Детский познавательно-исследовательский проект звук «Р»
Руководитель: учитель-логопед Рыбакова Ольга Николаевна.
Автор: подготовительная группа № 10 Желнова Елизавета, Тулькубаев Рамазан.
МАДОУ Д/с № 332 г.Уфа, Республика Башкортостан.
Исследование звука «Р»: артикуляционные упр., помогающие освоить звук «Р», артикуляционный уклад для «Р», фонетические характеристики звука, определение места звука «Р» в словах, составление кроссворда со словами с «Р», оформление своих полученных знаний в виде новогоднего украшения или подарка Деду Морозу.
Файл:Детский познавательно-исследовательский проект
Файл:Новый год в королевстве «Р»
Детский познавательно-исследовательский проект «Любимый звук Деда Мороза»
Дополнение. Работа детей.
Работу детей можно проследить в ходе беседы логопеда с детьми. Интеллектуальная, умственная работа видна в правильных ответах детей на вопросы логопеда, которые были бы не возможны без внутреннего анализа ранее полученных теоретических знаний, а также знаний, полученных экспериментальным путем в ходе реализации проекта с помощью наблюдений за собственным артикуляционным аппаратом.
Экспериментальная, исследовательская работа прослеживается в прцессе наблюдений за органами артикуляционного аппарата, экспериментов с собственным артикуляционным аппаратом, осуществляемых детьми под руководством логопеда.
1 этап реализации проекта: знакомство с органами артикуляционного аппарата с помощью сказки «Сказка о Веселом язычке», освоение артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений (на логопедических занятиях); знакомство со звуками и их фонетическими характеристиками (на занятиях по обучению грамоте).
2 этап реализации проекта: освоение постановочных упражнений, научающих детей правильно выговаривать трудный звук «Р»; уточнение правильного уклада органов артикуляции и правильного выдоха, необходимых для звука «Р».
3 этап реализации проекта: Беседа.
Логопед: Как рычит тигр или собака? Какой звук издает работающий мотор машины?
Дети: Р-р-р.
Логопед: Как у человека получается выговорить этот звук? Давайте понаблюдаем за собой в зеркало. Где находится наш язык, когда мы «рычим»? В каком положении наши губы, зубы? Как мы в этот момент дышим? Попробуйте, понаблюдайте и ответьте.
Дети: Язык поднят вверх, к нёбу, к бугоркам на нёбе, губы и зубы раскрыты, рот как будто улыбается, выдох сильный.
Логопед: А что происходит с кончиком языка?
Дети: Кончик языка дрожит и получается «р-р-р…»
Логопед: А почему дрожит, вибрирует кончик языка?
Дети: Потому что мы на него сильно дуем.
Логопед: Итек, мы уже умеем выговаривать когда-то трудный звук «Р». Подумайте и скажите, что вам помогло научиться выговаривать звук «Р»?
Дети: Упражнения для языка «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Мотор», «Парус», «Чашечка»; упражнения для сильного выдоха «Стрельба по ватным шарикам», «Покати карандаш».
4 этап реализации проекта: обобщение всех знаний, полученных на занятиях и в наблюдениях и экспериментах с собственными органами артикуляции в процессе изготовления новогоднего украшения «Ёлочка».
Дети изготавливают елочные игрушки — картонные шарики и наклеивают на них определенные символы, выбирая их среди многих предлженных:
— символы артикуляционных упражнений, подходящих для звука «Р» («Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Мотор», «Парус», «Чашечка»);
— символы артикуляционного уклада для «Р»;
— символы фонетической характеристики звука «Р»;
— украшение странички-веточки «домиками для звуков» и шариками с картинками, на которых изображены предметы; в их названиях «Р» то в начале, то в середине, то в конце слова;
— создание кроссворда со словами со звуком «Р», размещение кроссворда на одной из страниц-веточек декоративной «Ёлочки».
5 этап реализации проекта: рассматривание поделки, обсуждение совместной работы по ее изготовлению; ответы на вопросы — Какая получилась елочка? Чем мы ее украсили? Понравится ли она Деду Морозу? Поможет ли наша елочка Деде Морозу, если он захочет научить кого-нибудь из своих маленьких друзей выговаривать звук «Р»? Нравится ли вам наша елочка?)
Новый год в королевстве «Р»
Художественно – речевой досуг (для детей подготовительной группы).
Цель – ввести поставленные и автоматизированные звуки «Р» и «РЬ» в связную речь.
Задачи:
коррекционные
— закреплять умение употреблять исправленные звуки «Р» и «РЬ» самостоятельно в свободной речи;
образовательные
— упражнять в элементарном звуко – буквенного анализе и синтезе;
— закреплять умение составлять и выразительно рассказывать связную историю, сказку;
— совершенствовать фонематический слух; мышление, внимание, память; художественное и речевое творчество;
— совершенствовать графические навыки;
воспитательные
— воспитывать внимательность и уважительное отношение друг к другу, умение выслушать другого до конца не перебивая;
— создавать праздничное настроение.
Оборудование и материалы:
Куклы «Король», «Королева», «Королевич», панно «Новый год в королевстве «Р», демонстрационные схемы «Определи место звука в слове» (6 шт.), схемы к словам ДАРЫ – ДАРИ, ПАР – ПАРЬ, КРУГ – КРЮК, панно «Узнай букву», схемы слов с пропущенной буквой «Р» (рак, пир, мороз, труба, река, береза, гриб), карточка со сказкой «Новый год в королевстве «Р», карточки с загадками (11 шт.), «Новогодние коллажи» детей (домашние заготовки), магнитофон, новогодние музыкальные записи, альбомные листы, краски, восковые мелки, кисточки, стаканчики для воды, трафареты «Карнавальная маска» (по кол-ву детей).
Ход:
1. Организационный момент.
Повторение чистоговорки, сопровождающееся пантомимой и жестами:
«Ру – ру – ру!
Мы задумали игру.
Роз – роз – роз!
И не страшен нам мороз!
Ры – ры – ры!
Скучно детям без игры.
Ра – ра – ра!
Улыбнемся, детвора!»
Отгадывание загадок (с опорой на панно ««Новый год в королевстве «Р»).
*
Немного художник –
Рисует узоры.
Немного разбойник –
Хватает за нос.
Порою серьезный,
Порою веселый,
Порой очень злой
И кусает до слез.
(Мороз)
*
Как зовут внучку дедушки Мороза?
(Снегурочка)
*
Яркий огонек у меня в руке.
Не обжигает, светит в темноте.
Я с ним поиграю.
Потом батарейки поменяю.
(Фонарик)
*
Праздник, на который приходят в костюмах разных героев и в масках?
(Карнавал)
*
Как называется праздник в детском саду?
(Утренник)
*
Назовите близкого родственника пианино.
(Рояль)
*
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует –
Зернышки ворует.
(Воробей)
*
Весь в пупырышках малец —
Изумрудный
(Огурец)
*
А на елке-то фонарики.
Хлопушки, звезды…
(Шарики)
2. Основная часть.
Ребята, какой звук чаще всего встречался в чистоговорке и в отгадках? Правильно: «Р» и «РЬ». Как правильно выговаривать звук «Р»? (Дети описывают артикуляционный уклад для «Р» — рот приоткрыт, напряженный кончик языка поднят к бугоркам за верхними передними зубами и вибрирует там от сильного выдоха.)
Как вы думаете, звук «Р» согласный или гласный? (Дети: Согласный.)
Я его произношу твердо или мягко: «Р-р-р»? (Дети: Твердо.)
А можно его произнести мягко? (Дети: РЬ-рь-рь.)
А как вы думаете, звук «Р» звонкий или глухой? (Дети: Звонкий.)
Какой буквой обозначается звук «Р»? (Дети: Буквой «ЭР».)
Вспомните, а чем отличается звук от буквы? (Дети: Звук мы произносим и слышим, а букву мы пишем и видим.)
Давайте поиграем со звуком и с буквой «Р».
Игра «Подбери слова с «Р» и «РЬ» к схемам «Место звука в слове» (логопед показывает схемы, а дети подбирают и называют подходящие слова).
Игра «Где ДАРЫ, а где ДАРИ?» (логопед показывает две схемы и просит определить, к какой схеме подходит слово: ДАРЫ – ДАРИ, ПАР – ПАРЬ, КРУГ – КРЮК).
Игра «Отгадай и прочитай слова. Какая буква пропущена?» (логопед демонстрирует карточки со словами, буква «Р» в словах пропущена, дети читают, отгадывают букву).
Игра «Узнай букву «Р» (логопед просит детей узнать и обвести букву «Р» на панно среди штрихов, других букв и их элементов).
Ребята, мы с вами хорошо поиграли. А теперь я хочу рассказать вам одну историю. Садитесь поудобнее и слушайте.
(Логопед рассказывает историю «Новый год в королевстве «Р»: Как-то раз под Новый год Король «Р» и Королева «Р» решили устроить в своем королевстве Новогодний карнавал. Всю новогоднюю ночь собрались они веселиться. И совсем позабыли про маленького королевича «Р». По совету придворного доктора – волшебника всем детям в королевстве и даже маленькому королевичу «Р» в Новогоднюю ночь полагалось спать потому, что Дед Мороз может зайти к ним в дома и оставить под елкой свои подарки только в то время, пока дети спят. А королевич «Р» наотрез отказывался спать, а хотел на Новогодний карнавал. Вот король с королевой и объявили конкурс на лучшую Новогоднюю сказку с картинками для королевича в надежде на то, что множество сказок его убаюкает»)
Ребята, мы с вами приглашены и на карнавал, и на конкурс сказок с картинками для королевича. Давайте подготовимся к карнавалу.
Художественное творчество: разукрашивание карнавальных масок.
Ребята, давайте теперь представим себя на карнавале и подвигаемся немного, потанцуем в характере той маски, какую вы нарисовали. (Игра малой подвижности «Передай характер»: дети стоят в кругу, у ведущего в руках предмет, который надо передать другому ребенку, ведущий подходит к ребенку походкой, соответствующей характеру его маски, передает предмет, ведущий с ребенком меняются местами и т. д.)
Какие у вас получились замечательные маски. Но нам надо торопиться – совсем скоро Новый год в Королевстве «Р», а королевич еще не спит. Пойдемте усыпим его сказками.
Конкурс сказок и коллажей (дети с опорой на свой коллаж рассказывают придуманную историю, стараясь правильно выговаривать звуки «Р» и «РЬ»).
(Шепотом) Посмотрите, ребята, королевич уснул. Король «Р» вам очень благодарен за ваши сказки. Они были интересные, необычные (логопед находит слова для каждой сказки). Вы все хорошо выговаривали звук «Р» — любимый звук Короля «Р». А королевич уснул просто потому, что сказок было очень много. Король «Р» награждает вас сладкими призами. А теперь тихо – тихо, чтобы не потревожить королевича, пойдем в группу и устроим там свой карнавал.