Авторская программа Ключи к тайнам Клио
Автор: педагог дополнительного образования Дорогая Елена Игоревна.
МАУ ДО «Детский экологический центр» Магаданская область, г. Магадан.
Авторская образовательная программа «Ключи к тайнам Клио»
Файл:Авторская образовательная программа
Пояснительная записка
«Ключи к тайнам Клио» – так называют сами историки вспомогательные исторические дисциплины. Каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу вспомогательных исторических дисциплин, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.
Направленность программы
— по содержанию является историко-краеведческой;
— по функциональному предназначению учебно-познавательной, пред профессиональной и общекультурной;
— по форме организации – групповой, общедоступной;
— по времени реализации годичной.
Новизна
Данная программа содержит учебный материал, не имеющий аналогов в других программах по истории и краеведению:
— значительно расширен список изучаемых вспомогательных исторических дисциплин, что позволяет получить более целостное представление о многообразии исторических источников школьники знакомятся с археологией, палеографией, метрологией, хронологией, нумизматикой, бонистикой, сфрагистикой, фалеристикой, генеалогией, ономастикой, геральдикой;
— введена региональная составляющая, связанная с изучением источников по истории именно нашего края;
— введены элементы исследовательской работы.
Актуальность
Школьный курс изучения истории не предполагает знакомство с вспомогательными историческими дисциплинами, хотя сложно найти более интересную и увлекательную область исторического знания. Эти науки не просто служат подспорьем для историка, они позволяют по новому увидеть мир вполне обыденных явлений культуры, сделать историю ближе и понятнее, заинтересовать и увлечь ею. Кроме того, вспомогательные исторические дисциплины делают историю точной наукой, а не пространством для идеологических баталий и политизированных интерпретаций.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит, прежде всего, в профессиональной ориентации, в соединении теории с практикой и возможности уже с первых месяцев обучения попробовать свои силы в конкретном деле с очевидным результатом. Изучение вспомогательных исторических дисциплин поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства, значительно активизирует усвоение учащимися базового курса истории.
Цель программы: познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать
представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого. Содержание программы направлено на решение следующих задач.
Обучающие задачи:
1. Расширение представлений о многообразии исторических источников, их значении;
2. Формирование навыков работы с историческими источниками;
3. Подготовка обучающихся к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
4. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях
своего народа.
Воспитательные задачи:
1.Формирование гражданской позиции, патриотизма;
2. Воспитание осознания преемственности поколений, формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
3. Воспитание чувства национального самосознания;
4. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
5. Формирование потребности в саморазвитии;
6. Формирование активной жизненной позиции.
Развивающие задачи:
1. Развитие воображения, памяти, речи;
2. Развитие критического, самостоятельного мышления обучающихся при анализе исторических источников;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
4. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
5. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения, уменияработать в группах;
6. Расширение исторического и экологического кругозора учащихся.
Отличительные особенности образовательной программы
Её отличительной особенностью является: патриотическая направленность, многофакторный подход к истории, внимание к личностно-психологическим аспектам истории, использование регионального компонента. В образовательную программу включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «история».
При создании данной программы были учтены принципы:
1. всестороннего развития детей;
2. воспитания у них любви к родному краю;
3. научности;
4. сознательности и творческой активности детей при руководящей роли педагога;
5. связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека как члена общества;
6. учета индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностейличности;
7. наглядности;
8. систематичности;
9. доступности.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Программа «Ключи к тайнам Клио» предназначена для обучения школьников 12-17 лет. В этом возрасте ребята уже начинают задумываться о своей будущей профессии.
Занятия могут проводятся как в одновозрастных группах, так и в разновозрастных. Условия набора детей в детское объединение: принимаются все
желающие. Наполняемость групп первого года обучения 12-15 человек.
Сроки реализации образовательной программы
Программа «Ключи к тайнам Клио» рассчитана на один год обучения 72 или 36 часов в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению материала. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяется по результатам беседы и тестирования при наборе.
Формы и методы работы
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
В основе методики проведения занятий лежит комплексный подход, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических
методов обучения и воспитания. Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры, беседы,практикумы, экскурсии, встречи со специалистами и профессионалами своего дела. Данной программой предусмотрено 1 занятие в неделю по 1 часу или по 2 часа в зависимости от выбранного тематического плана.
Список литературы:
- Андреев А. Р., Андреев М. А. Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. – 256 с.
- Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.: Наука, 1974. – 82 с.
- Винокуров В.А. Система государственных наград РФ. История, современность и перспективы развития. – М., 2012 – 242 с.
- Гусев И.Е. Ордена, медали, наградные знаки России от Петра I до современности. – М.: АСТ, 2015. – 160 с.
- Дан О. Составь свою родословную. – Спб.: Питер, 2011. – 128 с.
- Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории. – М.: Вако, 2010. – 224 с.
- Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Выпуск 1 / Сост. Е. В. Бибикова. – Ярославль, 2006. – 24 с.
- Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Выпуск 2 / Сост. Е. В. Бибикова. – Ярославль, 2007. – 32 с.
- Занимательная генеалогия для детей всех возрастов. Выпуск 3 / Сост. Е. В. Бибикова. – Ярославль, 2008. – 32 с.
- Калашников Г.В. Гербыи символы: история российского герба. Альбом демонстрационных картин. – СПб.: Детство — пресс, 2009. – 32 с.
- Клёсов А.А. Заниательная ДНК — генеалогия. Новая наука даёт ответы. – М.: Вече, 2013. – 168 с.
- Латышкова О. Моя семья. Методическое пособие для взрослых. – М.: Белый город, 2014. – 144 с.
- Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо- востока СССР. – Магадан: Книжное издательство, 1989. – 456 с.
- Леонтьева Г. А., Шорин П.А., КобринВ.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. Учебник для вузов. – М.: Владос, 2014. – 96 с.
- Леонтьева Г. А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000. – 200 с.
- Лихачев Н.П. Русская сфрагистика. – М., 2012 – 94 с.
- Меновщиков Г. А. Местные названия на карте Чукотки: краткий топонимический словарь. – Магадан: Книжное издательство, 1972. – 208 с.
- Мерников А. Г. Геральдика России. – М.: АСТ, 2008. –512 с.
- Мерников А. Г. Монеты и банкноты России. Деньги России. – М.: АСТ, 2015. – 240 с.
- Рассел Дж. Историческая метрология. – М., 2012. – 76 с.
- Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских фамилиях. – СПб.: Авалон, Азбука — классика, 2008. – 288 с.
- Унбегаун Б. О. Русские фамилии: пер. с англ. / Б. О. Унбегаун; общ. ред. Б. А. Успенского. 2-е изд., испр. – М.: Прогресс, 1995. – 448 с.
- Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. – 592 с.
- Шляпкин И. А. Русская палеография. Курс лекций. – М., 2012. – 102 с.
- Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
- Щербинин Б. Г., Леонтьев В. В. Там, где геологи прошли. – Магадан: Книжное издательство, 1980.–176 с.