Методические рекомендации Театрально-игровые технологии
Автор: музыкальный руководитель Цыганкова Ирина Васильевна.
МБДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области г. Корсаков.
Файл:Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Театрально – игровые технологии» для музыкальных руководителей и воспитателей
Содержание
1.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве___3
2.Использование театрально-игровых технологий в музыкально — ритмических движениях___6
3.Форма взаимодействия педагогов с родителями – домашний театр___9
4.Организация предметно-развивающей среды, обеспечивающая театрализованную и музыкальную деятельность в группах ДОО___12.
Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве.
Процесс театрализованной игровой деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка, в частности с песенным творчеством, дает возможность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.
Музыкально-театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции:
• эмоциональное развитие;
• умственное развитие;
• развитие творческих способностей.
Особое внимание надо обратить на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе.
Классификация песен для инсценировки:
• Фольклорные песни-хороводы;
• Детская эстрадная песня;
• Театрализованные игровые песни;
• Песни — попевки;
• Песенки — шумелки.
По количеству участников:
• Общая — участниками являются все дети;
• Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек.
Когда с детьми работаешь индивидуально, они лучше раскрываются, идёт творческое общение.
Детям нравятся инсценировать хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей.
В данной деятельности применяется оборудование:
• предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки);
• детские музыкальные инструменты;
• костюмы или их элементы, яркие цветные полотна.
Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное: в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках, на каких инструментах изобразить музыкальный образ.
Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях:
• Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности;
• В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации;
• Как отдельное занятие.
На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или музыкальных игр, в зависимости от вида занятия.
Этапы работы над песнями-инсценировками:
• Прослушивание;
• Беседа;
• Знакомство со словами;
• Разучивание текста;
• Соединение текста с мелодией;
• Закрепление выученного материала;
• Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев;
• Исполнение.
Песенки-инсценировки помогают ребенку проявить себя: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.
При этом надо учитывать индивидуальные особенности развития эмоциональной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста, использовать разнообразные приемы распределения ролей:
• выбор детьми роли по желанию;
• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью и трудности в эмоциональном развитии;
• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук взрослого любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
• проигрывание ролей в парах.
Занимаясь развитием певческих способностей через театральную деятельность у детей старшего дошкольного возраста появляется желание не только петь в хоре, в ансамбле, но и солировать, появляется истинная увлеченность пением. У детей возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли.
Использование театрально-игровых технологий в музыкально — ритмических движениях
Для каждого упражнения, игры, танца педагог выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Движение под музыку для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. И, конечно, не столь важно какой метод, прием выбрал педагог, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал встречи с музыкой и танцем.
Игровой метод
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Этот метод способствует органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движений и помогает скоординировать движение с музыкой. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ.
• Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения.
Пример 1: Во время вводной части музыкального занятия, когда мы учим детей двигаться в соответствии с характером музыки — предложите представить себя ежатами, снежинками, листочками, пчёлками.
В результате мы учим ребенка выполнять разные движения в соответствии с характером музыки и побуждаем детей к самостоятельным игровым действиям.
• Образно-пластические игры и упражнения направлены на совершенствование музыкально-ритмических навыков детей; умений свободно двигаться в определенном пространстве; придумывать и передавать в движении музыкально – театрально игровой образ, используя жест, мимику, пластику.
Пример2. Предложить детям пойти в цирк. Под сопровождение музыкальных зарисовок на музыку К. Сен-Санса одна группа детей выполняет пластические образы животных, другая группа – отгадывает этот образ. Затем дети меняются ролями. В старшей и подготовительной группе расширяется набор двигательных навыков, поэтому эмоциональные переживания становятся более разнообразными и соответственно импровизации становятся более яркими и интересными.
• Старшим дошкольникам могут предлагаться более слож¬ные задания, включающие пластические импровизации на классическую музыку.
Пример3. Предложите детям представить себя жителями сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Но передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками.
• Музыкально – двигательные этюды дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствую формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Пример3. Можно предложить детям пофантазировать: вспомнить сказочных персонажей или героев, которых можно сопоставить с данной эмоцией и изобразить их движениями.
Дети предлагают разные варианты, например:
Царевна –Несмеяна –эмоция « грусть». Движения спокойные, плавные движения руками, спокойная ходьба, имитация плача.
Баба Яга — эмоция «злость». Движения резкие, неуклюжие, туловище сгорбленное.
Красная шапочка-эмоция «радость». Поскоки, кружение, имитация движений «собирает цветы».
Заяц-эмоция «испуг». Движения крадущиеся, оглядывается по сторонам, дрожит.
Важно, чтобы дошкольник позитивно воспринимал себя, не боялся импровизировать в музыкально – театральной деятельности, без труда воплощать музыкальный образ в пластике, выразительно двигаться, используя мимику, жесты, пластику тела.
Образно – пластические игры и упражнения, этюды помогают детям проявить свою эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Форма взаимодействия педагогов с родителями – домашний театр
Наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр.
Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал. В повседневной жизни у ребенка не всегда есть возможность и необходимость использовать все известные ему движения, проявлять все многообразие чувств и ярко их выразить. Театральное искусство способствует физической и эмоциональной разрядке.
Домашний театр играет особую роль в представлении возможности всем членам семьи заняться совместным творчеством, интересно и с пользой проводить свободное время.
Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр — лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
Домашний театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов:
• У большинства родителей дома созданы условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности. Родители вместе с детьми разыгрывают мини-сценки, какие они учили в детском саду, разучивают свои и показывают в группе. Если кто-то из членов семьи хорошо владеет навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте, то возможна постановка музыкальных мини – спектаклей.
Цель — оказание помощи родителям — применять в повседневной жизни навыками владениями различными видами театра.
• Разыгрывают дома отрывки из любимых сказок.
Цель — вовлечение родителей в совместный процесс по созданию образа определенного героя (подбор костюмов, использование грима, создание элементов декораций)
• Детьми группы организуются посещения других групп с показом детям мини-сценок, мини-спектаклей (одна из форм проведения развлечения для детей младшего дошкольного возраста)
Цель — создание радостного настроения, знакомство с разными видами театра.
• «Театрализованный капустник» Практикуется проведение капустника в группе, когда роли исполняют не только дети, но и родителя (где дети являются активными участниками постановок). Цель — развивать умение родителей играть в спектаклях на равных с детьми.
• Участие родителей в постановках спектакля для детей:
Цель- создание у детей радостного настроения и удовлетворения от участия родителей в постановках.
• «Клуб выходного дня»
Родители и дети собираются у кого-нибудь в гостях или на природе, и проводят совместные праздники дни рождения детей.
Цель – сближение детей и родителей к дальнейшему совместному сотрудничеству.
• Обучающие семинары-практикумы (совместные развивающие игры детей и родителей — «Дети и театр», «Пальчиковый театр» и прочее). Цель – пополнить знания детей и родителей о разных видах театра
• Родители – активные помощники.
Цель – привлекать родителей в оснащение театрального и музыкального уголка:
— музыкально – шумовые инструменты, сделанные своими руками;
— изготовление декораций, атрибутики;
— шитьё костюмов для театральных постановок
Участие детей в театрализованной деятельности наполняет их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Надо стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети стали применять в повседневной жизни.
Совместная работа с семьей по театрализованной деятельности позволит расширить представления родителей об индивидуальных творческих способностях своих детей и возможностях совместной деятельности с ними.
Организация предметно – развивающей среды, обеспечивающая театрализованную и музыкальную деятельность в группах ДОО.
Яркие проявления эмоциональной отзывчивости у детей можно наблюдать в театрализованных и музыкальных играх дошкольников. Поэтому, организуя среду в группе воспитателям необходимо сориентироваться на создание эмоционально-развивающей среды, такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Например:
1.Театральный уголок
Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно — развивающая среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.
При построении предметно-развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
• особенности эмоциональной личности ребенка;
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
В группах для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также театральный уголок должен отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должен быть уголок сказки, «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.
Поэтому в уголке театрализованной деятельности должны быть представлены:
• театр настольный;
• ширма;
• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур;
• кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
• театр математики;
• театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
• персонажи с разным настроением;
• материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
• атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
• уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
• для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка:
• Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми;
• стойка-вешалка для костюмов;
• костюмы, маски в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы;
• парики, атрибуты для постановки сказок;
• разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки с элементарной системой управления, мягкие, на прочных нитях
соразмерные росту ребенка, фигуры животных, сказочные персонажи.
• удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы;
• интересны игрушки — сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов).
В содержание работы по театрализованной деятельности входит:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
• литературные игры, например; «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи».
2. Музыкальный уголок
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов.
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте. Кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Как оформить музыкальный уголок?
Инструкция
• При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической;
• Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка;
• В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр.
Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
• Оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, DVD-плеер, с помощью которых дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению;
• Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды с фотографиями детских выступлений, портреты композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами;
• В музыкальном уголке должны лежать музыкальные и шумовые инструменты.
Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук. Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например: металлофон, ксилофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке — барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт для малышей », «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным уголком. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно.
Созданная предметно – развивающая среда должна вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствовать развитию творческих способностей детей.