Развитие эмоционального мира дошкольников
Автор: педагог-психолог Поважная Наталья Анатольевна.
МБДОУ детский сад «Росинка» посёлок Зимовники.
Мастер – класс с педагогами по теме «Развитие эмоционального мира дошкольников посредством русских народных сказок и творческого самовыражения»
Файл:Мастер–класс
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
— освоение и последующее активное применение элементовсказкотерапии, арт-технологии в практической деятельности педагогов;
— поиск педагогических идей по развитию творческого мышления с помощью арт-терапевтических техник (изотерапии, тестопластики);
Материалы и оборудование: столы для участников, тесто для лепки различных цветов на подложке, формочки для лепки, стеки, одноразовые тарелочки или подносы, заготовки рубашек для украшения на каждого участника, жидкая гуашь разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный, голубой), одна палитра с красками на двоих участников, пайетки, бусины. Салфетки на каждого участника по 4 штуки (сухие и влажные). Магнитофон с дисками с расслабляющей и спокойной музыкой.
Ход мастер-класса
Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами прочувствуем и узнаем, как творческое самовыражение и русские народные сказки влияют на развитие наших эмоций.
Работать мы с вами будем по следующему алгоритму:
1. Теоретическая часть. Сообщение по теме «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством русских народных сказок».
2. Погружение в сказку.
3. Проведение игр на сплочение коллектива с элементами совместного творчества. Рефлексия эмоций.
4. Игра на самовыражение в творчестве.
5. Релаксация с элементами аутотренинга и психогимнастики.
6. Рефлексия занятия.
Педагог-психолог: Итак, начнём с сообщения по теме «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством русских народных сказок». Ценность русских народных сказок нельзя не переоценить, она заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
А сейчас бы мне хотелось более подробно остановиться на таком плюсе применения сказок как изучение основных эмоций и развитие данных эмоций в ребенке. Я для вас приготовила презентацию, в которой наглядно отобразила, каким образом можно использовать сказки в развитии эмоциональной сферы детей разных возрастов. Итак, начнём с Iмладшей группы.
Слайд 1
В соответствии с перспективным планом по ознакомлению с художественной литературой, для I младшей группы в качестве примера я взяла русскую народную сказку «Курочка Ряба». Были выбраны такие 2 момента сказки:
— когда курочка Ряба снесла яичко непростое, а золотое. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть);
— когда мышка яичко разбила. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть).
Слайд 2
В соответствии с перспективным планом по ознакомлению с художественной литературой, для II младшей группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Репка». В презентации представлен заключительный момент сказки, когда герои вытащили репку. Детям предлагается выбрать эмоции, которые испытывали герои.
Слайд 3
В соответствии с перспективным планом по ознакомлению с художественной литературой, для средней группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Гуси-лебеди». Были выбраны такие 2 момента сказки:
— когда сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой убегала от гусей;
— заключительный момент: когда они встретили родителей.
Слайд 4
В соответствии с перспективным планом по ознакомлению с художественной литературой, для старшей группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». В презентации представлен такой момент сказки, когда воробей отправил блина в лес за грибами, а там его поджидала лиса. Какие эмоции испытывал блин? лиса?
Педагог-психолог: сегодняшний мастер-класс будет посвящён сказке, соответствующей перспективному плану по ознакомлению с художественной литературой для подготовительной группы.
Сейчас я хочу предложить Вам побывать в сказке. А в какой, попробуйте отгадать… (На экране (видео) звучит начало сказки «Царевна — Лягушка»)
В некотором царстве, в некотором государстве. Жил был царь. И было у него три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте, царь им и говорит:
— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
— Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. … (Видео сказка останавливается, остается заставкой и звучит спокойная, тихая музыка на протяжении всего занятия).
Догадались? («Царевна — лягушка»). Правильно, молодцы. Это сказка старинная, а у нас сказка современная, среди нас лягушек нет, все красавицы – царицы и не меньше. Мы все достойны быть царицами — женами царевичей.
Подойдите сейчас ко мне. (Педагог-психолог держит в руках разноцветные искусственные цветы, шесть штук по три цвета.Участники подходят к ведущему).
В сказке царь дает своим сыновьям стрелы, а вы царицы прекрасные, а прекрасным девицам дарят цветы…. Выберете себе цветок, который вам больше нравится, и возьмите его. (Участники берут по одному цветку). Таким образом, Вы поделились на 2 подгруппы.
Итак, согласно сказке царь сыграл три свадьбы.
И дает задание:
– Хочу посмотреть, какие вы хозяйки, поварихи – умелицы, рукодельницы. Приготовьте мне пирог, каравай, да не простой, а царский.
Присаживайтесь за стол. (На столе перед участниками лежит тесто для лепки различных цветов на подложке, стеки, украшения для изделий, подносы или одноразовые тарелочки). Вы видите, что перед вами лежат различные материалы для лепки. Каждая подгруппа должна приготовить красивый пирог, царский (Участники выполняют задание).
Педагог-психолог: Ваше время подошло к концу. Вы готовы? Выносите к нам пироги ваши. (Участники выносят пироги на тарелочках)
Царь принял пироги от своих невесток. А какие эмоции испытал царь, увидев такую красоту?
— Да какие они красивые! Аж душа радуется! А вам как? Понравилось готовить? (Возможные ответы ..) Какие эмоции вы испытывали во время приготовления? (Возможные ответы участников…). А после того как увидели свое произведение, какие чувства у вас возникли? (Возможные ответы участников).
Снова царь дает заданье – Приготовьте-ка вы мне диво дивное, чудо чудное. Расшейте рубахи златом и серебром!
А теперь скажите, какие эмоции вы испытывали во время украшения рубахи, какие чувства отозвались у вас? А какие эмоции испытал царь, увидев такую красоту?
Вы царицы потрудились на славу. А сейчас можно немного отдохнуть. Сядьте удобно и закройте глаза. Ваши глаза закрыты, вам легко, спокойно, вы довольны, расслаблены, дышите легко, ровно. Вы улыбаетесь, вам снятся добрые, радостные сны, вы спокойны. Ваше дыхание ровное, спокойное. Вдох выдох. Один, два, три. Вдруг вам послышался шорох. Вы с закрытыми глазами вытягиваете шею вперед и поворачиваете голову сначала влево, затем вправо. Послушали никого. И расслабились. Затем снова услышали звук. И решили спрятаться под одеяло. Втянули голову, тянете плечи к ушам. Напряглись. Держим напряжение. И расслабились. Слышите, запели петухи. Вам пора вставать. Вы вытягиваете руки вперед, тянете тянете, спина округляется, и расслабились, затем тянете руки вверх, голову опускаете на грудь, тянете тянете и расслабились. Открыли глаза. Потянулись еще раз.
Рефлексия занятия: Что понравилось вам больше всего? Что запомнилось?
Спасибо вам большое за такую отличную работу. Какие вы все царицы, находчивые, умелые, умные, красивые, добрые, спокойные. Молодцы вы все! «Сказка лож, да в ней намек, добрым девицам — урок!» Я надеюсь, что вы усвоили, прочувствовав на себе сегодняшнее занятие, и оно вам пригодится в вашей педагогической практике.