Методическая разработка кейсового задания
Автор: зав.отделением АФК Гек Оксана Сергеевна.
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» г. Нижнекамск.
Методическая разработка кейсового задания на тему: Педагогический совет в школе
Методическая разработка кейсового задания на тему: Педагогический совет в школе.
Междисциплинарный курс: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры.
Актуальность.
«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления»,
Сократ.
Как повысить эффективность восприятия материала обучающимися при помощи одного из инновационных методов преподавания — кейсового обучения? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным? Как подготовить учителя к использованию реальных экономических, социальных и бытовых ситуаций на уроке? На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и экономических способностей у будущих специалистов.
Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.
Современное общество требует от личности способности легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях.
Умение обнаружить проблемную ситуацию, перевести ее в педагогическую задачу и найти конструктивные способы ее решения являются ключевой в формировании культуры общения. Осознание этого положения позволяет перейти к заключению о том, что обучение решению конкретных ситуаций будущих молодых людей обязательно должно осуществляться на уроках. Достижение этой цели возможно с помощью применения современных технологий обучения. Одной из перспективных среди инновационных технологий является кейс – метод.
Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Не каждый педагог, желающий внедрить этот метод в свою работу, сможет в полной мере овладеть методикой ее преподавания. Во-первых, сложность заключается в том, что на первом этапе создаются кейсы различных видов (обучающий, аналитический, эвристический, исследовательский). Преподавателю необходимо понять, как правильно создавать эти кейсы, четко формулировать проблему, отбирать необходимый материал. Поэтому неправильно созданный кейс к запланированным результатам на уроке не приведет.
Во-вторых, начиная работать в данной технологии, преподавателю важно не остановиться на полпути. Так как создание кейсов – процесс очень трудоемкий и требует немало времени, преподавателю просто может не хватить сил и упорства довести начатое до конца. Но если кейсы будут созданы педагогом в соответствии с требованиями, на последующие годы это будет являться большим преимуществом в работе. Педагогу надо будет только дополнять кейсы в зависимости от времени и актуальности проблемы.
При внедрении кейс-метода в свою практику, педагог должен учитывать степень и уровень обученности студентов в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы студентов одного курса, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще, например из эвристического — аналитический, для сильных групп – и кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследовательский.
Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у студентов. Как показывает моя практика, ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.
Тема кейса: Педагогический совет в школе.
Цели и задачи:
- Формирование и развитие информационной компетентности.
- Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
- Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
- Развитие знаний, умений и навыков, компетенций обучающегося, эффективные модели его поведения в непосредственной связи с конкретным видом деятельности.
Принципы кейса:
- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего студенту;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.
Описание кейса:
Данный кейс охватывает следующие разделы и темы программы междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры, ПМ 03 Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания: Модели методической службы ОУ. Цель, задачи, функции внутришкольной методической службы, содержание и направления ее деятельности. Виды и формы организации методической работы. Педагогический совет. Учебно-методический совет, методические объединения, творческие лаборатории. Выступления педагогических работников на педсовете. Требования к публичному выступлению.
Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.
Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса, разработать алгоритм выполнения задания и воплотить его в реальность.
В данной методической разработке представлены кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения, а главное, действовать согласно заданным условиям. Предоставляется решение кейсового задания, с определением альтернативных путей решения выявленной проблемы с описанием плана мероприятий по реализации наиболее эффективного решения. Т.е. акцент обучения переносится на выработку готового знания и способа действия самими студентами, что сейчас очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.
Решения кейса представлено несколькими шагами:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
В структуру кейса по теме: «Педагогический совет» входят следующие виды кейсов:
Типы кейсов (Гарвардская школа) | Создание проблемной ситуации | Подготовка
кейса |
Содержание кейса |
Обучающий кейс (Case-stated method).
Stated- установленный, зафиксированный |
Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме |
Аналитический кейс (Case-incident method).
Incident- присущий, свойственный, связанный |
Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме |
Эвристический кейс (Case-problem method).
Problem- проблема, проблемная ситуация |
Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему | Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости | Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. |
Исследовательский кейс (Case-study method).
Study- исследование |
Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему | Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют | Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме |
Являясь активным методом обучения, содержательная часть кейса предполагает определенные формы и направления деятельности. В основном содержание кейса представлено нестандартными формами взаимодействия с обучающимися и инновационными подходами к процессу обучения, что обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активной позиции обучающихся. Участники погружаются в ситуацию с головой и «проживают» ее.
Структура кейса на тему «Педагогический совет» представлена в таблиц
№ | Вид кейса | Вид деятельности | Форма
реализации кейсовых заданий |
Направления реализации кейсовых заданий |
1 | Аналитичес
кий кейс |
Программно-целевой анализ | Сбор и систематиза
ция информации |
— поисковая работа в сети Интернет,
— изучение методического материала, — работа с учебником, — обращение к опыту преподавателя, — интервьюирование. |
2 | Эвристичес
кий кейс |
Проект | Разработка и защита проекта | — работа в подгруппах,
— составление совместного проекта, — распределение ролей, — представление проекта, |
3 | Исследова
тельский кейс |
Ситуативный анализ учебных ситуаций | Эмпиричес
кое исследование |
— изучение и обработка статистических данных,
— формирование команд, — исследование предпочтений в коллективе, |
4 | Обучающий кейс | Ролевая игра | Самоуправление | — подготовка выступления,
— публичное выступление, — защита, — дискуссия, — презентация, — коллективное обсуждение, — мастер-класс. |
Цикл занятий программы междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры, ПМ 03 Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания представлен кейсом, включающим в себя следующий комплекс заданий.
1этап. Аналитический кейс.
Цель: Познакомить студентов с научной литературой, материалами лекций и изложить теоретический материал по технологии кейсов.
Ресурсное обеспечение: В.А. Сластенин, «Педагогика» учебник для студ.учреждений СПО, Изд.центр Академия, 2013 г.; Варианты Положений о методическом совете школы; варианты Положений о педагогическом совете школы; варианты схем управления школой; бланки с вопросами.
Задание.
Студентам предлагается набор вопросов, ответы на которые они должны найти и представить в течение определенного ограниченного промежутка времени.
- Педагогический совет школы это…
- Состав педагогического совета.
- Условия создания педагогического совета.
- Председатель педагогического совета, его полномочия.
- Регламент принятия решений педсовета.
- Задачи педагогического совета.
- Сменный председатель педагогического совета, условия его избрания, длительность нахождения в должности.
- Каким документом регламентируется деятельность педагогического совета?
- Периодичность и частота педагогических советов.
- Делопроизводство педагогического совета.
- Главная цель деятельности педагогического совета.
- Секретарь педсовета. Его обязанности, полномочия.
- Виды деятельности педагогического совета.
- Типология педагогических советов.
- Место педагогического совета в иерархии управления школой.
- Схема организационной структуры школы.
- Протокол педсовета, его структура.
- Условия создания ШМО.
- Цель и задачи ШМО.
- Права и обязанности членов ШМО.
- Документация ШМО.
- Школьная методическая служба школы это…
- Руководство и конролирующая функция деятельности ШМО.
- Место ШМО в иерархии управления школой.
Вид деятельности: программно-целевой анализ.
Форма реализации кейсового задания: поиск, сбор и систематизация информации.
Возможные варианты решения:
— деление на подгруппы и поиск информации по блокам;
— распределение вопросов индивидуально;
— организация поисковой деятельности по направлениям;
— обмен полученной информацией (дискуссия, семинар,собрание, мастер-класс, обмен мнениями и т.п.)
— другие комбинации поисковой части работы,
— поисковая работа в сети Интернет,
— изучение методического материала,
— работа с учебником,
— обращение к опыту преподавателя,
— интервьюирование.
2 этап. Эвристический кейс.
Цель: Упрочение и более полное освоение уже использованных ранее знаний, практическое воплощение навыков — логических и организационных.
Ресурсное обеспечение: ватман, клей, карандаши, ручки, фломастеры, журналы, ножницы; варианты схем управления школой; бланки с названием структурных единиц схемы управления школой; компьютеры; проектор, интерактивная доска.
Задание. Студентам предлагается выполнить проект: придумать «Школу будущего», составить для нее схему управления, назначить на должности своих однокурсников и защитить проект, т.е. представить его в оригинальном стиле. Для защиты проекта предлагаются критерии, по которым он будет оцениваться.
Вид деятельности: проект.
Форма реализации кейсового задания: создание, разработка и защита проекта.
Возможные варианты решения:
— деление на подгруппы;
— проект на ватмане (художественное оформление, вырезки из журналов и т.п.);
— проект — компьютерная презентация;
— другие комбинации проектной работы,
— поисковая работа в сети Интернет,
— изучение методического материала,
— работа с компьютером,
— проектная деятельность,
— составление совместного проекта,
— распределение ролей,
— представление проекта,
3 этап. Исследовательский кейс.
Цель: Приобретение обучащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Ресурсное обеспечение: сеть Интернет, компьютер, бланки голосований, урна для голосования, протоколы голосования, протоколы утверждения состава команд, протокол утвержденных тем выступлений.
Задание.
- Студентам предлагается выбрать администрацию «Школы будущего».
- Для каждого члена администрации сформировать команду.
- Определить и утвердить темы выступлений на педагогическом совете для каждого подразделения организационной структуры школы.
Вид деятельности: ситуативный анализ учебных ситуаций
Форма реализации кейсового задания: эмпирическое исследование Возможные варианты решения:
— агитационные выступления возможных кандидатов на должности,
— голосование (анонимное, открытое…)
— обработка результатов голосования,
— обсуждение кандидатур (дебаты, круглый стол, деловая встреча)
— формирование команд,
— утверждение тем выступлений.
— изучение и обработка статистических данных,
— исследование предпочтений в коллективе.
3 этап. Обучающий кейс.
Цель: Проектирование полученных знаний и практических навыков в продуктивную деятельность.
Ресурсное обеспечение: В.А. Сластенин, «Педагогика» учебник для студ.учреждений СПО, Изд.центр Академия, 2013 г.; Варианты Положений о методическом совете школы; варианты Положений о педагогическом совете школы; варианты схем управления школой; сеть Интернет, компьютер, протоколы голосования, протоколы утверждения состава команд, протокол утвержденных тем выступлений.
Задание.
Студентам предлагается провести «настоящий» педагогический, согласно распределенным ролям, используя всю имеющуюся информацию, знания, схемы, проекты, выступления. Деятельность студентов на данном этапе оценивается по разработанной шкале критерий, ориентированной на профессиональные компетенции по междисциплинарному курсу и критерии оценки конкурсных заданий World Skills.(приложение 1)
Вид деятельности: ролевая игра
Форма реализации кейсового задания: самоуправление
Возможные варианты решения:
— ролевая игра «педагогический совет,
— публичное выступление,
— защита,
— дискуссия,
— презентация,
— коллективное обсуждение,
— мастер-класс,
— круглый стол,
— деловая игра.
Итак, при работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации — не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Важно, чтобы ученики были мотивированы и готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.
Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию его способностей, обновлению его творческого потенциала.
Кейс-метод — эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.
Список используемых источников:
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368 с.
- Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
- Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
- Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
- Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет.
- Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182
- Материал для реализации всероссийского сетевого проекта ,подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.