Формы работы с детьми по формированию словаря
Автор: воспитатель Починчук Ольга Захаровна.
ГБОУ Школа №1375 ДО № 6 г. Москва.
Конспект открытого занятия по теме: формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию словаря.
Путешествие на «Волшебный остров». Путешествие на «Волшебный остров». Цель:расширять словарный запас детей через словесно речевые игры. Задача: Формировать навыки словообразования, закреплять навык образования слов с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса «ик»,упражнять детей в суффиксальном образовании слов; учить детей отвечать полным ответом;расширять словарь детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Файл:Конспект открытого занятия
Путешествие на «Волшебный остров».
Цель: расширять словарный запас детей через словесно речевые игры.
Задача: Формировать навыки словообразования, закреплять навык образования слов с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса «ик»,упражнять детей в суффиксальном образовании слов; учить детей отвечать полным ответом;расширять словарь детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Оборудование: иллюстрации животных и их детенышей, иллюстрации одежды для мальчиков и девочек, презентация.
Ход занятия.
Ребята, когда я утром шла на работу у входа в детский сад я нашла письмо. Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея с волшебного острова. Помогите мне, пожалуйста. Я потеряла свою волшебную палочку и не могу без нее делать добрые дела. Приезжайте ко мне на волшебный остров. Жду с нетерпением вашего приезда. Фея Волшебного острова.
Девчонки и мальчишки готовы вы помочь Феи и отправиться в путешествие на волшебный остров? (Да).
Скажите мне, пожалуйста, на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Как сказать все это одним словом (транспорт). А как вы думаете, какой самый быстрый транспорт? (ответы детей).
Давайте мы полетим на самолете. Но самолет у нас волшебный, мы можем попасть на него, если правильно составим сложные слова:
сам летает – самолет,
сосет пыль – пылесос,
варит кофе – кофеварка,
скоро и быстро варит – скороварка,
рыбу ловит — рыболов,
пчёл разводит — пчеловод,
лес рубит – лесоруб,
кофе молит – кофемолка,
овощи режет – овощерезка,
сок выжимает — соковыжималка,
листья падают –листопад,
Снег идет, падает – снегопад,
землю копает — землекоп,
сам катается — самокат,
ходит пешком–пешеход,
везде ходит — вездеход,
колет лед — ледокол,
сам сваливает — самосвал,
возит с помощью пара–паровоз,
трубы чистит–трубочист,
Картофель чистит — картофелечистка.
Молодцы все справились с заданием. Полетели (звучит музыка,дети имитируют полет на самолете).
Приземлились мы на берегу моря. А нам нужно попасть на остров. А что такое остров? (ответы детей). Остров – это кусочек земли, со всех сторон у которого вода ( море, океан, река, озеро). Скажите мне, пожалуйста, на чем можно доплыть до острова? (ответы детей) Я предлагаю сесть на катер. Но катер тоже волшебный, он поплывет только тогда, когда его бак заполнится ласковыми словами: д/и
«Скажи ласково»
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свеколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
Молодцы. Поплыли.
Что-то стало прохладно, давайте наденем теплые вещи (физкульт минутка, дети показывают движения):
Кофта какая? (теплая)
Носки (теплые)
Шапка (теплая)
Шарф какой? (теплый)
Пальто (теплое)
Вот мы и приплыли на волшебный остров. Посмотрите, сколько зверей нас встречает. Игра: «Найди пару»
Белка и бельчонок,
Зайчиха и зайчонок
Медведица и медвежонок
Львица и львенок
Тигрица и тигренок и т.д
А скажите, пожалуйста, у белки голова чья? – беличья, а хвост чей? — беличий, а лапы чьи? – беличьи;
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
О! Смотрите вот и домик Фея.
Фея: Здравствуйте девочки и мальчики. Как хорошо, что вы согласились мне помочь найти мою волшебную палочку. Она спряталась где-то здесь в вещах.
Помогите мне, пожалуйста, навести порядок. Разберите, пожалуйста, вещи в две корзины. В одну корзину нужно положить вещи для девочек, в другую – для мальчиков (картинки одежды).
Фея: Как быстро вы справились спасибо.
Я была в магазине и увидела много разной посуды, а как она называется, не знаю, подскажите мне, пожалуйста:
Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для молока — молочник;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница;
посуда для сухарей — сухарница;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
посуда для супа — супница.
А вот и моя волшебная палочка. Она спряталась в картинках с посудой. Спасибо вам большое зато, что научили меня новым словам и помогли найти мою волшебную палочку. Я вам сейчас наколдую угощения (появляется мешочек со сладостями). Спасибо дорогая Фея.Нам пора прощаться.
Фея: закройтеглаза и я вас с помощью волшебной палочки перенесу в детский сад. Готовы? Ветер, ветер всех ребяток закружи и в детский сад перенеси.
Вот мы снова в детском саду, вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Фея подарила нам мешочек с угощением, давайте посмотрим, что там. (угостить детей сладостями).