Конспект индивидуальной формы ОД
Автор: учитель-логопед Фоминых Елена Николаевна.
МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 102 город Екатеринбург.
Конспект индивидуальной формы ОД по формированию фонетической стороны речи «Путешествие в Город Мастеров. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Путешествуя вместе с ребёнком по Городу Мастеров, учитель-логопед автоматизирует сложный звук «Р» в словах, предложениях, пословицах; обогащает словарный запас ребёнка по теме «Профессии»; развивает фонематический слух и закрепляет грамматические категории. Использование компьютера повышает познавательную мотивацию ребёнка.
Файл:Конспект индивидуальной формы
Конспект индивидуальной формы образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. (старшая группа)
Тема:«Путешествие в Город Мастеров. Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— закрепить правильное произношение звука «Р» в словах и в предложениях;
— активизировать словарь по теме «Профессии»;
— закрепить зрительный образ буквы «Р»;
— закрепить умение образовывать относительные прилагательные;
— закрепить умение согласовывать числительные с существительными;
— закрепить умение составлять предложение по картинке.
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику;
— развивать речевое дыхание;
— развивать фонематические процессы (определение места звука в слове, подбор рифм, слоговой анализ слов);
— развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и пространственную ориентацию;
— развивать логическое мышление (4-й лишний, объяснение смысла пословицы, решение задач);
— развивать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
— стимулировать на проявление инициативности и самостоятельности.
Воспитательные:
— воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
— воспитывать познавательную активность и самоконтроль.
Оборудование: ноутбук, презентация MicrosoftOfficePoint«Путешествие в Город Мастеров», мягкий конструктор «Вертолёт», настольные дидактические игры «Магазин» и «Рифмочки и нерифмушки», игрушки-машинки для поддувания, сюжетные картинки по теме «Профессии», фишки, имитирующие рыбок, сюжетная картинка к задаче, цветные счёты, кубики, предметные картинки, прищепки.
Используемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
1. Объявление темы.
-Послушай внимательно и определи, какое слово лишнее: ФОТОГРАФ, ПАРИКМАХЕР, МУЖЧИНА, ПОВАР.(лишнее слово – «мужчина», потому что все остальные слова – названия профессий).
Сегодня мы отправимся в путешествие в Город Мастеров(познавательнаяситуация), поговорим о профессиях, а также потренируемся правильно поизносить звук «Р» в словах и в предложениях.
2. Презентация «Город Мастеров».
— Итак, отправляемся в Город мастеров.СЛАЙД № 1
— Правильно произносить звук «Р» тебе поможет артикуляционная гимнастика для языка. СЛАЙД № 2.
— Для формирования сильной воздушной струи прокати с помощью ротового выдоха три машинки по столу.
— Выполни звукоподражание «Мотор машины». СЛАЙД № 3 (при помощи анимационного эффекта, автомобиль на экране будет двигаться, когда ребёнок будет длительно произносить звук «р»).
— С собой в Город Мастеров возьми только те предметы из ведра, в названии которых есть звук «Р».(решение проблемы)СЛАЙД № 4(предметы с наложенными друг на друга контурами: рыба, груша, гитара, пирамидка, кораблик, вертолёт, жираф, расчёска, ракета)
— Во всех названных тобой словах есть звук «Р», который обозначается буквой «Р». Эта буква хочет поиграть с тобой в прятки. Найди её на картинках и обведи по воздуху пальчиком-«карандашиком». СЛАЙД № 5.
— Вдали уже виден город. СЛАЙД № 6.Перед тобой ворота, что на них написано, прочитай: РОД, ГО.
— Есть такое слово? Поменяй слоги местами (с помощью компьютерноймыши), какое слово получилось? (ГОРОД). Теперь ты можешь войти в него. СЛАЙД № 7.
— В Городе Мастеров живут люди самых разных профессий. Они все большие труженики и мастера своего дела.
— Какие профессии ты знаешь? Какие профессии у твоих родителей? (актуализация знаний с помощью стимулирующих вопросов). А ты уже думал, какую профессию ты выберешь? Я, например, когда была маленькой, сначала хотела стать стюардессой, потом учителем географии. А уже потом – логопедом.(эмоциональное единение взрослого с ребёнком).
— Назови профессии людей, которых ты видишь на экране и рассели всех по домикам, в зависимости от того, где находится звук «Р» в слове: в начале, в середине или в конце. СЛАЙДЫ №№8,9(шофёр, рабочий, врач, строитель, рыбак, повар).
— Нас встречает ещё один житель Города Мастеров. Кто это? (дворник). Дворник это очень нужная профессия. Ты можешь ему помочь, если не будешь мусорить на улице.
Давайте поможем дворнику убрать двор. Динамическая пауза с музыкальным сопровождением. СЛАЙД № 10.
***
Встанет дворник на заре.(поднять руки вверх, подтянуться на носочках)
Снег расчистит во дворе.(«собирать снег лопатой»)
Дворник мусор уберёт. (движения метлой)
И песком посыплет лёд.(изобразить пальцами)
— Теперь помоги повару Роме.Назови сок, который у него получится из фруктов, овощей и ягод и пюре из овощей. Следи за произношением звука «Р»! СЛАЙД № 11. (образец ответа: сок из винограда – виноградный; арбуз, морковь, смородина, груша, картофель, горох).
— Как ты думаешь, какой напиток полезней для здоровья, сок или кока-кола? Объясни, почему ты так считаешь. (стимулирование к развёрнутому высказыванию, доказательству своей точки зрения).
— В Городе Мастеров – беда. Жители позабыли, что им нужно для работы и не могут начать трудиться. Помоги им, составь предложения и не забывай о звуке «Р». СЛАЙД № 12(образец ответа: пожарному для работы нужна пожарная машина, огнетушитель и вертолёт; продавец, парикмахер, фотограф, строитель, программист).
— Теперь представь, что ты попал на городской пруд (музыкальноесопровождение: плеск воды) Кого ты там встретил? (рыбака). Помоги рыбаку сосчитать, сколько рыбы он наловил: одна рыба, две рыбы и т.д.
Прочитай русскую пословицу, которая появилась на экране слайда: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!» Как ты понимаешь эту пословицу?
— Помоги рыбаку решить задачу (используется стихотворение Н.Кончаловской, сюжетная картинка и фишки двух видов, имитирующие рыб).
— Вот и закончилось наше путешествие по Городу Мастеров и ты помог всем его жителям. СЛАЙД №14(с музыкальным сопровождением «аплодисменты»).
3. Выполнение практических заданий.
— Теперь я предлагаю тебе попробовать себя в разных профессиях. Посмотри на картинки и назови профессии этих людей (сюжетные картинки: штукатур,маляр, стекольщик). Как все эти профессии можно назвать одним словом? – строители. Я предлагаю тебе стать строителем.Динамическая пауза.
***
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что, тот кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
— А хочешь попробовать стать авиаконструктором? Тогда попытайся собрать вертолёт из мягкого конструктора.
— А если ты хочешь потренироваться стать продавцом(используется дидактическая игра «Магазин»), тогдатебе необходиморазложить продукты по двум отделам: «Сладкое» и «Солёное», при этом все овощи и фрукты у тебя должны лежать на нижних полках. Помни о правильном произношении звука «Р».
— И, наконец, предлагаю тебе попробовать на минутку стать поэтом(используется дидактическая игра «Рифмочки и нерифмушки»).Подбери пары к картинкам так, чтобы их названия рифмовались и правильно произнеси эти пары (картина – корзина, флажки – пирожки, ворона – корона, банан – барабан, мак – рак).
— Вспомни и назови профессии, о которых мы сейчас говорили. Нам нужно определить количество слогов в этих словах, а с помощью чего это сделать, ты выберешь сам: выложишь количество слогов с помощью костяшек на цветных счётах, прикрепишь нужное количество прищепок к картинкам, или построишь башню из нужного количества кубиков.(ребёнку даётся право выбора в определении способа действия).
4. Подведение итогов (рефлексия).
— В каком городе мы сегодня побывали (в Городе Мастеров), о чём мы говорили? (о профессиях).
— Какой звук мы закрепляли в словах и в предложениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
— Чем тебе больше всего понравилось заниматься сегодня?
— Если тебе интересно, ты можешь расспросить у своих родителей, бабушек, дедушек, кем они хотели стать в детстве и исполнились ли их мечты? (реализация принципа открытости)
— Оценка деятельности ребёнка.