Конспект занятия по теме: «Знакомьтесь: Черепаха»
Автор: воспитатель Кальницкая Татьяна Александровна .
МБДОУ Детский сад № 1 «Светлячок» г. Скопин, Рязанская обдасть.
Конспект занятия по теме: «Знакомьтесь: Черепаха».
Файл:Конспект
Тема: «Знакомьтесь: черепаха!»
Цель: закрепление сенсорных эталонов в процессе формирования первичных представлений об объектах природы.
Задачи.
- Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по форме.
- Развивать осязание: тактильные ощущения.
- Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира и их среде обитания.
- Обогащать словарь детей: шероховатый, гладкий, панцирь, бархан, сыпучий.
Оборудование: экран, проектор, 8 столов, стулья (по количеству детей), д/и: «солнышко», поднос, корзинки (4 шт.), фрукты, овощи, песок, совки, камни, ящик для гнезда, аквариум с черепахой, мольберт, дидактическое пособие: «Окружающие условия для черепахи», салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, проходите, садитесь. Я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, кто это.
Загадка.
Домик мой везде со мной.
Он устроен за спиной.
По песку я не бегу,
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я (ЧЕРЕПАШКА)
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Правильно, это черепаха. Я вам расскажу о степной черепахе, о том, где она живет, чем питается и как строит гнездо. Дети, посмотрите на экран.
Первый слайд: Степная черепаха живет в пустыне. Там не бывает холодной зимы, ярко и долго светит солнце. Черепаха любит свет и тепло.
Второй слайд: Степная черепаха питается листьями растений, цветами, травой. Мы можем покормить ее овощами (капустой, морковью, огурцом) и фруктами (яблоком, грушей, бананом).
Третий слайд: Степная черепаха живет среди песка и камней. Поэтому и гнездо свое строит из камней и песка. Камнями она выкладывает круг и засыпает его песком.
Воспитатель: Дети, а вы видели когда-нибудь живую черепаху. Я вам сейчас ее покажу и представлю. Нашу черепаху зовут Роза.
(воспитатель показывает черепаху в аквариуме)
Воспитатель: Рассмотрим черепаху. (Воспитатель достает черепаху) У нее есть голова, что еще
Дети: лапы с когтями и маленький хвост.
Воспитатель: А что у нее на спине?
Дети: Панцирь.
Воспитатель: Давайте ее осторожно потрогаем, чтобы не испугать черепаху
(Дети гладят черепаху, говорят о своих ощущениях).
Воспитатель: Дети, скажите, какой панцирь у черепахи? Твердый или мягкий?)
Дети: Твердый.
Воспитатель: Какой еще? Шероховатый или гладкий?
Дети: Шероховатый.
Воспитатель: Вам понравилось знакомиться с черепахой? А вы хотите, чтобы она у вас погостила?
Тогда ей нужно создать такие условия, чтобы черепахе было у нас в гостях так же хорошо, как и дома.
(Переходят к первому столу.)
Воспитатель: Вспомните, где живёт черепаха?
Дети: Там где тепло и светло.
Воспитатель: От чего в природе светло и тепло?
Дети: От солнца.
Воспитатель: Дети, давайте для нашей черепахи сделаем солнце.
Скажите, какой формы Солнце?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Вот части, из которых надо составить круг.
(Дети составляют круг из частей)
Воспитатель: Что еще надо добавить?
Дети: Лучи.
Воспитатель: Вот полоски. Какой они формы?
Дети: Прямоугольной.
Воспитатель: Правильно. Доделайте солнышко.
(Дети собирают схематическое изображение солнца)
Вы молодцы, теперь черепахе у нас будет тепло.
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а теперь я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка:
Покружились-покружились – в черепашек превратились
(кружение вокруг себя)
Ползет, не зная страха, степная черепаха.
(шаги на месте)
Сквозь песок бескрайний, за бархан дальний.
(смотреть по сторонам)
Там разроет гнездо и отложит яйцо.
(движения руками, имитирующие копание, руки вверх, сложить над головой)
Появились малыши, до чего хо-ро-ши.
(хлопки)
И, пускай, малы их дети, тоже в панцири одеты.
(приседание)
Под ними лапки, голова. Они видны едва-едва. (2 раза)
(руки вперед, наклоны головы)
Покружились-покружились – и в детей мы превратились
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас подойти ко второму столу. (на подносе лежат овощи и фрукты)
Воспитатель: Посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Фрукты и овощи.
Воспитатель: Вспомните, зачем нужны черепахе фрукты и овощи?
Дети: Для еды.
Воспитатель: Фрукты и овощи одинаковой или разной формы? На столе стоят коробочки. Обратите внимание, на каждой есть знак. Назовите эти геометрические фигуры.
Дети: Это — круг, а это квадрат, треугольник и овал.
Воспитатель: Разложите овощи и фрукты так, чтобы их форма совпадала с формой геометрической фигуры на коробке.
(Дети раскладывают: яблоко — круг, огурец – овал, морковь – треугольник, картофель – овал, капуста – круг).
Воспитатель: Итак, чем мы будем кормить черепаху?
Дети: Овощами и фруктами.
Воспитатель: Верно. Вы молодцы, правильно выполнили задание.
Воспитатель: Мы создали еще одно условие для нашей черепахи – питание.
Воспитатель: Дети, подойдем к следующему столу.
Что вы видите на этом столе?
Дети: Песок, камни, ящик.
Воспитатель: Вспомните еще раз, где живёт черепаха.
Дети: Там где песок, много камней.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем гнездо для нашей черепахи.
Потрогайте руками камни. Они какие?
Дети: Твердые, гладкие, тяжелые.
Воспитатель: Чтобы гнездо было прочным, сначала выложим круг из камней.
( Дети вместе с воспитателем выкладывают круг из камней)
Воспитатель: Возьмите совочки, посыпьте песок. Какой он?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А теперь засыплем камни песком.
(Совместная работа детей и воспитателя)
Воспитатель: Что мы сделали?
Дети: Гнездо для черепахи.
Воспитатель: Верно. Вы хорошие строители. Вы замечательно выполнили третье условие для жизни черепахи.
(Воспитатель подводит детей к мольберту)
Воспитатель: Итак, чтобы черепахе хорошо жилось, скажите, какие условия ей нужны.
Ответы детей: Солнце, еда, гнездо.
(Воспитатель синхронно с ответами детей выкладывает на мольберте окружающие условия для черепахи)
Воспитатель: Правильно. Черепахе для жизни необходимо тепло, свет, еда – это ее окружающая среда. Черепаха может теперь немного погостить у нас в группе.
Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня на занятии? С кем мы познакомились? Что вы запомнили, о чем расскажите вашим мамам и папам?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Молодцы!