Публикация учителя истории
Автор: учитель истории и обществознания Сергеева Марина Викторовна
МОУ-СОШ с.Прокудино Аткарского района Саратовской областис.Прокудино Аткарского района Саратовской области
урок истории по теме: «крымская война»
Урок проводится в 8 классе. Форма урока; практическая работа с элементами лабораторного занятия.. Для работы используются документы, заполняются таблицы, анализируются факты и события.
Файл:урок истории
Конспект урока «Крымская война 1853—1856 гг.»
Цели урока:
1. Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и
отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.
2. Формирование у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использование мультимедийных презентаций и учебников
3. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы.
Средства обучения: карта “Крымская война 1853-1856 гг; схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя», иллюстрации героев войны, участников обороны Севастополя, репродукции картин и гравюр 19 в.
План урока:
1. Направления внешней политики России в период правления Николая I Итоги внешней политики России к началу Крымской войны.
2. Причины и этапы Крымской войны.
3. Синопское сражение. Оборона Севастополя.
4. . Причины поражения России в Крымской войне.
I. Направления внешней политики России в период правления Николая I. Итоги внешней политики России к началу Крымской войны.
1.Составьте схему
Направления внешней политики России |
||
Участие в решении Восточного вопроса |
Присоединение Кавказа |
Борьба с революционными настроениями в Европе |
2. Объясните понятие «Восточный вопрос» . Заполните таблицу участие России в решении Восточного вопроса.
Восточный вопрос | Цели России | Шаги России по решению Восточного вопроса |
Под Восточным вопросом понимается- упадок Османской империи и определение судьбы ее провинций | 1.Достижение выгодного режима Черноморских проливов
2.Поддержка национально-освободительного движения Балканского народа; 3. Расширение черноморской торговли |
Апрель 1826г-Петербургский протокол
Июнь 1827- Лондонская конвенция 8 октября 1827г- Наваринское сражение 1828-1829- русско-турецкая война Сентябрь 1829-Андрианопольский мир 1832-Турецко-египетский конфликт Июнь 1832- Ункяр- Искелисийский договор 1840 1841- Лондонские конвенции |
2.Работа с документами Российское общество и революция во Франции
« Я был утром в итальянской опере, как вдруг, словно электрическая искра, всю публику пронзила весть: Министерство Гизо пало. Какое-то неясное, но жуткое чувство овладело всеми… Старики грозили очами, бряцали холодным оружием.. молодежь едва… сдерживала бескорыстные восторги.. Можно ли было, имея в груди молодое сердце,не пленяться этой неистощимостью жизненного творчества, которое отнюдь не соглашалось сосредоточиться в определенных границах, а рвалось захватить все дальше и дальше.?И точно, мы не только пленялись, но даже не особенно искусно скрывали свои восторги от глаз бодроствующего начальства..»
М.Е. Салтыков — Щедрин «За рубежом»
Вопрос к документу. Чем объяснить различное отношение к революции старого и молодого поколения?
3. Составьте схему положительные и отрицательные последствия присоединения Северного Кавказа.
Положительные последствияПрекращение кровавых феодальных войн, уничтожение работорговли, развитие хозяйства, втягивание Кавказа во Всероссийский рынок |
Отрицательные последствияПодавление национально-освободительного движения |
I I. Причины и этапы Крымской войны
1. Каковы внешнеполитические планы Российской империи на Балканском полуострове и Ближнем Востоке? (Укрепление позиций на Балканах, установление контроля над Босфором и Дарданеллами, закрытие этих проливов для иностранных судов, обеспечение выхода российских кораблей в черное и Средиземное моря и т.о, обезопасить южные границы России)
2. Какая связь существовала между внешней политикой царизма и внутренним положением России? (Реакционная политика, усиление угнетения вызывали недовольство народа. Необходимо было отвлечь народ успехами во внешней политике. Тоже присуще и другим государствам)
3. В чем состояло преимущество России перед другими европейскими державам и в “восточном вопросе”? (Россию поддерживали народы Балканского полуострова и Закавказья)
В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.
1. Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)
2. Какие цели преследовали Англия и Франция в процессе решения “восточного вопроса”? (Английская буржуазия сама желала утвердить свое господство на Ближнем Востоке и Балканах. Английское правительство толкало Турцию на войну с Россией, надеясь еще больше ее закабалить и с ее помощь. Ослабить Россию, которую считала своим основным конкурентом в “восточном вопросе”.
Французской буржуазии также было не выгодно усиление позиций России на Ближнем Востоке. Наполеону III нужна была успешная война для упрочения своей власти. Австрийское правительство боялось усиления позиций России на Балканском полуострове, т.к. это могло ослабить власть Австрии над славянскими народами.
Турция стремилась к войне с Россией. Она надеялась при помощи Западноевропейских государств укрепить свое положение на Балканах, отторгнуть у России ряд территорий в Закавказье и на Черноморском побережье.
Таким образом, завязался тугой узел противоречий. Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции.
— Каковы же причины Крымской войны?
Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине.
Готовность к войне России и ее противников
Россия | Англия, Франция |
Рекрутская система | Всеобщая воинская повинность |
Неразвитость военной промышленности | Развитые капиталистические отношения |
Парусный флот | Паровой флот |
Устаревшее гладкоствольное оружие | Новейшие образцы нарезного оружия |
Сопоставьте данные таблицы и сделайте вывод.
Заполните таблицу «Цели участников Крымской войны»
участники | Цели участников Крымской войны |
Россия | Распространение влияния и присоединение территорий |
Турция | Ослабление России, Захва Крыма и Закавказья |
Франция Англия | Ослабление России, распространение экономического и политического влияния |
Заполните таблицу. «Этапы Крымской войны»
Этапы | Противники России | Основные события |
Октябрь 1853-апрель 1854 | Турция | Военные действия на Дунайском и Кавказском фронтах
Синопское сражение |
Апрель 1854-февраль 1856 | Турция, Англия, Франция, Сардинское королевство | Нападение союзников на Одессу, Аландские острова, Соловецкий монастырь, Петропавловск-Камчатский
Героическая оборона Севастополя |
III Синопское сражение. Оборона Севастополя.
Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье.Турецкое правительство 27 сентября 1853 года предъявило России ультиматум, требуя вывести войска из Молдавии и Валахии, а 4 октября объявило России войну.Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою.Русской эскадрой командовал Павел Степанович Нахимов (выступление учащегося).
Схема сражения. Это сражение последнее в истории парусного флота. Рассказ о сражении (мультимедиа учебник).
Оборона Севастополя
1.Прочтите документ и ответе на вопросы
Приказ П.С.Нахимова о затоплении кораблей
«Неприятель подступает к городу , в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся нра них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой».
В.А.Корнилов своим подчиненным
« Будем драться до последнего. Отступать нам некуда. Сзади- море.. если кто из начальников прикажет бить отбой, не слушайте, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот подлец будет из вас, кто не убьет меня»…
Французский маршал Канробер
«Чтобы понять что такое наши противники, вспомните о шестнадцати тысячах моряков,которые плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками под командой своих адмиралов- Корнилова, Нахимова, Истомина. К концу осады от них остались восемьсот человек, а остальные и все три адмирала погибли у своих пушек»
Раскройте значение Севастопольской обороны.
Путешествие по современному г. Севастополю
Более полувека прошло со времени Крымской войны, но жители Севастополя бережно хранят память о героях обороны города.
Разгром Турецкого флота вызвал тревогу в западноевропейских странах. Англия и Франция ввели свои эскадры в Черное море и объявили войну России. Вступление Англии и Франции в войну изменило соотношение сторон.
В 1854 году Турция, поддерживаемая Англией и Францией создала большое численное превосходство в Закавказье и предприняла наступление на Тифлис. На помощь им двигались войска Шамиля. Но благодаря героизму и стойкости русских солдат и грузинского ополчения отряды Шамиля были отброшены и угроза захвата Тифлиса ликвидирована. Русская армия в Закавказье перешла в наступление.
Балканы. Русские войска осадили крепость Силистрию. Но Австрия и Пруссия заняли враждебную позицию и потребовали вывода русских войск из дунайских княжеств. Царское правительство вынуждено было удовлетворить эти требования и отвести войска за р. Прут.
Русским морякам и солдатам пришлось отражать нападения неприятеля на многих рубежах России: бомбардировкам союзников подверглись Петропавловск-на-Камчатке, Соловецкий монастырь, Одесса. Англия и Франция блокировали Свеаборг и Кронштадт.
Основные военные действия войны развернулись в Крыму. Крымский полуостров имел большое стратегическое значение. Он обеспечивал безопасность юга России (Кавказ, Балканы, южные губернии).
В сентябре 1854 года 60-тысячная армия союзников (англичане, французы, турки) высадились около Евпатории на мысе Лукул (cхема) и двинулась к Севастополю, держась правого фланга берега вдоль которого следовал флот и остановилась перед русскими позициями у р. Альма. 8 сентября 1854 года здесь произошло кровопролитное сражение.
Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.) Современный Севастополь.
Оборона Севастополя (рассказ учителя с использованием монографии Н.Шебек. Панорама “Оборона Севастополя”).
Дата | Событие |
2 сентября 1854 г. | Высадка войск союзников в Крыму |
8 сентября 1854 г. | Сражение на р. Альма |
13 сентября 1854 г. | В г. Севастополе объявлено осадное положение. Фактическое руководство обороной Севастополя принял на себя В.А.Корнилов |
Сентябрь 1854 г. Февраль 1855 г. |
Затоплено 7 кораблей у входа в главные бухты. Затоплено еще 6 кораблей. |
5 октября 1854 г. | Первая бомбардировка Севастополя. На Малаховом кургане смертельно ранен В.А.Корнилов. Руководство обороной Севастополя возглавил П.С.Нахимов |
13 октября 1854 г. | Сражение у Балаклавы |
24 октября 1854 г. | Сражение под Инкерманом |
Ноябрь 1854 г. | В Севастополь прибыл известный хирург Н.И.Пирогов |
2 ноября 1854 г. | После жестокой бури десятки английских и французских кораблей разбились о скалы Крымского полуострова |
Зима 1854-1855 гг. | Минная война. Общее руководство войной осуществлял Э.И.Тотлебен |
В течении всей обороны | Защитники Севастополя возводили оборонительные укрепления |
Вылазки смельчаков-охотников (Игнатий Шевченко, Петр Кошка и др.) | |
Весна 1855 г. | Укрепление Малахова кургана |
5 июня | Четвертая бомбардировка Севастополя |
28 июня 1855 г. | На малаховом кургане смертельно ранен П.С.Нахимов |
4 августа 1855 г. | Сражение на Черной речке |
5 августа 1855 г. | Пятая бомбардировка Севастополя |
27-28 августа 1855 г. | Огромная рмия и оставшиеся в живых жители переправлены на Северную часть |
28 августа 1855 г. | Штурм Севастополя войсками союзников |
29 августа 1855 г. | Неприятельские войска заняли опустевшую Южную часть города |
IV Причины поражения России в Крымской войне
Николай умер 18 февраля 1855 года Одна из версий говорит о том, что он, испытывая раскаяния и угрызения совести за совершенные ошибки, принял яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с документом и сделайте выводы.
«Император неделю как болел гриппом., но вопреки совету доктора Мандта, настоял на том, чтобы поехать в манеж произвести смотр полка, отъезжающему на войну, и проститься с ним. «Дорогой Мандт, -возразил государь,- вы исполнили ваш долг, предупредив меня, а я исполню свой и прощусь с этими доблестными солдатами, которые уезжают, чтобы защитить нас».. А.Ф. Тютчев
Заполните таблицу . «Условия Парижского мирного договора»
Условия договора | Результаты для России |
Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым Черное море объявляется нейтральным.
Россия и Турция не могут иметь военного флота На Черном Море Россия теряет право защиты балканских народов. |
Сохранение за Россией Северного Причерноморья
Южные рубежи России остались не защищенными Потери влияния на Балканах |
Домашнее задание: подготовка докладов о героях Крымской войны.
Темы:
• П.С.Нахимов: от Синопа до Севастополя.
• В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.
• Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.
• В.И.Истомин: путь русского офицера.
• Н.И.Пирогов – новатор военной медицины.
• Герои Севастопольской страды (матрос Петр Кошка, Дарья Севастопольская и др.)
• Ф.А.Рубо. Создание панорамы “Оборона Севастополя”.
Литература:
Важенин А.Г. История России. XIX в. Конспекты уроков для учителя истории. 8-й класс. М. Владос-пресс. 2001.
Данилов, Косулин. История Отечества. XIX в. Учебник для 8-го класса.
История России. XIX в. 8 класс. Дидактические материалы. М.Дрофа. 2000. М. ”Просвещение”. 2008.
Шебек Н. Панорама “Оборона Севастополя 1854–1855”. Изд-во “Таврия”. Симферополь. 1975.