Познавательно-речевой проект для старших дошкольников с ОНР
Автор: учитель -логопед Борисова Наталья Сергеевна.
МБДОУ № 20 с. Николо-Павловское Свердловская область.
Логопедический проект «волшебница Зима»
Актуальность
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей к школьному обучению.
Теоретическое обоснование проекта.
Цель проекта: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой расширить и систематизировать знания детей о зиме
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме ,зимних явлениях, развлечениях, животном и растительном мире в зимний период. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
- Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
- Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные цели:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Задачи:
— расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой;
— формировать лексико-грамматические категории;
— уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
— развивать связную речь, ее выразительность;
— развивать мышление, память, внимание;
— воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы родного края;
— содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
— закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи детей.
Название проекта: «Волшебница Зима»
Тип проекта: Педагогический.
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед,воспитатель, родители
Вид проекта: Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный.
Срок проведения проекта: 6 недель
Формы реализации проекта:
• ООД;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций;
• использование мультимедийных презентаций;
• работа с родителями.
Ожидаемый результат:
Участие детей в проекте «Волшебница Зима» позволит обогатить словарный запас, знания и представления о зиме, её характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный.
— Выбор темы проекта;
— Определение цели и задач проекта;
— Составление плана работы;
— Изучение методической литературы;
— Подготовка оборудования, материалов;
— Предварительная работа с родителями.
- Практический этап.
План реализации проекта.
- 3. Заключительный этап.
План — схема работы с детьми по осуществлению проекта
«Волшебница Зима»
ОО «Социализация»
Дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково», «Считай и называй», «Подбери предмет», «Найди отличия», «Назови родственные слова», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний» «Ассоциации».
ОО « Познание»
- Беседы на темы: «Зима на Урале», «Зимние забавы», «Зимние явления природы», «Зимующие птицы», «Волшебны Новы год», «Дикие и домашние животные зимо»,«Бережное отношение к природе».
- Рассматривание сюжетных иллюстраций по лексическим темам.
- Просмотр познавательных призентаци «Что такое снег и лед», «Проказы матушки Зимы», «Пернатые зимой», «В зимнем лесу»
Игровая деятельность:
Подвижная игра: «Снежная баба», упражнение «Снежки», игра «Вьюга», «Медведь», «Снегирь-снегирек», пальчиковая игра «Снежок», «Кто спит зимой», «Елка-елочка», «Подарки»
Речевое развитие
- Отгадывание загадок по теме.
- Разговор с детьми о зимних явлениях.
- Составление описательных рассказов, загадок-описаний
- Составление творческих рассказов из личногот опыта
- Рассказывание по серии сюжетных картинок.
Художественно – эстетическое развитие
- Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый снеговик», «Снежинки» «Гирлянда».
- Прослушивание записи П.И. Чайковского «Времена года. Зима».
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, изготовление поделок.
Взаимодействие с семьей:
Совместное составление рассказа — описания о зиме и зимних развлечениях.
Участие в организации выставки «Ретро Новы год» «Такая разная снежинка!»
Итог: развлечение «Волшебница Зима».
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
- Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
— развлечение
— продуктивная деятельность детей
— организация выставок
- Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
— углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
— расширился и активизировался словарный запас,
— развивалась диалогическая и монологическая речь,
— закреплялся навык правильного произношения звуков речи,
— развивалась связная речь,
— развивались творческие способности.
Перспективный план реализации проекта
Тема (месяц, неделя) | Форма проведения |
Декабрь (1 неделя)
«Зима на Урале.Природа зимой»
|
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «Почему мне нравится зима». «Почему скрипит снег?» «Откуда идёт снег» *Продуктивная деятельность детей «Зимний пейзаж», «Узоры на стекле» *Чтение художественной литературы Н. Сладков «Суд над декабрём» В. Одоевский «Мороз Иванович» С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег» К. Бальмонт «Снежинка» *Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой) «Кто что делает зимой» «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе) “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах) *Целевая прогулка в лесопосадку. |
Декабрь (2 неделя)
«Зимующие птицы» |
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «Как мы помоги птицам» *Продуктивная деятельность детей: аппликация «Снегирёк» Дидактические игры: «Кто что делает зимой» «Покорми птиц», «Чей хвост, клюв?» Чтение художественной литературы: Г.Снегирёв «Про птиц» ,Н. Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» , «Синичкин календарь», «Молодая ворона» * Заготовка корма для птиц Труд на участке .Развешивание кормушек на участке. |
Декабрь (3 неделя)
«Зимние забавы. Зимние виды спорта» |
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «На прогулке», «Зимняя олимпиада» *Продуктивная деятельность детей: рисование «Лыжники» *Дидактические игры: «Сходства и отличия» «Бывает не бывает», «Что перепутал художник» *Физкультурный досуг: «Зимний спортивный праздник.» *Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой». *Труд на участке: «Окучивание» снегом деревьев. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек Постройка из снега .Лепка различных форм из снега. |
Декабрь (4 неделя)
«Волшебный новый год» |
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «История Нового года», «Новогодние традиции разных стран» *Продуктивная деятельность детей:изготовление елочных украшений *Организация выставки «Ретро Новый год» (новогодние старинные атрибуты и украшения) Чтение художественной литературы р.н.с. «Снегурочка», бр.Грим» Госпожа Метелица» В.Сутеев «Елка» *Дидактические игры: «Найди такой же», «Доскажи словечко» «Да- нет-ки» «Что случилось в новый год» «Разложи подарки» *Участие детей в оформлении группы к новому году.
|
Январь (2 неделя) «Как заботиться о здоровье зимой».
|
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций об укрепление здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи, «Кто такие моржи» «Осторожно, гололёд» *Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы» *Продуктивная и опытническая деятельность детей «Цветные льдинки». «Снежинки –балеринки» *Труд на участке: Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. |
Январь (3 неделя)
«Дикие и домашние животные зимой» |
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «Жизнь в зимнем лесу» «Кто как зимует?» *Продуктивная деятельность детей: аппликация «Зайчата», рисование коллаж «Снежная станица»(следы приемом штамповки) *Дидактические игры: «Накормим животных», «Чей детеныш», «Назовите семью», «Чьи следы?» «Чей хвост», «Странные животные» Чтение художественной литературы Е .Чарушин «Как заяц спать ложился» «Рысь». Г.Скребицкий «Кто как зимует», |
Январь (4 неделя
Север Животный мир Севера. |
*Проведение фронтальных и подгрупповых занятий
*Проведение беседы и рассматривание иллюстраций «Арктика. Северное сияние» «Белые медведи» « Северные олени» *Продуктивная деятельность детей: лепка «Пингвинята», рисование «северное сияние» *Дидактические игры «Мамы и детеныши» *Организация выставки «Бескрайний север» *Изготовление макета « Животный мир Севера» |