О чём рассказывают фамилии моих одноклассников?
Руководитель: педагог дополнительного образования Дорогая Елена Игоревна.
Автор: д/о Мартюшов Максим (13 лет, 7 класс), Детское объединение «Наш край».
МАУ ДО «Детский экологический центр» Магаданская область, г. Магадан.
Исследовательский проект «О чём рассказывают фамилии моих одноклассников?»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Актуальность — 3
1.2. Гипотеза — 3
1.3. Тема — 4
1.4. Цель — 4
1.5. Задачи — 4
1.6. Объект исследования — 4
1.7. Предмет исследования — 4
1.8. Планируемые результаты — 4
1.9. Этапы работы над проектом — 4
1.10. Методы исследования — 5
1.11. Практическая значимость — 5
2. Основная часть
2.1. Анкетирование — 6
2.2. Теоретическая часть
2.2.1. Что такое фамилия? — 7
2.2.2. Какая наука изучает значение и происхождение фамилий? — 7
2.2.3. История возникновения русских фамилий — 8
2.2.4. Классификация русских фамилий — 9
2.3. Практическая часть — 10
3. Выводы — 12
4. Заключение — 13
5. Список использованных источников и литературы — 14
6. Приложения — 15
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность.
Вот уже шестой год мы вместе с одноклассниками постигаем азы наук и «грызем гранит науки». С некоторыми из них мы знакомы с детского сада, поэтому к звучанию имен и фамилий друг друга уже привыкли. В этом учебном году я начал изучать вспомогательные исторические дисциплины в детском объединении «Наш край». Когда мы приступили к изучению исторической ономастики, учитель спросил нас, что мы знаем о происхождении и значении наших фамилий. К сожалению, многие не смогли ответить. Так родилась идея исследования.
На занятиях детского объединения я узнал, что собственные имена давно привлекали вни
мание учёных. Их возникновение, историю,
распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи,
этнографы, географы, но больше всех – языковеды. В науке о языке выделяется особый раздел – ономастика (от греч. onomastikos — относящийся к наименованию, onyma – имя, название), занимающийся изучением собственных имён. Собственные имена людей, их происхождение принято называть антропонимами (от греч. слова anthropos «человек» + онома «имя»), а науку, изучающую антропонимы называют антропонимикой.
Данный проект позволяет обратиться к истокам возникновения фамилий, проанализировать, какие фамилии и как живут в языке в наше время. Работа помогает определить, интересно ли знать современным школьникам историю своего рода, своей семьи, страны. Следовательно, тему проекта можно считать актуальной.
В связи с этим возникает проблема: большинство современных школьников не знают происхождение и значение своих фамилий.
1.2. Гипотеза:предположим, что большинство фамилий моих одноклассников образованы от личных имён предков.
1.3. Темапроекта: О чем рассказывают фамилии моих одноклассников?
1.4. Цель проекта: анализ фамилий (антропонимов) моих одноклассников.
1.5. Для достижения указанной цели в ходе проекта решались следующие задачи:
1. Познакомиться с научной литературой, словарями по данной теме и узнать, какова история происхождения русских фамилий.
2. Разработать анкету, провести анкетирование моих одноклассников, проанализировать результаты анкетирования.
3. Исследовать историю возникновения фамилий моих одноклассников.
4. Подготовить словарь фамилий моего класса и познакомить одноклассников с результатами моих исследований.
1.6. Объект исследования: антропонимика.
1.7. Предмет исследования: фамилии (антропонимы) моих одноклассников.
1.8. Планируемые результаты: повышение интереса к происхождению и значению фамилий, к истории своего рода, своей семьи, страны.
1.9. Этапы работы над проектом:
1. Организационный: определение темы, гипотезы, цели и задач проекта, определение методов работы, круга источников и способов получения информации.
2. Осуществление проектной деятельности: разработка анкеты, проведение анкетирования и анализ результатов; изучение теоретических основ науки антропонимики, истории происхождения русских фамилий; сбор информации о фамилиях моих одноклассников, отбор и обработка информации, полученных данных.
3. Оформление результатов: подготовка публичного выступления; составление словаря фамилий моего класса.
1.10. Методы исследования: поиск информации (специальная литература, Интернет); анкетирование учащихся; анализ, сравнение, классифицирование, обобщение полученной информации; статистический метод.
1.11. Практическая значимость: Проект может быть использован учителями и учениками, послужит стимулом для изучения истории своей семьи, своего рода.