Формирование любви к Родине через воспитание любви к природе
Автор: воспитатель Семёнова Татьяна Витальевна.
МБДОУ «Детский сад № 318» г. Нижний Новгород.
Конспект занятия в подготовительной группе «Формирование любви к Родине через воспитание любви к природе»
Очень важно вызвать у детей возвышенные чувства, эмоциональный отклик через восприятие русской живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родному Отечеству, родной природе
Файл:Конспект занятия
Программные задачи:
1.Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество, с тем, что они означают для каждого человека.
2.Закреплять знания о флаге — символе России и о березе — как природном символе России.
3.Вызывать у детей возвышенные чувства, эмоциональный отклик через восприятие русской живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родному Отечеству, родной природе.
Ход занятия: (Дети заходят в зал.)
В: ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое Родина, о природной красоте нашей страны, о том, как мы знаем и любим нашу красоту.
Как вы думаете, что такое Родина?
— Ответы детей.
В: Послушайте же, как отвечает автор В. Степанов на вопрос: что мы Родиной зовем?
— Чтение стихотворения.
В: Родина для нас — это наша великая страна — Россия. Далеко раскинулась с запада на восток, с севера на юг. Разнообразна природа нашей страны : теплое Черное море на юге, вечные льды и снега на крайнем севере, топи и болота на западе и непроходимая тайга на востоке.
Покажите пожалуйста, на карте, где находится Россия. (Дети показывают Россию на карте.)
В: Подойдите сюда, здесь на столе разложены силуэты стран, покажите и назовите страны, которые вы знаете. (Дети называют страны, показывают те, которые знают, и Россию.)
В: О том, какая наша Родина необъятная расскажет…
Чтение стихотворения «Наша Родина» В. Степанов.
В: Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения нашего великого русского педагога К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.»
Как отвечает Ушинский на вопрос: почему мы зовем Россию Отечеством, Родиной?
— Ответы детей.
В: Продолжите фразу: «Наша Родина матушка Россия. Мы зовем Россию нашей матерью, потому что…
— Ответы детей.
В: Какие пословицы о Родине вы знаете?
— Ответы детей
В: Как вы понимаете смысл пословицы « На чужой сторонушке и весна не красна.»
— Ответы детей.
В: Я вам предлагаю составить изображение флага из цветных полосок. Предлагаю полоски разного цвета: белый, синий, красный.
— Ответы детей.
В: Правильно, в нашем флаге отражена красота и многообразие нашей природы.
Ребята, пройдите, пожалуйста, к выставке ваших рисунков на тему «Мой любимый природный уголок».
В: Расскажите о своих любимых уголках, почему нарисовали именно этот рисунок, почему этот природный уголок вы больше всего любите.
— Рассказы детей (2-3).
В: На рисунках вы изобразили те места, где живете, куда ездили с родителями отдыхать. И вот что интересно на многих рисунках можно увидеть стройную белоствольную березку. Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит березку — красавицу!
Береза — природный символ России.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что в поле Под ветром, склоняясь, растет…
С чего начинается Родина для автора стихотворения?
— Ответы детей.
В: Почему береза с глубокой старины вошла в нашу жизнь и о ней говорили как о дереве «о четырех делах»?
— Ответы детей.
В: Много песен сложил народ о березе, и одна из них — песня -хоровод «Во поле береза стояла». Давайте же вместе споем о нашей любимой березке.
— Хоровод «Во поле березка стояла».
В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку художников-пейзажистов в художественную галерею. Экскурсоводом буду я.
Красота природы, смена времен года — неповторимое, особенное, были источником вдохновения для художников, музыкантов, поэтов.
Все эти картины посвящены преображению родной природы. Мы вместе с художниками любуемся просторами полей, лугов, великанами-деревьями и таинственностью дремучих лесов.
Эти картины вызываю у нас восхищение щедрой красотой осени. Об этом написано много стихотворений и одно из них расскажет…
— Стихотворение Кушнир «Осень»
В этих картинах передана любовь и привязанность к родным местам, таким для нас привычным, знакомым и близким.
Только у нас в России может быть такая красивая, морозная и снежная зима. Не оставили художники без внимания и нашу русскую березку.
Посмотрите и расскажите об осенней березке: какая она?
Сейчас предлагаю побыть экскурсоводами вам. Пожалуйста…
— 1 ребенок: ребенка рассказывают об осенней березке.
В: Как художник изобразил зимнюю березку? Что можно о ней рассказать?
— 2 ребенок: ребенка рассказывают о зимней березке.
В: Молодцы экскурсоводы, хорошо нам рассказали о березке, спасибо.
Поэт С. Есенин написал замечательное стихотворение «Белая береза», мы его сейчас послушаем. Никита начинает,… продолжит.
В: Ребята, послушайте, пожалуйста, музыку. Как вы думаете, к какой репродукции подходит музыка? Почему? (помочь детям: слышен звон колокольчика, тройка скачет, капли дождя стучат и т.Д.)
Молодцы, хорошо уловили музыку, которая похожа на осенний ветер (или журчание ручья).
Закончить наше занятие мне хочется стихотворением Матусовского « То березка, то рябина»
— Чтение стихотворения под музыку.
Литература
1.Стихи: В.Степанов «Что мы Родиной зовем»
В.Степанов «Наша Родина»
Н. Кушнир «Осень» М.
Матусовский «То березка, то рябина»
2.К.Д. Ушинский «Наше отечество»
3.Книга «Изобразительное искусство» B.C. Кузин, Э.Н.Кубышкина, изд. «Дрофа» •
4.Книга «Родная природа», изд. «Деком», Н. Новгород, 1997г.
5.Книга «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М.Д. Маханеева
6.Книга «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинская, М 2004