Малая Академия одаренности «Эрудит»
Автор: воспитатель Сычева Евгения Вячеславовна.
МАДОУ ДС № 10 «Белочка» г. Нижневартовск.
Рабочая учебная программа дополнительной образовательной услуги «Лицей — для малышей» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Рабочая учебная программа дополнительной образовательной услуги «Лицей — для малышей» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по реализации первой ступени программы развития дошкольников с интеллектуальной одаренностью «Малая Академия одаренности «Эрудит»» МАДОУ ДС г. Нижневартовска №10 «Белочка» на 2016 учебный год.
Файл:Рабочая учебная программа
Пояснительная записка
«Интеллектуальная одарённость – это общая способность
сознательно направить своё мышление на новые требования
и способность приспособления к новым задачам и условиям жизни»
В.Штерн
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В основе любой одаренности лежат способности. Есть очень способные дети от рождения, которые могут стать одаренными при специальной поддержке взрослых, таких детей довольно много. И наша главная задача научиться, как это сделать.
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями.
Таким образом, задача образовательных учреждений, педагогов — заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математическому развитию.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Для развития интеллектуальных способностей детей в условиях детского сада, необходима целенаправленная, систематическая работа, обусловленная:
• наличием предметно-развивающей среды в детском саду и семье;
• потенциальными возможностями ребенка, которые определяются уровнем развития познавательной, исследовательской активности, креативностью, уровнем личностного развития, а также личностными возможностями ребенка;
• уровнем педагогической осведомленности родителей;
• воспитательно-образовательными задачами ДОУ и группы.
Настоящая рабочая подпрограмма дополнительной образовательной услуги познавательной направленности «Лицей — для малышей» определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 5-6 лет и реализует первую ступень программы развития дошкольников с интеллектуальной одаренностью «Малая Академия одаренности «Эрудит»» МАДОУ ДС г.Нижневартовска №10 «Белочка». Подпрограмма направлена на создание эффективных условий для полноценного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного подхода через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Рабочая подпрограмма разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N26
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. < Письмо> Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020гг».
7. Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 N 28-02-484/16 «О направлении Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
8. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
9. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19.02.2010 № 91-рп «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года»
10. Постановление администрации муниципального образования г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 17 сентября 2014 г. N 1858 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015 — 2020 годы»»
11. Программа развития МАДОУ ДС №10 «Белочка» на 2015-2020 г.
12. Программа развития дошкольников с интеллектуальной одаренностью «Малая Академия одаренности «Эрудит»» МАДОУ ДС г.Нижневартовска №10 «Белочка»
13. Устав МАДОУ ДС №10 «Белочка»