Публикация учителя-логопеда Мастер класс «Антистресс» №1806
Автор: учитель-логопед Фоамете Татьяна Игоревна
ГБОУ «Школа № 41 имени Г.А.Тарана»г. Москва
Мастер класс «Антистресс»
Мастер класс «Антистресс» разработан для педагогического коллектива и коллектива родителей. Основные задачи мастер класса:научиться останавливаться, успокаиваться и снижать нагрузку от стресса.
Файл:Мастер класс
Мастер класс «Антистресс. Песочница»
Влияние стресса на организм известно давно. Стресс негативно влияет на все стороны жизни человека. Возможно изменение ряда показателей, среди которых физическое и психическое здоровье, круг общения, успешность в реализации профессиональных планов, отношения с противоположным полом, семьёй.
В современном темпе жизни необходимо научиться останавливаться, успокаиваться и снижать нагрузку от стресса.
I. Стоп техника.
Применение стоп техники позволяет научиться останавливаться и почувствовать, осознать себя, оценить свое состояние.
Цель: остановиться и осознать себя.
Задачи: структуризация собственного сознания.
В данной стоп технике не использовать слово «Нормально».
Утром (через час после пробуждения).
Первый месяц рекомендовано выполнять, даже если через силу и записывать.
Если приснился сон и вы его запомнили, то записать.
Сон показывает, как с нами разговаривает наше подсознание.
Далее в режиме здесь и сейчас ответить на 3 вопроса.
1. Что я чувствую?
Именно ощущения и настроение. Стараемся максимально считать ощущения в теле. Начинаем с головы, далее шея, плечи, руки, туловище, таз, бедра, ноги. Только ощущения и настроение.
2. О чем я думаю?
Названия. Например, о работе, о семье, о долгах.
3. Что я хочу?
И все это на момент проведения стоп техники.
В течение дня повторять мысленно данную технику.
Вечером (записать).
Чем этот день отличается от всех других?
Записать что удивило, бросилось в глаза (эмоция, цветок, листик, поведение и т.д.).
II. Дыхательная релаксация.
Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
Глубокое дыхание длярасслабление и снятия стресса:
1.Закройте глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.
2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).
3. Медленно и полностью выдохните через рот.
4. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе «Расслабляюсь».
5. Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).
6. В течение нескольких последующих минут посидите спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.
Мышечная релаксация.
Наиболее простой способ — расслабление рук. Примите удобное положение, положите руки на колени или на стол и закройте глаза. Сосредоточьте внимание на руках. Ощутите тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
III. Песок.
Работа с песком позволяет расслабиться и через нервно-мышечное напряжение — расслабление добиться успокоения.
1. Напряжение-расслабление.
— Погрузите кисти рук в песок. Позвольте вашим ладоням и пальцам почувствовать ощущение песка вокруг, почувствуйте, как песок передвигается при движении рук.
— Зачерпните двумя ладонями песок. Подержите его крепко между ладоней. Представьте, что вы держите ваши проблемы. Сожмите песок посильнее.
Переместите руки над подносом и расслабьте нижнюю часть ладоней, почувствуйте, как ваши проблемы просачиваются и утекают сквозь ваши ладони.
— Наберите песка в кулаки. Сжимайте кулаки крепко. Там ваше волнение. Переместите руки над подносом и постепенно расслабьте кулаки, почувствуйте как сквозь кулаки высыпается ваше волнение. Почувствуйте облегчение в руках.
— Возьмите двумя руками по щепотке тревог. Держите пальцы крепко сжатыми. Переместите руки над подносом посолите вы свои проблемы, расслабьте кончики пальцев.
— Наберите два кулака песка. И сожмите этот песок максимально сильно в кулаках. Чтобы почувствовать напряжение. Вы держите свой стресс. Держите кулаки напряженными. Почувствуйте как стресс влияет на напряжение. А теперь переместите руки над подносом. И расслабьте кулаки и ладони, расставив пальцы, почувствуйте как сквозь пальцы уходит ваш стресс, как он скатывается с ладоней. Ощутите легкость в руках.
Тщательно тряхните руки над подносом.
2. Посмотрите внимательно на свой поднос. У кого-то образовались горки, а у кого-то одна гора. Но это все ваши ушедшие проблемы, тревоги, волнения и стресс. Давайте разрушим их до конца собственными руками. Разгладьте ладонями, разровняйте песок.
3. На ровном песочке мы с вами сейчас нарисуем и почувствуйте легкие волны:
— волну терпимости,
— волну уравновешенности,
— волну спокойствия,
— волну гармонии.
По собственному желанию вы можете дорисовать столько волн, сколько вам хочется.
4.Давайте разровняем песочек (потрясти поднос).
А сейчас, на минутку закройте глаза, вспомните место, где вам комфортно, уютно и спокойно. Это может быть диван, море, дерево, место около дорого человека или животного. Представьте себе это место. Почувствуйте запах этого места. Глубоко вдохните. Выдохните. Ощутите себя в этом месте. Вам хорошо и спокойно.
Откройте глаза и постарайтесь нарисовать это место на песке. Когда нарисуете, поставьте рядом смайлик или улыбочку.
Помните, что вы всегда закрыв на несколько секунд глаза можете очутиться в своем спокойном и комфортном месте. Храните его у себя в памяти.
5. Стряхните все крупицы песка с пальцев и ладоней.
IV. Полная банка. Современная притча.
(Ведущий проигрывает притчу, рассказывая её на собственный лад)
Полная банка. Современная притча
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.