Авторская образовательная программа краеведческого факультатива
Автор: Учитель географии Ревякина Екатерина Геннадьевна.
ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат п.Матвеев Курган.
Авторская образовательная программа краеведческого факультатива «Любимое Примиусье»
Программа реализуется в рамках краеведческого факультативного курса «Любимое Примиусье», на котором воспитанники знакомятся с историей и географией Ростовской области и своего родного края.
Файл:Авторская образовательная программа
Программа краеведческого факультатива
«Любимое Примиусье»
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие обучающихся в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам — к замечательной Донской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Программа “ЛюбимоеПримиусье” предназначена для проведения факультатива в специальной (коррекционной) школе-интернате. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по одному академическому часу в неделю.
Краеведение тесно связано с походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности. С краеведением связана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на учащихся 5- 10 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интерактивные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, сбор лечебных растений, трудовые десанты.
Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку, как к малой родине.
В процессе обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Обучающиеся, воспитанники приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Матвеево-Курганского района, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-10 классов специальной школы-интерната в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к краеведению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Основной целью программы является нравственно – патриотическое воспитание, формирование гражданских позиций обучающихся, воспитанников через приобщение их к истории народа, географии родного края, поселка, знакомство с прошлым и настоящим.
Задачи программы:
- повысить интерес к истории Донского края, своего посёлка, школы на основе расширения кругозора обучающихся;
- способствовать формированию положительной мотивации к изучению географии, воспитанию бережного отношения и любви к природе Донского края;
- углубить содержание основного курса и его практической направленности, развить познавательную активность;
- развитие речевой и познавательной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование практических навыков в разных сферах и ситуациях, готовности и способности к взаимодействию и взаимопониманию, потребности в исследовательской работе;
- подготовить школьников к поисково-исследовательской работе, к участию в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа предусматривает связь географии с историей, литературой, сценическим искусством.
Программа содержит тематические блоки, состоящие из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя изучение учебного материала на основе регионального компонента. Практическая часть — приемы использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий.
Актуальность программы состоит в том, что география является не только объектом изучения, но и средством обучения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности во второй половине дня. Она формирует личностные и метапредметные результаты:
- в процессе поисково-исследовательской деятельности развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества;
- в проектной деятельности формируются умения учащихся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- в процессе проектно-исследовательской деятельности формируются и развиваются компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);
- участие в общем деле формирует у старшеклассников умение общаться, объективно оценивать свои действия;
- участие в работе краеведческого факультатива способствует формированию и развитию экологического мышления старшеклассников, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- внеурочная деятельность настраивает школьников на социально значимую активность.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- Принцип интеграции и дифференциации обучения;
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения:
- практические;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- беседы;
- дискуссии.
- встречи с интересными людьми;
- мини сочинения;
- походы, экскурсии;
- конкурсы, интерактивные викторины;
- составление презентаций PowerPoint;
- использование интерактивной доски.
Программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных результатов.
В результате обучения по программе обучающиеся, воспитанники должны знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- объекты историко-культурного наследия своего края;
- традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
- основные компоненты изучения краеведения;
- особенности формирования Ростовской области и посёлка Матвеев Курган, даты основания;
- традиции и праздники на Дону;
- географические явления и процессы, характерные для природы Донского края, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- особенности географического положения объектов природы Ростовской области и Матвеево-Курганскогорайона;
- минералы и полезные ископаемые, характерные для территории области и района;
- характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа области и района;
- современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего края;
- особенности использования и охраны поземных вод в области и районе;
- основные метеоэлементы Ростовской области и района проживания, сезоны года на Дону;
- особенности растительного и животного мира, почв области и района, их использование человеком;
- охраняемые природные объекты на территории Ростовской области и Матвеево-Курганского района;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в Ростовской области и своей местности;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь:
- описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
- находить различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;
- составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района на основе разнообразных источников информации и форм её представления, собственных наблюдений;
- определять: на местности, плане и карте Ростовской области и Матвеево-Курганского района расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
- составлять рефераты, презентации;
- применять полученные знания на практике;
- практиковаться в умении проводить экскурсии;
- развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников.
Контингент – обучающиеся, воспитанники 5-10 специальной (коррекционной) школы.
Продолжительность занятия – 40 мин, в том числе на компьютере не более
20 мин. (10 мин в начале занятия и 10 мин в конце).
Программа кружка составляет 34 часа (1 занятие в неделю).
2014-2015 учебный год
№ п/п | Тема | Всего часов | Вид деятельности | ||
1 | Вводное занятие | 1 | Просмотр фильма «Моя планета», беседа. | ||
2 | Наша малая Родина – Матвеев Курган | 3 | Просмотр презентаций, экскурсия | ||
3 | Что такое природа | 1 | Экскурсия | ||
4 | Красоты миусской земли | 2 | Экскурсия | ||
5 | Что у нас под головой, что под ногами. | 2 | Экскурсия, презентация | ||
6 | Знаменитые люди Матвеева Кургана | 1 | Видеоролик, посещение аллеи славы | ||
7 | Растения миусской земли, занесенные в Красную книгу | 3 | Видеоролик, экскурсия | ||
8 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 2 | поход | ||
9 | Животный мир миусской земли | 2 | Видеоролик, создание презентации | ||
10 | Путешествие в подводный мир | 1 | Видеоролик | ||
11 | Интерактивная викторина «Хочу все знать» | 1 | Викторина | ||
12 | Мой родной поселок | 2 | Экскурсия, презентация | ||
13 | Составление презентаций «Мой родной поселок» | 2 | Сбор фотоматериала, экскурсия | ||
14 | Явления природы | 1 | Работа с мультимедийными дисками | ||
15 | Краеведческий музей п.Матвеева Кургана | 1 | Экскурсия | ||
16 | Про воздух.
Изготовление скворечников |
2 | Работа с мультимедийными дисками | ||
17 | 22 апреля – Всемирный день Земли | 1 | Общешкольное мероприятие | ||
18 | Про воду | 2 | Работа с мультимедийными дисками | ||
19 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 2 | Поход | ||
20 | Мы – жители миусского края | 2 | Создание презентаций | ||
Итого | 34 ч |
2015-2016 учебный год
№ п/п | Тема | Всего часов | Вид деятельности | |
1 | Вводное занятие | 1 | Просмотр фильма «Моя планета», беседа. | |
2 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 2 | Поход. | |
3 | Редкие и исчезающие виды флоры и фауны миусского края | 4 | Экскурсии, сбор растений, изучение ландшафта | |
4 | Интерактивная викторина «Мой край родной» | 1 | Общешкольное мероприятие | |
5 | Что такое экология | 1 | Работа с мультимедийными дисками | |
6 | Конкурс знатоков | 1 | КВН (7-9 классы) | |
7 | Донской край | 3 | Экскурсии | |
8 | Население Донского края | 1 | Экскурсии, создание презентаций | |
9 | Труд людей Донского края | 1 | Поход | |
10 | Ландшафт Ростовской области | 1 | Беседа, показ видеоролика | |
11 | Водоемы Донского края | 2 | Экскурсии, показ видеоролика | |
12 | Города Ростовской области | 2 | Экскурсии, показ видеоролика | |
13 | Сельское хозяйство Ростовской области | 2 | Экскурсии, показ видеоролика | |
14 | КВН «Занимательная география» | 1 | Общешкольное мероприятие | |
15 | Охрана родной природы | 3 | Экскурсия, показ видеоролика, поход | |
16 | Составление презентаций «Ростовская область» | 1 | Фоторепортаж | |
17 | Озеленение школьного двора.
Конкурс: «Лучшее украшение школьного двора» |
1 | Посадка растений, деревьев | |
18 | Транспорт Ростовской области | 1 | Беседа, показ видеоролика | |
19 | Памятники Ростовской области | 1 | Работа с мультимедийными дисками | |
20 | Из прошлого Ростовской области | 1 | Работа с мультимедийными дисками. | |
21 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 1 | Поход | |
22 | Юный эколог – исследователь | 2 | Туристические тропы | |
Итого | 34 ч |
2016 – 2017 учебный год
№ п/п | Тема | Всего часов | Вид деятельности | |
1 | Вводное занятие | 1 | Видеоролик «Планета – Земля» | |
2 | Мы – жители миусского края | 2 | Просмотр презентаций | |
3 | Знаменитые люди района | 3 | Изготовление коллажей | |
4 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 2 | Поход | |
5 | Озеленение школьного двора | 1 | Посадка растений, деревьев | |
6 | История возникновения посёлка | 2 | Видеоролик, экскурсии | |
Герб, флаг, гимн района | 1 | Беседа, презентация | ||
7 | Конкурс «Герб школы-интерната» | 1 | Конкурс рисунков | |
8 | Памятники: На волковой горе «Якорь в степи» | 2 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
9 | Памятники: «Т — 34» | 1 | Поход, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
10 | Памятники: «Женщина — мать» | 1 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
11 | Памятники: «Марусина тайна» | 1 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
12 | Памятники: «Прорыв» | 1 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
13 | Памятники: «Черный ворон» | 1 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
14 | Памятники: «Мемориальный сквер» | 2 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок, вахта памяти | |
15 | Памятники: «Мемориал в Донской степи»у с.Самбек | 2 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
16 | На реке Миус | 2 | Экскурсия, исторические справки, выставка рисунков, поделок | |
17 | Особенности растительного и животного мира района | 2 | Просмотр видеоролика, беседа | |
22 апреля – Всемирный день Земли | 1 | Общешкольное мероприятие, поделки скворечников | ||
18 | Озеленение школьного двора.
Конкурс: «Лучшее украшение школьного двора» |
1 | Посадка растений, деревьев. | |
19 | Родной мой край, тебя прекрасней нет | 2 | Сбор фотоматериала, составление презентаций | |
20 | Зеленый десант (уборка мусора на берегах Миуса) | 2 | Поход | |
21 | Загадки Тихого Дона | 1 | Викторина | |
Итого | 34 ч |
Литература
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области: учебник. – Ростов-на-Дону; ООО «Терра»; 2005.
- Андрианов В.И., Терещенко А.Г. «Донские памятники». Ростов н/Д, 2001.
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». – Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2006.
- Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
- Круглов Ю.Н. «Многоликий мир казачества». — Ростов на Дону: «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2007.
- Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
- Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.обл. ИУУ, 1995.
- Хрусталев Ю.П. и др. «Природа, хозяйство и экология Ростовской области» 2002.