Конспект НОД Путешествие в мир вежливости и доброты
Автор: воспитатель Яловая Татьяна Викторовна.
МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» города Гурьевска Кемеровская область, город Гурьевск.
Формирование у детей связной речи, представления о правилах культурного поведения и общения, умения оценивать положительные и отрицательные поступки.
Файл:Путешествие в мир вежливости и доброты 1
Путешествие в мир вежливости и доброты
Конспект НОД
Для детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей связной речи, представления о правилах культурного поведения и общения, умения оценивать положительные и отрицательные поступки.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Цель: Закрепление представлений детей о правилах культурного поведения и общения.
Задачи:
Образовательные: формировать такие нравственные понятия как доброта, вежливость, отзывчивость.
Закрепить знания дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения.
Развивающие: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей: эмоции, комплимент.
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
воспитывать положительные черты характера: доброта, забота, внимание, вежливость.
Демонстрационный материал: мультфильм «Смешарики», серия «Подвиг».
Иллюстрации: солнышко с лучиками, чум, карточки с изображением эмоций, полянка с тучкой, полянка со снежинками.
Раздаточный материал: картинки с изображением хороших и плохих поступков, альбомный лист, краски для рисования, клубочек, смайлики.
Методические приёмы: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка», беседа по сказке, физкультминутка, игровая ситуация, инсценировка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? Да, тогда присаживайтесь.
Дети вместе с воспитателем смотрят мультфильм «Смешарики»,серия«Подвиг».
Воспитатель: Ребята, о чём этот мультфильм? (о хорошем, добром поступке, который совершил Крош).
Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).
Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в Царство вежливости и доброты? Да?
(На мольберте появляется желтый круг — солнышко без лучиков).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: Лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их.
Дети читают стихи:
Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер».
(появляется первый лучик)
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова.
(появляется второй лучик)
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
(появляется третий лучик)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
(появляется четвёртый лучик)
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме. (появляется пятый лучик
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
(появляется шестой лучик)
Воспитатель:
Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель (вывешивает иллюстрацию с изображением чума): Ребята, посмотрите, а что это такое?
Дети: Это чум.
Воспитатель: Кто живет в чуме?
Дети: Ханты, ненцы.
Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте.
(Воспитатель рассказывает сказку «Кукушка»).
Сказка «Кукушка»
Жила на земле бедная женщина, и было у неё четверо детей, не слушались они маму, только и знали, что гуляли и играли целыми днями, а мама всё делала сама, и рыбу ловила, и одежду сушила и за детьми прибирала, детки ей не помогали, и она тяжело заболела. Лежит мама в чуме, захотелось ей водички, не раз она просила деток принести воды, но не слышали её. Наконец старшему сыну захотелось поесть, заглянул он в чум, видит, мама малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась, вместо рук крылья выросли, обернулась мама птицей и улетела из чума. Тут побежали дети за матерью, и кричат ей — мама, мы тебе водички принесли! Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, я не вернусь. Так дети бежали за мамой много дней и ночей, по камням и болотам, все ноги себе в кровь изранили, где бегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей?
Дети: Потому что они не заботились о маме, когда она болела.
Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?
Дети: Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.
Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?
Дети: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным и близким.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?
(Воспитатель показывает детям карточки с изображениями эмоций, а дети называют их).
Дети: Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.
Все эти схемы изображают эмоции человека.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.
Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?
Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.
Физкультминутка
А сейчас давайте поиграем. Я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны.
— встаньте, пожалуйста,
— поднимите руки,
— подпрыгните, пожалуйста,
— будьте добры, похлопайте в ладоши,
— потопайте,
— будьте так любезны, потопайте ногами,
— тихо сядьте,
— тихо сядьте, пожалуйста.
Воспитатель удивляется: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки).
Воспитатель: Перед нами две полянки: одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумайте, хороший или плохой поступок изображён на картинке и почему? Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие — на тучку. Договорились? (Да)
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.
Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?
Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.
Воспитатель: А на этой картинке что изображено?
Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.
Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?
Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в театр и посмотрим спектакль.
(Дети показывают сценку встречи двух подруг).
— Привет, Даша.
— Привет, Лизка.
— Даша, почему ты меня так называешь?
— Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.
— Мне не нравится такое стихотворение.
— Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
— Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.
— Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
— Я ухожу, до свидания.
— Пока, пока. Лизка-миска.
Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора?
Дети: Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её.
Воспитатель: Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)
Воспитатель: Почему?
Дети: Это может расстроить, обидеть нас.
Воспитатель: Можно ли исправить эту ситуацию? Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Нужно называть друзей и товарищей по имени.
Воспитатель: К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.
Воспитатель: Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.
Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?
Дети: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.
Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.
(Дети рисуют подарки для друзей).
Воспитатель: Подарок вы подарите своему друзьям после нашего занятия и обязательно скажете ему комплимент. Договорились?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.
(Дети называют пословицы о дружбе).
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не бросай друга в беде.
Добрые слова – дороже богатства.
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Доброе слово и кошке приятно.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
Воспитатель: Ребята, а какими качествами должен обладать настоящий друг?
Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.
Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.
Игра «Клубочек!»
У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).
Воспитатель: Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.
Звучит музыка, дети поют песню. Барбарики «Что такое доброта?»
Воспитатель: Я, ребята, приготовила вам сюрприз — смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось и было интересно на занятии — выберете улыбку.
(Если ребенок выбрал грустное лицо, то…)
Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…
Воспитатель: Смайлики с улыбочкой заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.
Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.
Литература
- Баринова Е.В. «Уроки Вежливости и Доброты»: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. 3-е издание[Текст]: Е.В. Баринова.- Феликс,2013.- 256с.
2.Сизова Н.О. Детям об этикете [Текст] : [книга для детей 6+] / Н.О. Сизова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2014. — 31 с.
- Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г.«Правила поведения для воспитанных детей».[Текст] : Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова-М.: СЛОВО; Эксмо, 2006. — 160 с.