В помощь воспитателям и родителям
Автор: воспитатель Москвина Светлана Александровна.
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 221 ОАО «РЖД» город Иркутск, Иркутской обл..
Теоретический, практический материал в помощь воспитателям и родителям
Художественное слово, как средство развития речи и воспитания детей дошкольного возраста
Файл:Презентация
Файл:Материал в помощь
Теоретический, практический материал в помощь воспитателям и родителям
Художественное слово, как средство развития речи и воспитания детей дошкольного возраста
Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями. Четкая, слаженная и продуманная работа, благополучный микроклимат, взаимодействие детского сада и родителей – залог оптимального течения полноценного развития и воспитания детей.
Утром, встретив детей, можно прочесть стихотворение «В детский сад пришли ребятки»:
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Лизу верблюжонок,
Костю ждет большой слоненок,
Даша с мишкою играет,
Максим Кате помогает,
Нянчит Каринэ мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Дети знают, что перед едой необходимо мыть руки, но будет интереснее, если этот режимный момент будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли —
Бело-набело отмыли.
***
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
***
Мы к водичке подойдем
Глазки моем, щечки трем
Окончательно проснулись,
Весело всем улыбнулист.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают. Использование шутливых потешек поможет им успокоиться и спокойно, с удовольствием поесть:
***
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет —
Забодает, забодает, забодает.
***
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед.
***
Я обед съедаю сам. Открываю рот и — ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет — он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
***
Мы дежурные сегодня,
Станем няне помогать –
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Мы салфетницы поставим
И, конечно, в центр стола-
Хлеб душистый, мягкий, вкусный,
Хлеб – всему ведь голова!
****
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, Катя, кашу, будешь умной самой!
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лисичку!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают слова вместе с воспитателем и сопровождают все это движениями.
Физкультминутки:
***
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик — он промок,
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
***
Хомка, хомка, хомячок — полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать.
***
То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед —
Это делает зарядку
Наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком.
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Во время игровой деятельности:
***
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут,
В дальний путь они зовут.
***
Завернем Аленку в теплую пеленку,
Колыбельную споем,
Чай на кухню пить пойдем.
Пусть приснятся нашей птичке
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирек
И братишка Игорек.
***
Маленькие гномики ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
Стул.
Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей.
Дом.
Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике — окошко.
Загляни туда, Антошка!
Во время проведения прогулок:
***
Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
***
Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
***
На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов — голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
***
Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
***
Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
***
Если в знойный летний день даже двигаться нам лень —
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер…
***
Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко —
Золотое донышко!
***
Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку?! — предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек — пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные — солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша
Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
***
Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
***
Мы — веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
Во время укладывания на дневной сон:
***
Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
***
Спать пора. Уснул Бычок –
Лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать.
Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон –
Он Слонихе шлет поклон.
***
Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали детки засыпать.
Каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить со словами:
***
Светит полная луна — за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать — нам давно пора вставать.
***
Солнечный лучик щечки щекочет,
Доброе утро сказать тебе хочет!
Доброе утро! Удачного дня!
И от солнышка и от меня!
***
Солнце светит: «Где тут дети?»
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
***
Во время раздевания:
Мы во всем порядок любим,
Быстро раздеваемся.
Мы уже совсем большие-
Сами раздеваемся.
Никогда не забываем
Мы одежду просушить
И почистить и повесить,
Аккуратно в шкаф сложить.
Во время высаживания на горшок:
***
Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
1, 2, 3, 4, 5-
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
***
Зайчик в туалет ходил,
Потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай-
Руки мыть не забывай!
***
Знают все детишки:
«Очень неприятно писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!»