Мастер-класс с педагогами по экспериментальной деятельности
Автор: воспитатель Ермолович Елена Григорьевна.
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» город Тара.
Мастер-класс с педагогами по экспериментальной деятельности «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности»
Цель: Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования младших дошкольников. Экспериментальная деятельность с детьми организована через игровую деятельность с использованием сказки В. Г. Сутеева «Утенок и цыпленок»
Файл:Мастер-класс
Мастер-класс с педагогами по экспериментальной деятельности
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности»
Цель: Повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования младших дошкольников.
Задачи:
1. Выделить основные тезисы по внедрению экспериментирования в образовательный процесс в ДОУ.
2. Сформировать у участников мастер-класса стремление к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
3. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» указано, что образовательная программа должна через содержание обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области). Познавательно-исследовательская деятельность решает задачи образовательной области — познавательного развития, предполагающего развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Экспериментированиедает возможность интегрировать данные задачи. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Николай Николаевич Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поэтому экспериментальная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Дети с увлечением и интересом экспериментируют, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как раз тот метод, который соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Мы все знаем и помним из детствасказку СутееваВладимир Григорьевич «Цыпленок и утенок». Сегодня я расскажу вам, что же с ними произошло дальше. Приглашаю Вас в сказку-действие.
Вылупился из яйца Утёнок.
— Я вылупился! — сказал он.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок,
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
Я иду гулять, — сказал Утёнок.
Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я хочуиду купаться, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
Утенок и цыпленок подошли к пруду и увидели удивительные цветы, которые начали распускаться под лучами восходящего солнца.
Опыт №1
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите бумажную кувшинку в таз с водой на воду. Лепестки цветов начнут раскрываться перед вашим взором.Как вы считаете, почему так происходит. Вывод:Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелой и лепестки раскрываются.
Потом утенок плавал на прудутак ловко и быстро.Цыпленок ждал его на берегу, ведь он не может плавать.
Опыт №2
Давайте уточним, какие конечности у водоплавающих птиц. Берем механические плавающие игрушки, у некоторых вместо лопастей вставлены контурные лапки из проволоки, запускают оба вида игрушек, определяют, кто быстрее поплывет, почему. Вывод:лапки с перепонками отгребают больше воды – плыть легче, быстрее.
Цыпленок наблюдал за утенком, а тот нырял в воду и абсолютно сухой выныривал из воды.
Опыт №3
Наберите в пипетку растительное масло. Наносим на бумагу растительное масло, смачиваем лист водой.Вывод:у водоплавающих птиц перо покрыто специальным жиром.
Цыпленок бегал по берегу, не заметив, как обронил монетку в воду. Как же ее достать, не вымочив лапок?
Опыт №4
Возьмем магнит, подносил к емкости с водой и достанем монету. Вывод:металлические предметы магнитятся.
Цыпленок с утенком долго играли на берегу и строили горку из песка, она получилась аккуратной с ровными краями. Почему?
Опыт №5
Пропускаем песок сквозь пальцы, сыпем горкой. Рассмотрите песок в лупу. Вывод: видим, что песок состоит из песчинок, они маленькие, гладкие, не прилипают друг к другу.
Вдруг налетел ветерок и горка рассыпалась.
Опыт №6
Подуть или потрясти контейнер с песком.Вывод:песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, не могут удержаться друг за другапри порыве ветра.
Ветер усиливался, набежали тучкии пошел дождь. Цыпленок и утенок побежали под кустик и там спрятались от дождя. Через некоторое время дождь закончился, снова выглянуло солнышко из-за тучки. Цыпленок и утенок решили идти дальше. И вдруг они увидели, что на мокром пескеостаются следы?
Опыт №7
Песок в контейнере с помощь пулевизаторасмочите водой, и при помощи любых мелких предметов оставляем след на песке, чтобы видно было отпечатки. Вывод: мокрый песок не сыплется струйкой, но зато из него можно лепить различные фигуры, так как он принимает любую нужную форму, пока не высохнет.
Цыплёнку и утенкус увлечением познавали этот огромный и интересный окружающий мир. Но у них еще осталось очень много вопрос, на которые теперь они будут искать ответы, а мы им в поиске этих ответов поможем.
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность – это процесс приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или подруководством взрослого, то есть нас педагогов.И в этом мы сейчас с вами убедились.
Я надеюсь, что участие педагогов вмастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт будет использоватьсяв практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!