного возраста», а затем и к созданию проекта: «Волшебная сила музыки», где основой является использование традиционных здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Участниками его стали дети подготовительной группы, педагоги, социальные партнеры, родители, медицинские работники. Постепенно стала использовать нетрадиционные методики оздоровления. Это побудило меня к созданию мастера-класса «Музыкальная тропа здоровья», где я представляю опыт работы использования нетрадиционных методов использования здоровьесберегающих
технологий:
1. Игровой Массаж с использованием иппликатора Кузнецова, использование Су-джок терапии, использование ребристых карандашей, грецких орехов.
2. Развитие дыхания — «Обжорка».
3. Гимнастика для глаз.
Эти методы помогают воспитанию таких качеств, как: отзывчивость, доброта, коммуникативность, уверенность в себе, целеустремленность, умение творчески мыслить.
Конспект мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с использованием нетрадиционных методов оздоровления в музыкальной деятельности, которые вы можете использовать в своей практике. Наряду с традиционными элементами здоровьесбережения, которые вам всем знакомы, мы начали использовать и нетрадиционные формы. А какие, мы сейчас вас с ними познакомим.
Но сначала предлагаю начать наше знакомство с приветствия:
Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)
Здравствуйте, здравствуйте.
И прошу вас подружитесь (берут друг друга за руки)
Здравствуйте, здравствуйте. (пропевают)
Давайте немножко поиграем. Сейчас мы вам загадаем загадки, кто отгадает, тот ко мне и присоединится: загадываем загадки.
Загадки:
• Мама как-то мне сказала,
Что ее бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре и на арфе.
• Как называют партнера в танце?
А.Орденоносец.
Б.Кавалер.
В.Лауреат.
Г.Кавалерист.
• Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся.
Когда малыш Филиппка
Играет нам на Скрипке.
• Добавим к ноте букву «М»
Он станет сразу нужен всем:
В нем живет моя семья-
Мама,папа,брат и я! (До-дом).
• Как называется мотросская песня и танец?
А.«Морячка»
Б. «Яблочко»
В. «Матроска»
Г. «Лодочка»
Первое направление, которое я использую в здоровьесберегающей деятельности — игровой массаж: точечный,самомассаж, с пропеванием, с использованием массажных колец, ребристых карандашей и грецких орехов- прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением.
Прошу вас присаживаться:
Делая разные виды массажа определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.
1. Я предлагаю вам выполнить массаж с использованием иппликатора Кузнецова.
У вас у каждого есть карточки со стихотворным сопровождением, которые мы с вами будем не проговаривать, а пропевать. Не у каждого ребенка есть возможность поиграть на музыкальных инструментах и ребятам очень нравится данное упражнение, где происходит первое знакомство с инструментом.
Перед вами находится нотный стан. Сейчас я вам объясню и покажу, как нужно правильно выполнить упражнение, а затем вы ко мне присоединитесь.
1. Для заданий выполняемых на белых клавишах, можно использовать этот стишок:
54321 Пианист бемоль
54321 В музыке король
54321 Говорит бемоль
54321 Ноты как пароль.
12345 До ре ми фа соль
12345 Принесите соль
12345 До ре ми фа соль
12345 Посалить фасоль.
Пальцы опускаются на клавиши по порядку-от мизинца к большому-от большого к мизинцу на каждый слог стиха.
2. Следующий вид массажа- это использование су-джок терапии. Игровой массаж.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
1-2-3-4-5,
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Одновременно две руки выполняют разжимание сжимание пальцев. Затем на каждую строчку одеваем на палец кольцо и снимаем.
3. Следующий вид массажа — многие его используют в своей работе: ребристые карандаши, которые есть в каждой группе. У меня они выполнены в виде смешных человечков.
А еще можно их использовать для массажа спины, пальчиков ног, в работе в паре.
Карандаш в руках катаем и ладошки согреваем,
Очень быстро мы катаем, никогда не замерзаем.
Карандаш я покачу вправо-влево, как хочу.
Побежит по пальчикам веселый карандаш,
Постучим по пальчикам порадует всех нас.
4. Детям очень нравится выполнять упражнения с орехами, а тем более, что они еще очень красивые.
Мишка по лесу ходил, (Двумя пальцами ведем вперед орехи.)
Он орехи находил, (Другой рукой.)
Он орехи находил, (Еще раз с одной рукой)
В детский сад нам приносил. (Другой рукой те же движения.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Перекладываем из руки в руку.)
Будем с орехом мы играть. (Катаем орехом по одной ладони.)
Будем с орехом мы играть, (По другой.)
По ладошечке катать. (По тексту движения.)
В ручку правую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
В ручку левую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
Пальчики свои встряхнем
И немного отдохнем.
5. Второе направление-развитие дыхания.
В своей работе использую достаточно много игровых форм на дыхание. И сейчас хочу представить вам игру «Обжорка», в которую детям очень нравится играть.
«Обжорка» У этой игры есть несколько вариантов:
1. Мы с вами сейчас задумаем мячик с помощью короткого дыхания.
2. А теперь с помощью длинного дыхания.
6. Третье направление-гимнастика для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Это телевидение, компьютер и сотовый телефон, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Ее можно использовать как элемент релаксации.
Практика: 2 часть.
Мы с вами поиграли и с глазками, и с ручками, а сейчас я вас приглашаю на музыкальную здоровьесберегающую тропу, которая выполнена в виде нотного стана, где поиграют наши ножки. Каждая нота обозначает то упражнение, которое мы с вами выполняли.
Звучит песня про ноты и мы идем.
Результатами этой работы являются:
• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Снижение уровня заболеваемости.
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
• Повышение уровня речевого развития.
• Стабильность физической и умственной работоспособности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе музыкальная здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь,что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы с использованием нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.
Список литературы
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 204с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В.Гаврючина. — М.: Сфера, 2007. – 160с.
3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Н.И. Еременко. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96с
4. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2004. – 384 с.
5. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю.Картушина. — М.: Сфера, 2007. – 208 с.
6. Никанорова Т.С. Здоровячок: Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
7. Овчинникова Т.Н. Музыка для здоровья / Т.Н. Овчинникова. – С-Пб.: Союз художников, 2004. – 41 с.
8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. – М.: Владос, 1997. – 606 с.
Приложение 1 Развлечение с элементами здоровьесберегающих технологий.
«Прогулка по весеннему лесу» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
Образовательные:
-обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
— обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
— способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
— закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением.
— развивать у детей позитивную оценку действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей
-воспитывать эстетический вкус в передаче образа
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка
Оздоровительная:
— с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье.
— с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
— слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;
-способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, вопросы к детям.
Форма организации деятельности: групповая
Средства обучения:
1. Оборудование:
-музыкальный центр,
-телевизор,
— ноутбук,
2. Наглядный материал: Презентация с картинками.
3. Музыкальный материал:
«Апрель» муз. П. И. Чайковского
«Весенний хоровод» рус.нар. песня.
«Фея Серебра» (фрагмент из балета «Спящая красавица») П. И. Чайковский
«Поцелуй» «Танцевальная ритмика для детей»№1 Т. Суворовой
Предварительная работа: Слушание музыкальных произведений из цикла «Времена года», разучивание песен, использование на занятиях пальчиковых гимнастик, валеологическихраспевок, психогимнастики.
Ход развлечения: Дети заходят в зал паровозиком. Останавливаются в кругу.
Динамичное упражнение
Музыкальный рук-ль:
Мы идем сегодня в лес (Дети ритмично маршируют)
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг, ( Выполняют движения по тексту.)
Шаг вперед – шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимают
Шаг немножко замедляем
Постепенно ускоряем.
Сейчас быстро мы пойдем.
Затем медленно идем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их отпускаем. (З. Репина, В. Буйко)
Скоро, скоро мы придем, (Движутся легким бегом)
Нам совсем чуть-чуть осталось.
Ребятки, давайте посмотрим как кругом красиво.
Зрительная гимнастика (Дети двигают зрачками вправо-влево, вверх-вниз, закрывают глаза, затем несколько раз моргают).
Музыкальный рук-ль:
Ребята, отгадайте загадку:
Небо ярко засинело,
Землю солнышко пригрело,
Из-за гор, из-за морей мчатся стаи журавлей,
Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.
Пробудилось все от сна
Это к нам идет (весна)
Музыкальный рук-ль: Давайте порадуемся весне песенкой! (Идут по кругу педагог поет дети слушают, затем –хором. Останавливаются в кругу).
Дети поют хором:
Выпал вешний денек, собирайся народ.
Станем кругом ходить, да весну веселить.
Хоровод заведем, дружно все запоем-
Здравствуй, здравствуй весна,
Здравствуй, здравствуй красна!
Музыкальный рук-ль: С наступлением весны и солнце ярче и небо голубее. Давайте представим, что мы сейчас находимся не в детском саду, а среди природы. Давайте поздороваемся.
Дети хором:
Здравствуй солнце золотое, (Одна рука тянется над головой)
Здравствуй небо голубое, (Другая)
Здравствуй свежий ветерок, (Руки над головой качаются)
Здравствуй маленький дубок, (Садятся показывают рукой)
Мы живем в родном краю- (Руки обе разводят)
Всех я вас приветствую! (Ладошки на грудь положили)
Музыкальный рук-ль:
Ребятки, подойдите все ко мне. (Зовет всех к пианино)
Я хочу с вами со всеми поздороваться, но не просто ,а по музыкальному.
Упражнение «Здравствуйте» (все на распев)
Музыкальный рук-ль: Здравствуйте, детки, здравствуйте.
Дети: Здравствуйте.
Музыкальный рук-ль: Здравствуй Даша-Дашенька (отвечает)
Даша: Здравствуйте, Анна Анатольевна. (Музыкальный руководитель здоровается так на распев со всеми детьми, или с несколькими ,а дети на распев здороваются с педагогом. )
Музыкальный рук-ль: Давайте ребятки с играем с вами в весеннюю игру и окажемся с вами в лесу.
Игра «Солнечные зайчики и тучка»
В стороне стоит ребенок-«тучка». Дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню.
Солнечные зайчики скачут по дорожке.
Солнечные зайчики, берегите ножки.
Тучка по небу гуляет, наших зайцев догоняет.
Тучка если только догоню, всех зайчат защекочу! («Солнечные зайчики» прыгают на месте. «Тучка» ходит вокруг них и говорит на фоне музыки.
«Солнечные зайчики» убегают на места. «Тучка» их ловит. Пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет). Музыкальный рук-ль:
Хорошо поиграли, давайте отдохнем, посидим на бревнышке и поговорим. Угадайте, о чем я сейчас скажу?
Всегда он в работе, когда говорим мы. Он отдыхает, когда мы молчим. (Язык)
Для чего человеку язык? Зачем мы делаем гимнастику для языка? (Ответы)
Упражнение для язычка
Музыкальный рук-ль: Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет там окошка. В другую – тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись и язычок выглянул в окно. Он посмотрел сначала в одну сторону, в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке (язычок «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот), пересчитал все дощечки у забора (язык погладил сначала верхние зубы, потом нижние), сел в поезд и поехал в лес (произнести «чу-чу..»). Интересно, что же увидел язычок в лесу?
Фонопедические упражнения (по методу В. Емельянова).
-Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…»- штроббасс на связках.)
-Воет ветер в кроне деревьев. (Пропивают «у-у-у!..», делая глиссандо снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.)
-Появляются первые листочки. (Произносят «ш-ш-ш» на на деревьях продолжительном выдохе.)
-Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят короткие «а-а-а..» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)
-Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «ква-а-а…» в низком регистре.)
-Зудят комары. (Пропевают «з-з-з»,делая глиссандо вверх-вниз.)
-Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й –самым высоким.)
Игра «Филин»
В стороне сидит ребенок – «филин». (Дети бегают по залу, подражая движениям зайцев и белок, с окончанием музыки останавливаются и произносят текст.)
Сидит филин на суку (Дети ставят руки на пояс и двигаются локтями вперед-назад.)
И кричит: «Угу-угу!»
Нас попробуй ты догнать, (Грозят пальцем.)
В наших норках отыскать! (Приставляют ладонь к глазам.)
«Филин» ловит детей. Они стараются убежать на место.
Пение птиц
Музыкальный рук-ль: Слышите, как в лесу весело поют птицы (в записи). А среди них на высокой сосне сова сидит. На нас глядит. Давайте про сову расскажем.
Упражнение с движениями
Ах, ты, совушка–сова (Качают головой)
Ты большая голова, (Круговые движения головой)
Ты на дереве сидела (Руками изображают лазанье на дерево)
Головою все вертела (Поворачиваем голову в стороны)
Во траву свалилась, (сели на пол, выполняют вращающие движения руками.)
В яму укатилась!
Пальчиковая игра: «Белка»
Сидит белка на тележке продает она орешки. ( Ладонями, кулачками по коленкам стучат, активное сжатие и разжатие кисти.)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке (У каждого пальца подушечки минут.)
Мишке толстопятому, заиньке усатому (Пальцы друг о друга стучат.) Массаж биологически активных зон.
Теперь сделаем массаж, чтобы всегда быть здоровыми.
Тили-тили-тили-бом! (Растирают ладони, затем хлопают в ладоши 1 раз.)
Сбил сосну зайчишка лбом! (Приставляют ладони козырьком ко лбу.Энергично разводят их в стороны и сводят вместе.)
Жалко мне зайчишку, (Кулачками массируют точки у крыльев носа.)
Носит зайка шишку. (Массируют пальцами середину лба)
Поскорее сбегай в лес, (Легко похлопывают по овалу лица.)
Сделай заиньке компресс. (Закрывают лицо ладонями.)
«Отгадай на слух регистры»
Музыкальный рук-ль: Скажите, пожалуйста, какие существуют звуки?(Отвечают) Правильно – низкие, средние, высокие. А кто просыпается с приходом весны?
Дети вместе с педагогом:
Просыпаются медведи и ежи. Разбудил солнечный лучик медведицу и вылезла она из берлоги. К каким звукам мы отнесем большого медведя? Правильно, к низким. Давайте пропоем – Э-Э-Э. А медведицу – к средним. Э-Э-Э. К каким медвежонка – к высоким. Э-Э-Э.
Дидактический кубик.
Ребятки, посмотрите какая красивая коробочка, и здесь письмо .От кого же оно? ( Находит коробку под деревом.)
Письмо от медведя Потапыча: «Этот кубик не простой, а музыкальный. Мы его специально смастерили для деток – учитесь, играйте и будьте здоровы».
Музыкальный рук-ль: Ребятки, хотите поиграть? (Ответы.)
«Красочная музыка»
Сейчас я вам буду играть музыку, а вы будете слушать и с помощью кружочков определять темп, а с помощью картинок определять характер произведения и обозначать на одной из сторон куба.
«Четкий ритм»
Ребятки, что это такое? (Показывает карточки – длительности.) Какие мы знаем с вами длительности :та-та –четверти, ити-ри-ти-ри –восьмушки. Например: я исполняю знакомую песенку, а вы определяете ритм с помощью хлопков, затем выкладываете картинку и длительности на одной из сторон куба.
«Танец импровизация» с ландышами.
Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу. Каждому дан простой карандаш и листочек с нарисованным воздушным шариком. Если вам было интересно в «музыкальном лесу», то нарисуйте шарик веселым, а если вам не понравилось, то нарисуйте его грустным. (Дети выполняют.) Оставляйте работы на столе. Подойдите ко мне и встаньте в круг. Теперь поблагодарим друг друга за занятие и улыбнемся соседу справа и соседу слева. (Дети выполняют – улыбаются друг другу.)
Приложение 2
Аудиопособие: «Игровой массаж»
1-2 Ладошка
3-4 Дятел
5-6 Мячик
7-8 Маляр
9-10 Пальчики
11-12 Капуста
13-14 Листочки
15-16 Окна
17-18 Ежик
19-20 Дождь
21-22 На саночках
23-24 Мостик
25-26 Лен
27-28 Лето
29-30 Ходит ежик
31-32 Дождик, лей
33-34 Мы пилим
35-36 Лошадка
37-38 Вышел зайчик
39-40 Барабан
41-42 Приходите, мышки
43-44 Перышко
45-46 Велосипед
47-48 Рельсы