Конспект открытого занятия Идёт доброта по земле!
Автор: воспитатель Вохмина Ирина Викторовна.
ГКУ СО «Камышеватский СРЦН» Краснодарский край, ст.Камышеватская.
Файл:Конспект
Тема открытого занятия «Идёт доброта по земле!»
Цель:
— воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
Задачи:
-углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
-развитие способности и умения проявлять доброту и определять ее как качество человека;
-воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.
Оборудование: проектор, презентации, видео ролики, запись песен «Дорогою добра», «Только добротой сердец», «Если добрый ты».
Ход занятия:
Вступление, формирование мотивации
Звучит песня «Только добротой сердец»
Чтение стихотворения воспитателя
Но знаешь ли ты, в чем добро вековое? (слайд 1)
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,-
Вот истина вечная, правда святая.
Все люди ко многим занятиям способны,
Но те лишь прекрасны, кто сердцем беззлобны.
***
Прекрасные качества есть человечьи,
Но самое ценное – добросердечие.
Ибо добро не бывает напрасно,
Все властно добро, потому и прекрасно!
(Из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)
Воспитатель: — Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.
Ребёнок:
Прикоснись ко мне добротой, (слайд 2)
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей.)
-В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (слайд 3)
Добро — все положительное, хорошее, полезное. Это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами и поступками
-Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»? (Ответы детей)
Почему это необходимо? (Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и требует меньше усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным.
Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый. Слабый же человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках…)
— С какими словами у вас ассоциируются понятия добро и зло?
Добро — нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь…
Зло — зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм..
— А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?
(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует)
-Я расскажу вам притчу:
« Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь:
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
-Как вы понимаете слова в конце притчи? Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Ответы детей)
Чем больше мы ленимся, злимся, ругаемся этот персонаж внутри нас становится сильнее, а если препятствуем этим качествам, идём наперекор, то мы кормим доброго волка
— Каждый человек видит окружающий мир через призму своей души. Если у человека добрая душа, то и окружающий мир воспринимает по доброму.
Инсценировка персидской притчи «Какие люди живут в этом городе»
— Мы часто говорим о добрых и хороших поступках, которые совершают люди. На самом деле условно выделяют 3 вида (категории) доброты
Самая неприметная — доброта пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Не пройдет мимо зла, но и не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим ради своей выгоды?
И, наконец, существует доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Что значит добрый человек?
Добрый человек – это тот, кто любит людей.
Добрый человек- это тот, кто готов в трудную минуту прийти на помощь
Добрый человек бережёт природу.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу
Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Добрый человек никогда не обидит (слайд 4)
— Добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботе о людях и животных, восхищение красотой окружающего мира
Просмотр видео ролика о доброте
-Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? Конечно же, это добрые, тёплые слова. А как можно усилить красоту и обаяние этих слов? Конечно с помощью улыбки, доброжелательного взгляда. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
А чтобы жить дружно и всегда иметь много друзей, нужно обладать хорошими качествами
Качества доброты
— Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)
— Доброжелательность (Желающий добра)
— Добронравный (Отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом)
— Добропорядочный (Приличный, достойный одобрения, порядочный)
— Добросердечный (Обладает добрым сердцем, ласковый)
— Добросовестный (Честно выполняет свои обязанности)
Основа всех этих слов «добро». (слайд 5)
Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
— В народе всегда относились к доброте по- особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно»
-А какие вы знаете пословицы и поговорки о доброте?
Доброе дело и в воде не тонет. Доброта без разума пуста.
Доброе братство дороже богатства. Добрый гость всегда в пору.
Добро помни, а зло забывай. Добро не умрет, а зло пропадет.
От добра добра не ищут. (слайд 6)
-Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда.
Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем:
“А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего… Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.
А – аз, Ж – житие,
Б – буки, З – земля,
В – веди, Л – люди,
Г – глаголь (говорить), М – мыслить,
Д – добро, Т – творить.
Азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”. (слайд 7)
Чтение детьми стихотворения «Добро»
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся,
Но только прошу, не жалуйся,
Пожалуйста, мне больше.
Не ожидай благодарности
За сделанное тобою,
За те нежданные радости,
Подаренные добротою.
Добро — не доблесть!
Не жалуйся.
Добро совершать не бойся.
Помог человеку — и радуйся,
Награды не нужно большей.
Асейчас мы свами поиграем. Игра называется «Добрые ладошки». В центре зала стоит парта на ней находится ватман, дети встают вокруг стола и с помощью маркера обводят свою ладошку и пишут на ней свое имя. А затем звучит песня «Дорогой добра», пока она звучит, дети ходят по кругу она заканчивается напротив чей ладони они оказались, пишут на пальчиках пожелания
Чтобы наши пожелания остались вместе с вами возьмитесь за руки передайте тепло ваших рук и ваших сердец друг другу (Дети исполняют песню «Если добрый ты»)
Видео песня «Урок доброты» . — Закончить свое занятие мне бы хотелось стихотворением- пожеланием:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда — как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите её окружающим Вас людям
Ход мероприятия.
Воспитатель Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.
Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом — планету Земля.
В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.
Представьте себе!
Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем — нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.
Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы — это озоновый барьер, который и сейчас защищает всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей солнца, от метеоритов и сохраняет тепло планеты.
Стихотворение «Притча о создании Земли»
(на фоне медленной музыки рассказывает притчу):
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Воспитатель В мире много разнообразных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября | Международный день охраны озонового слоя Земли. |
20 сентября | День леса. |
27 сентября | День моря. |
4 октября | День защиты животных. |
29 декабря | День 6иологического разноо6разия. |
22 марта | Всемирный день воды. |
1 апреля | День птиц. |
18-22 апреля | Дни заповедников и национальных парков. |
22 апреля | День Земли. |
5 июня | День охраны окружающей среды. |
17 июня | День борьбы с опустыниванием и засухой. |
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, чистую воду и благодатную почву.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения
- 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
- Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
- Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
- Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ
А знаете ли вы, что
— бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,
— консервная банка – 90 лет,
— полиэтиленовый пакет – 200 лет,
— стеклянная банка – 2000 лет.
Вдумайтесь в эти цифры.
Ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Воспитатель: Наблюдая этот прекрасный мир, человек учится и перенимает красоту природы. Художники рисуют пейзажи, скульпторы выбивают из камня цветы, мастерицы вышивают одежды растениями, портнихи шьют одежду, беря необходимые формы и силуэты из природы. Вот и вы сделали выставку экологических буклетов. Вы можете внимательно рассмотреть её после нашего занятия.
Итак, сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы и проведем конкурс: «Берегите Землю, берегите!»
Тур 1. Разминка
Воспитатель
читает вопросы, команды отвечают (кто быстрее поднимет руку). За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
- Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)
- Это есть и у холма, и у ботинка (Подошва)
- Утром падаю всегда –
не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах,
на опушках и в лугах. (Роса)
- Этого дикого всеядного зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)
- Какая бабочка «носит» воинское звание? (Бабочка – адмирал)
7.Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)
- Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)
Тур 2. Пантомима
За одну пантомиму – максимум 3 балла.
Изобразить это слово для другой команды:
ветер, мороз, дождь, жара.
(за правильные ответы жюри назначает бонусные баллы командам)
1.Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
- B) наука о природе.
2.Какое растение называют сосной сибирской
- A) лиственницу;
- B) кедр.
3.Где зимуют ласточки
- A) в Австралии;
- B) в Африке.
4.Кит – это:
- A) рыба;
- B) млекопитающее.
5.Название «адмирал» носит:
- A) жук;
- B) бабочка
6.С какой стороны дерева растет мох:
- A) с северной;
- B) с южной
7.Хвоинки сосны:
- A) двухгранные;
- B) трехгранные
8.Сколько пар ног у паука:
- A) три;
- B) четыре
9.На стволе березы растет гриб
- A) чага;
- B) подберезовик
10.Какой газ используют для дыхания все живые существа:
- A) кислород;
- B) углекислый газ
ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.
Тур 3. Собери примету
Каждой команде даны 8 карточек, из которых вы должны собрать 4 приметы. За правильный ответ – 1 балл. Максимум за конкурс – 4 балла
- В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
- Птицы низко летают – к дождю.
- Много ягод к холодной зиме.
- Зацвела рябина – наступит тепло.
- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
- В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
- Май холодный – год хлебородный.
- Увидел скворца – значит весна у крыльца.
Тур 4. Анаграммы.
Каждой команде предлагается отгадать 2 анаграммы. За правильный ответ(2 слова) – 2 балла. Максимум – 4 балла.
Я – время года, знают все меня.
Катаются с горы и бабу дружно лепят.
Но слоги переставь во мне –
А нами кожу и глаза, и уши лечат.
(Ответ: зима – мази.)
Я – дерево, расту в тайге,
И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос.)
И в озере, и на берегу
От ветра я шумлю и уток прячу.
Но слоги переставь во мне –
И запищу, и попрошу я каши.
(Ответ: камыш – мышка.)
Читайте слева вы меня,
И псом огромным буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтете вы наоборот.
(Ответ: дог – год.)
Узнай растение 1. росянка
Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.2. ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.
- пастушья сумка
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха. - тысячелистник
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть. - ромашка
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке. - шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь. - дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч. - черемуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись. - береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы. - ель
Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж.
Тур 5. «Есть проблема».
Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. Каждая команда решает две проблемные ситуации, необходимо объяснить свое решение. За правильный ответ – 2 балла. Максимум за конкурс – 4 балла.
Ситуация 1. Если нужно проехать расстояние в несколько километров, то каким транспортом предпочтительнее пользоваться для сохранения чистоты окружающей среды?
- Легковой машиной.
- Автобусом.
- Мотоциклом.
- Велосипедом.
Ситуация 2. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?
- Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
- Поиграть с ним и отпустить.
- Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
- Отнести в лес.
Ситуация 3. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
- Остановитесь и понаблюдаете.
- Пройдёте мимо.
- Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
- Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
- Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.
Ситуация 4. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?
- Пройду мимо.
- Поглажу, покормлю птенца.
- Понаблюдаю немного за ним.
- Посажу обратно в гнездо.
конкурс «Бюро погоды»
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
- Рыба не клюет – она сыта (п);
- пчелы сидят в улье и громко гудят (п);
- ласточки и стрижи летают высоко (х);
- птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли (п);
- благоухают цветы сирени, жасмина, акации (п);
- Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает (х);
- раскрыты цветы кувшинки (х);
- одуванчик складывает свой пушистый зонтик (п);
- поздно вечером сильно трещат кузнечики (х);
- крот нагребает высокие холмики (п);
- паук усиленно плетет паутину (х);
- голуби разворковались (х).
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Команды представляют свои решения проблемных ситуаций.
Воспитатель. Итак, наш конкурс подошел к концу. Прошу подвести итоги
Стихотворение для размышления
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
- Рыба не клюет – она сыта
- пчелы сидят в улье и громко гудят
- ласточки и стрижи летают высоко
- птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли
- благоухают цветы сирени, жасмина, акации
- Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает
- одуванчик складывает свой пушистый зонтик
- поздно вечером сильно трещат кузнечики
- крот нагребает высокие холмики
- паук усиленно плетет паутину
- голуби разворковались
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
- Рыба не клюет – она сыта
- пчелы сидят в улье и громко гудят
- ласточки и стрижи летают высоко
- птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли
- благоухают цветы сирени, жасмина, акации
- Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает
- раскрыты цветы кувшинки
- одуванчик складывает свой пушистый зонтик
- поздно вечером сильно трещат кузнечики
- паук усиленно плетет паутину
- голуби разворковались
Устные журналы:
- «Очевидное — невероятное».
- «Моя родословная».
- «Семейные традиции».
Диспуты:
- «Можно ли изменить свой характер?».
- «Что значит владеть собой?».
- «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
- «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».
- «Можно ли стать красивым?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
- «Сеющий неправду пожнет беду».
- «Разумное и нравственное всегда совпадают».
- «Кому легче жить — культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры:
- «Добро пожаловать!» .
- «Школа, которую мы строим».
- «Тайны вокруг нас».
- «По каким правилам мы живем?».
- «Твои гражданские права».
Игры-доказательства:
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Ложь на скамье подсудимых».
- «Суд над воровством».
Вечера:
- «Молодость наших бабушек».
- «Орден твоего деда».
- «Моя малая Родина».
Викторины:
- «Классики литературы о добре и зле».
- «К 67-летию Победы в Великой Отечественной войне».
- «Новогодняя. По странам и континентам».
- «Братья наши меньшие».
Беседы:
- «Расскажи мне обо мне».
- «Как изучить самого себя».
- «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
- «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
- «Расскажи мне о себе».
- «В дружбе — сила».
- «Чтобы иметь друга, надо быть им».
Выставки поделок:
- «Золотые бабушкины руки».
- «Природа и фантазия».
Встречи с интересными людьми:
- «Советы мудрых».
- «Защитники Родины у нас в гостях».
- «История глазами моих родственников».
- «Национальные традиции в моей семье».
- «Моя родословная».
Конкурс сочинений:
- «Я и мой старший брат».
- «Я в ответе за младших в семье».
- «Мои соседи».
- «Что значит быть человеком?».
- «Береги честь смолоду».
- «Самый дорогой человек».
Заочные путешествия:
- «Здесь живут мои родственники».
- «Дорогами великих географических открытий».
- «По странам и континентам».
Игры-путешествия:
- «Имена путешественников на карте нашей страны».
- «По маршрутам Колумба».
- «Доброе утро, ветеран».
- «Праздничный сюрприз».
- «Подарок моим друзьям».
- «Снежная сказка» (для малышей).
Тридцать пестрых дел (по Н. Щурковой):
- «Волшебный стул».
- «Презентация мира».
- «Социодрама».
- «Разброс мнений».
- «Публичная лекция».
- «Открытая кафедра».
- «Пять минут с искусством».
- «Защита проекта».
- «Философский стол».
- «Приглашение к чаю».
- «Сократовская беседа».
- «Дерево, посаженное тобою».
- «Корзина грецких орехов».
- «Театр-экспромт».
- «Час тихого чтения».
- «Турнир знатоков этикета».
- «Дискуссионные качели».
- «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)».
- «Интеллектуальный аукцион».
- «Большой круг».
- «Диалог с веком».
- «День добрых сюрпризов».
- «Путешествие в свое прошлое».
- «Проблемы и аргументы».
- «Свободный разговор».