Музейная педагогика
Автор: воспитатель д/с Сергеева Светлана Анатольевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа. Асбест.
Файл:Музейная педагогика
Музейная педагогика – как средство организации здоровьесберегающего образовательного пространства
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекций эмоционально – волевой и двигательной сфер. В настоящее время эмоциональное благополучие ребенка является результатом его психического и физического здоровья, которое, в свою очередь, невозможно без развития познавательных интересов и раскрытия творческих способностей каждого ребенка. На смену традиционным методом приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно – нравственно развития ребенка. В этих условиях дошкольного образования не обходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.
Применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирования у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка(личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности. Педагогические технологии, помимо этапности, отличают так же конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога; система способов, приемом, шагов, последовательности выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Из анализа научных работ в области педагогических технологий (В.И. Боголюбов, Н.В. Борисова, Т.И. Ильина, М.В. Кларин) следует, что отправным пунктом ее проектирования является стандарт образования. Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельных образовательных технологий, основой которых являются личностно-деятельностный подход, проблемность содержания и рефлексивность поведения.
Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. Движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей (Выготский Л.С.).
Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных условиях решения практических задач, которые перед ним ставит повседневная жизнь. Развитие психики зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности (Леонтьев А.Н.). Ведущая деятельность — не та, которая занимает больше времени в жизни ребенка, а та, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, от которой зависят психологические изменения личности, в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности.
Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
Освоение ребенком позиции субъекта требует специально технологии, которая позволила бы ребенку участвовать в разнообразной детской деятельности и способствовала формированию его ключевых компетентностей.
Деятельностный подход, который опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задач состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. Данный подход предполагает описание поэтапной (пошаговой) структуры деятельности, графическую фиксацию полученных результатов. В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека.
Деятельность – единственный способ саморазвития, самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Музейная педагогика имеет следующие задачи:
— воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
— формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
— возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
— формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
— освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике имеет ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Главное – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому я в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев обязательно включаю практическую часть. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно я использую такие виды работ, как:
• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада я вижу в следующем:
• У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Работая над созданием мини-музея, для себя я определила следующие задачи:
* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
* развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвинула задачу помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы эффективно реализовать принципы музейной педагогики, я выполняла определенные правила:
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – создание мини-музея.
Музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру.
Создание моего мини-музея состояло из нескольких этапов:
1 этап: На родительском собрании я сообщила родителям воспитанников об организации в нашей группе мини-музея, обговорила направление, предложила придумать название нашего мини-музея. В результате конкурсного отбора мы совместно определили название нашего музея – «Наш дом – Россия»
2 этап: Вместе с детьми определили удобное место для его расположения – учитывали наличие освещенности, эстетичности, соблюдение правил безопасности. Продумали вместе с детьми какой материал есть у детей дома по данному направлению – для этого провела серию занятий по определению круга вопросов, которые будут отражены в экспозиции.
3 этап: Совместно с родителями собирали экспонаты и материал для будущего мини-музея: родители подбирали фотографии, открытки. Дети рисовали рисунки, фотографировались вместе с родителями в разных исторических местах нашего города.
4 этап: Разработала перспективно-тематический план занятий с детьми и родителями, а также продумала тематику выставок. Сделала подборку практического материала для обогащения экспозиций музея, продумала перспективы дальнейшей работы.
5 этап: Открытие мини-музея с приглашением родителей, на данном этапе я провела экскурсию в нашем музее, рассказала детям, что такое экскурсовод, в чем заключается его роль и какая особенность его рассказа должна быть самой главной.
После проведенной работы по созданию музея у нас в группе начался самый интересный этап – организационно-содержательный.
С помощью родителей закрепили пластиковый стенд, который разделили на четыре части.
На первом разместили герб Москвы – столице нашей Родины, а также иллюстративный материал ее достопримечательностей. Цель — формирование патриотических чувств, понимание целостности нашей Родины, знакомство со столицей.
На втором стенде мы с ребятами расположили открытки городов-героев, которые принесли нам родители. Цель – помочь детям осознать, что Россия – огромная страна, в ней много городов, познакомить детей с историческими деталями, расширять их кругозор.
Третий стенд мы с ребятами посветили городу Екатеринбургу, на нем мы расположили герб города и фотографии тех достопримечательностей, которые узнают и называют сами дети (цирк, зоопарк, парк Маяковского). Цель – познакомить детей с родным краем, столицей Урала. Познать красу и гордость Екатеринбурга – познакомить с музеями, памятниками, выдающимися людьми.
Четвертый стенд посвятили своей «Малой Родине» — городу Асбесту. На нем также есть отличительный герб, достопримечательности представлены личными фотографиями детей. Кто-то с родителями любит ходить в библиотеку, кто-то посещает концертный зал, кто-то посещает с родителями детский развлекательный парк, другой ежегодно с мамой 9 мая ходит к обелиску победы, чтит память своего прадеда. Цель – создать условия для социального развития ребенка: познание самого себя, окружающих людей, своего города. Помочь осознать детям понятие «Малая Родина».
Все стенды объединены рамкой, имитирующей крышу дома. Там мы расположили герб и флаг России.
Кроме того, я внесла практический материал, интересный для детей старшего дошкольного возраста: иллюстрации, отражающие традиционную одежду народов, населяющих нашу страну, представлены костюмы: русский народный, татарский, башкирский, цыганский, чукотский. Цель – подвести детей к пониманию, что все мы – россияне, представители разных национальностей, познакомить с разными народами, их национальной одеждой, традициями.
На полочках выставлены экспонаты предметов, выполненных из дерева (кружки, бочонки, расписные ложки, подставки, свистульки, берестяные изделия и разные матрешки – одиночные, сборные, музыкальные), что можно назвать российскими сувенирами. Это позволит расширить кругозор детей, познакомить с русской культурой и народным промыслом.
На книжной полке я выложила наборы с открытками о городе Асбесте, Екатеринбурге, городах-героях; набор иллюстраций с описанием «Достопримечательности Москвы», «Памятники и музеи Москвы», внесла художественную литературу о родном крае, а также раскраски и дидактические игры на тему: «Национальные костюмы», «Народы мира», «Наши промыслы», «Викторина – Россия».
Перспектива работы музея подчиняется определенным правилам: не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что образовательный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не столько на вооружение детей знаниями, сколько их приобретение в процессе специфичных для ребенка дошкольного возраста видов детских деятельностей.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.
Любая профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Инновационные технологии помогают в организации воспитательно-образовательного процесса, создавая благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так реализуя проект
«Мини-музей «Наш дом – Россия» я получила следующие результаты:
— Музей «Наша дом – Россия» создан и функционирует в режиме постоянного дополнения экспозиций;
— В феврале 2015 года в детском саду №31 прошел городской семинар «Музейная педагогика как средство реализации ФГОС ДО». В рамках проведения данного семинара мои дети показали практическую часть по организации музея – проведение экскурсии с практическими играми для взрослых (старших воспитателей городских детских садов);
— Организовали серию экскурсий для детей младшего и среднего возраста по экспозициям нашего музея;
— Провели открытые экскурсии для родителей нашей группы по ознакомлению их с экспонатами музея;
— Мною сделана большая подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, которая постоянно пополняется материалами нового поколения.
Таким образом, реализация принципов дошкольного образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, посредством использования оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.03.2015 г.)
3. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании// Мир образования – образование в мире. – 2006. – № 4.
4. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 2. — С. 32-37.
5. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005.
6. Виноградова Н. А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрисс-пресс, 2008.
7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. — N11. — С. 24-29
9. Микляева Н. В Инновации в детском саду. – М.: Айрисс-пресс, 2008.
10. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
11. Толстикова О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста // Методическое пособие. – Екатеринбург, 2014 г.
12. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38-42.
13. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2007. — N 10. — С. 44-50.
14. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 3. — С. 58-63.