Занятие в рамках программы обучения дошкольников игре в шахматы
Автор: воспитатель Коркина Ольга Александровна.
МАДОУ ДСКВ «Родничок» гп. Междуреченский.
Конспект занятия по обучению игре для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные приключения на шахматной доске»
Файл:Конспект занятия
Тема: Удивительные приключения на шахматной доске
Цель: познакомить детей с историей шахмат
Задачи.
Обучающие:
— познакомить детей с историей появления шахмат;
— расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;
Развивающие:
— развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;
— развивать познавательные действия, и познавательные интересы;
— развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывающие:
— воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
Материал:
1. Наглядные — открытка с изображением короны;
2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой
3. мультимедийные — компьютерная презентация
4. Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.
Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад.
Ход занятия
Воспитатель:
— Здравствуйте ребята!
1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.
Кто из вас умеет прочитать открытку?
Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей)
Что вы знаете о шахматах?
На самом деле являются ли шахматы королевской игрой?
Вы думаете что да, а я сомневаюсь.
И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?
2. Просмотр презентации «Шахматы»
Комментарии по ходу слайдов.
-Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)
-Король, а почему?
(Без короля игры не может быть.Вся игра направлена на защиту короля.)
-Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы?
(ответы детей)
3. Индия
(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)
Что вы знаете об Индии?
(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги) .
4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»
(показ слайдов)
Рассматривание многообразия шахмат востока.
Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей)
Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.
На востоке правили Раджи, а на западе Короли.
5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)
Просмотр разнообразия шахмат на западе.
Игра «Море волнуется».
Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их могли узнать.
В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура — начудная фигура», то есть шахматная.
6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.
Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.
Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.
Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску.
7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской игрой?
И какой мы можем сделать вывод?
(ответы детей)
Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей — королей, и главная фигура в шахматах — это король.