Методические аспекты организации духовно-нравственного воспитания
Автор: учитель Исангужина Гульдар Шариповна.
МАОУ «Лицей № 1» Стерлитамак.
Мустай Карим: «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ»
Файл:Статья
Процесс образования, как двуединый процесс обучения и воспитания, представляет собой становление нового образа человека, актуализацию родо¬вых сущностных сил человека из заданной природой потенциальной челове¬ческой формы. Воспитание предполагает формирование социально- нравственного образа не только отдельной личности, но и самого общества как системы межличностного и социального взаимодействия. Тем самым, воспитание духовно-нравственной личности является неоспоримой и важ¬нейшей целью всякого цивилизованного общества, а также приоритетным направлением деятельности учебных заведений.
Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование у учащегося ценностного отношения к истории и культуре страны, к своей «малой» родине, к труду, общественному богатству, к природе, к людям и самому себе. Нравственное воспитание тесно связано с гражданским и пат-риотическим воспитанием подрастающего поколения, сохранением истори¬ческой преемственности и памяти о прошлом своего народа. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников — все это становится предметом познания обучающихся, источником их социального и духовного развития.
Одним из направлений воспитания может стать изучение подрастаю-щим поколением традиций, образа жизни своих предков. Говоря о традициях, о воспитательной работе в учебных заведениях Республики Башкортостан можно делать ставку на творчество народного поэта Башкортостана МустаяКарима, который воплотил ее главные принципы.
Желая показать нравственный идеал, МустайКарим в своих произведениях особый интерес проявляет к внутренней жизни человека, ребенка. Эта жизнь начинается с того момента, когда маленький человек задается вопросом: «Для чего я живу?».
И действительно, каждый человек для ориентирования в социальной действительности, выстроенной в соответствии с нормами правовой и мо-ральной регуляции отношений между людьми, должен уметь различать добро и зло, жить в мире с соседом независимо от его веры и национальности.
Для МустаяКарима полноценной личностью является человек, умею-щий создавать духовные и материальные ценности. Главные герои его произ¬ведений — люди труда. Автор наделил их такими чертами характера как сове¬стливость, доброта уважение к старшим. И.И. Валеев пишет: «Указывая, что нравственные ценности являются категориями вечными, Мустай Карим рас¬крывает очень емко и лаконично содержание нравственности: честь, совесть, верность, привязанность и любовь к Родине, ощущение родной земли. Лич¬ность не полна если отсутствует одно из этих качеств» [Валеев И.И. Педаго¬гика МустаяКарима. — Уфа: Китап, 2002].
Нравственность, по убеждению М. Карима, ни в коем случае не должна быть размытым и неработоспособным понятием. Поэт в своих произведениях раскрывает ее конкретные составляющие, выявляет их системное взаимодей¬ствие, показывает, что личность формируется не по частям и не в вакууме, а в ее жизненных ситуациях, в нравственной системе человеческих отношений. Именно МустаюКариму принадлежат слова о том, что литература должна участвовать в становлении характеров, в воспитании высокой нравственности и гуманизма. Она призвана формировать духовный облик человека, воздейст¬вуя не только на умы, но и на души и сердца.
Нравственный человек, по мысли писателя, не может быть безответственным: он глубоко осознает свою роль в развитии духовной и материальной сфер жизни. Он не может быть немилосердным, не имеющим четкой граж¬данской позиции, безразличным к судьбе своего народа, неискренним, лице¬мерным.
Образы героев МустаяКарима служат не только выражением менталь¬ности, национального характера башкирского народа, но и образцами обще¬человеческой нравственности, и потому изучение произведе¬ний М. Карима должно быть обязательной составляющей учебной программы образовательных учреждений нашей республики.
В духовно-нравственном воспитании также важна ориентация на куль¬турно-исторические традиции народа, отражающие его национальный харак¬тер, что способствует повышению творческой активности учащихся, делает их восприимчивыми к духовной культуре народа.Как считает профессор Ф.Г. Хисаметдинова, «привитие учащимся чувства уважения, любви и гордо¬сти за свою республику, воспитание их истинными гражданами Башкортостана возможно лишь при условии глубокого познания ими истории и куль туры народов, проживающих на ее территории».
Таким образом, нравственное воспитание молодого поколения является важнейшей педагогической задачей. Со времен Платона и Аристотеля в педагогической среде укоренилось убеждение, что школа — это место, где ребенок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и учится ориенти¬роваться в мире общечеловеческих ценностей нравственного порядка, обращая их в устойчивые личностные убеждения.
Кроме того, основные направления воспитательной деятельности в образовательных учреждениях должны выстраиваться с учетом социальных, культурных традиций обучающихся, каждый из которых выступает носитем ментальных характеристик того или иного народа. Важно научить пони¬мать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, прививать толерантность, уважение ко всем народам. Формируя межнациональную толерантность, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник знал историю, язык, литературу своего народа, сочетал чувство национальной гордости с уважением к человеку иной куль¬турной и национальной традиции, мог воспринимать и транслировать после¬дующим поколениям то лучшее, что создавалось и сохранялось богатой исторической практикой каждого народа.