Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Автор: Педагог дополнительного образования Филатова Ирина Ивановна.
МАУДО «Центр детского творчества» ХМАО-Югра город Пыть-Ях.
Файл:Общеразвивающая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА для детей от 11 до 15 лет
«Искусница»
Направленность: художественная
Нормативный срок освоения программы: — от 11 до 15 лет — 4 года
- Пояснительная записка
- Характеристика программы
По характеру деятельности: общеобразовательная.
По педагогическим целям: практико-ориентированная, развивающая художественно-творческие способности, познавательная, общеразвивающая.
По форме занятий: групповые, в сочетании с индивидуальными.
По возрастным особенностям: 11-15 лет.
По временным показателям: 4 года обучения.
Художественное развитие и воспитание детей в настоящее время обусловлено потребностями времени: социально-экономическими преобразованиями в обществе, реформой образования, новыми концепциями воспитания, необходимостью возрождения национальной культуры на основе обращения к традициям народа, этнокультуре, интереса и любви к природе и родному краю.
Занимаясь в студии, ребята почувствуют себя частицей прекрасной и вечной Природы и по-новому, более эмоционально, «сердечно» будут воспринимать её, бережно к ней относиться.
- Актуальность и новизна программы
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности воспитанников. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
Последовательный и систематический анализ результатов обученности своих воспитанников в течение нескольких лет и своей педагогической деятельности позволили создать банк дидактического материала по разным разделам программы, различных методических приёмов, идей и форм работы с детьми. Обучающиеся неоднократно являлись победителями и призёрами городских и региональных конкурсов детского творчества, отмечались грамотами на окружных выставках.
Методические материалы по реализации программы представлялись на городских конкурсах методического мастерства и инновационных идей. Так, программе в 2011 и 2013 году было присуждено I и II места на конкурсе учебно-методических пособий.
Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных природных материалов и различные техники выполнения изделий, но и пробудить
творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанника. Программа знакомит детей с особенностями декоративно-прикладного искусства разных народов, национально-культурными ценностями из жизни народов Крайнего Севера, способствует адаптации воспитанников к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению детьми разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
В программу введён раздел «Информационные технологии». В этом разделе происходит знакомство обучающихся с понятием об информации и об основных источниках информации (телефон, телевизор, книга и т.д.), также происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры, как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора. Раздел «Информационные технологии» предполагает выполнение различных эскизов, схем, технологических карт воспитанниками при выполнении проектных работ.
Программа составлена с учётом возраста детей, опирается на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, индивидуальными склонностями, задатками, характером.
- Цели и задачи программы
Цели:
— развитие творческого потенциала личности ребёнка;
— создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации ребёнка;
— приобщение детей к различным видам декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
— образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов коренных народов Севера, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками вязания крючком;
— воспитательные — привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
— развивающие — развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса, стремления к самостоятельному творчеству.
- Условия набора и формирования групп обучающихся
Набор детей и подростков в студию проводится как в начале, так и в течение всего учебного года, из-за гибкой системы занятий (групповые, мелкогрупповые, индивидуальные). Группы формируются как одновозрастные, так и разновозрастные. В разновозрастных группах старшие ребята помогают на занятиях младшим. Взрослые обучающиеся занимаются, в основном, индивидуально.
Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза по 2 часа). Количество детей в группе 1 года обучения – 12-15 человек, 2 года обучения – 10-12 человек, 3 года обучения – 8 -10 человек, 4 года обучения – 6-8 человек.
На первоначальном этапе обучения, при освоении техники изготовления цветов, основных приёмов вязания для того, чтобы уделить как можно больше внимания каждому воспитаннику, занятия целесообразно проводить подгруппами по 5-6 человек, индивидуальные занятия по 1-3 человека.
Для второго, третьего и четвёртого года обучения 1 час с каждого занятия отводится на индивидуальную работу с воспитанниками для выполнения сложных выставочных работ.
- Разделы программы
- Флористика.
- Технология изготовления цветов из ткани.
- Вязание крючком.
- Изделия из солёного теста.
- Изделия из кожи.
- Характеристика разделов программы
Раздел «Флористика» включает в себя сведения о принципах построения композиций, их видов, сведения о различных растительных материалах и способах их обработки.
Раздел «Технология изготовления цветов из ткани» знакомит воспитанников с приёмами изготовления искусственных цветов. На первом году обучения дети выполняют простые по конструкции искусственные цветы, переходя с каждым годом обучения к более сложным технологическим конструкциям. Несмотря на то, что цветы выполняются по готовым шаблонам, необходимо всячески поощрять стремление детей внести в работу что-то новое, дополняющее форму изделия, то есть дать ребёнку возможность выступить в роли творца.
Раздел «Изделия из солёного теста» знакомит детей со способами приготовления солёного теста, способствует отработке и совершенствованию навыков лепки, развивая мелкую моторику рук, способствует умению подмечать внешнее строение объекта.
Раздел «Вязание крючком» включает в себя различные способы и приёмы вязания. Воспитанники усваивают последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретают профессиональную уверенность и мастерство.
Раздел «Изделия из кожи» знакомит воспитанников с кожевенным ремеслом, учит выбирать и обрабатывать сырьё, правильно подбирать материал для тех или иных видов изделий из кожи.
- Используемые методики
Дополнительная образовательная компилятивная программа, частично основана на следующих методиках:
- Технология изготовления цветов из ткани – методика Л. М. Евстратовой.
- Основы художественного ремесла. Кожа – методика Н.Е.Тюриной.
- Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретённых знаний, умений и навыков;
- побуждение творческого воображения воспитанников к практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости воспитанника и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Программа
- 1 год обучения
- Задачи на 1 год обучения:
- Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- познакомить с основными свойствами разных материалов и способами их обработки;
- ознакомление воспитанников с правилами безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и электронагревательными приборами;
- освоить технику изготовления искусственных цветов из ткани.
- Тематический план
для детей от 11 до 15 лет
1 год обучения
(6 часов в неделю)
№ | Содержание и виды работ | Теория
|
Прак
тика |
Инд.
работа
|
Общее
кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 3 | — | — | 3 |
2. | Заготовка и обработка растительного материала | 1 | 5 | 2 | 6 |
3. | Флористика | 3 | 18 | 7 | 21 |
4. | Флористика: «Мой край – Югория» | 1 | 5 | 2 | 6 |
5. | Освоение техники изготовления цветов из ткани | 12 | 57 | 23 | 69 |
6. | Изготовление панно из искусственных цветов | 2 | 7 | 3 | 9 |
7. | Изготовление новогодних композиций,
рождественских венков |
1 | 5
|
2 | 6 |
8. | Изготовление цветочной композиции из семян растений | 2 | 10 | 4 | 12 |
9. | Вязание крючком | 6 | 27 | 11 | 33 |
10. | Изделия из солёного теста | 6 | 24 | 10 | 30 |
11. | Информационные технологии | 4 | 8 | 4 | 12 |
12. | Беседа: «Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов» | 3 | — | — | 3 |
13. | Экскурсия в краеведческий музей | 3 | — | — | 3 |
14. | Итоговое занятие | 3 | — | — | 3 |
Итого: | 50 | 166 | 68 | 216 |
- Содержание программы
Вводное занятие (3часа).
Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности.
Заготовка и обработка растительного материала (6 часов).
Экскурсия в парк. Сбор растительного материала.
Практическая работа.
Обработка растительного материала. Сушка.
Флористика (21 час).
История флористики. Сведения об особенностях сбора растительного материала. Способы и особенности хранения засушенного растительного материала. Инструменты и приспособления. Виды аппликаций.
Практическая работа.
Проверка качества засушенного ранее растительного материала. Сортировка засушенного растительного материала по его назначению. Выбор сюжета для аппликаций. Изготовление фона для аппликаций. Изготовление аппликаций. («Весенний букет», «На лугу», по выбору воспитанников).
Флористика: «Мой край – Югория» (6 часов).
Подбор растительного материала. Выбор сюжета. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление фона. Выполнение работы по флористике.
Оформление.
Освоение техники изготовления цветов из ткани (69 часов).
Строение цветов. Виды цветов. Цветовое решение. Инструменты и материалы. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление цветов из ткани (купава, василёк, нарцисс, гербера, ромашка, по выбору воспитанников).
Изготовление панно из искусственных цветов (9 часов).
Просмотр иллюстраций и образцов. Подбор фона для панно. Основные принципы построения композиции для панно. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление фона для панно. Составление цветочной композиции для панно. Закрепление цветочной композиции на фон.
Изготовление новогодних композиций, рождественских венков (6 часов).
История новогодних композиций и рождественских венков. Просмотр иллюстраций и образцов. Подбор материала. Цветовое решение.
Правила безопасности.
Практическая работа.
Выбор сюжета для композиции. Изготовление основ для новогодних композиций. Составление композиций (по выбору воспитанников).
Изготовление цветочной композиции из семян растений (12 часов).
Заготовка растительных семян. Виды цветочных композиций. Назначение композиций. Пропорция. Акцент. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление отдельных цветов из растительных семян. Составление цветочной композиции.
Вязание крючком (33 часа).
Подготовка пряжи к работе. Запись названий и приёмов вязания. Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений.
Практическая работа.
Освоение приёмов вязания, выполнение упражнений. Вязание цветов ( колокольчик, гвоздика, фиалка).
Изделия из солёного теста (30 часов).
Способы приготовления теста, способы его обработки. Рассматривание образцов. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление изделий из солёного теста. Сушка. Окрашивание работы. Лакирование готового изделия. («Цыплёнок», «Мишка», «Рыбка»).
Информационные технологии (12 часов).
Виды информации в современном мире. Источники информации. Телефон, телевизор, проигрыватель как источники интересных сообщений, несущих информацию. Элементарное понятие о работе с ПЭВМ. Использование ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации.
Практическая работа.
Правила безопасности при работе с персональным компьютером. Включение компьютера. Завершение сеанса работы. Знакомство с клавиатурой.
Беседа (3 часа).
«Декоративно-прикладное творчество в нашей жизни».
Экскурсия в краеведческий музей (3 часа).
Посещение Центра социальной защиты и возрождения культуры народов Севера.
Итоговое занятие (3 часа).
Подведение итогов года. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе студии.
- Календарно-тематическое планирование
для детей от 11 до 15 лет
1 год обучения
(6 часов в неделю)
Месяц | Неделя | Занятия | Тема |
с
е н т я б р ь |
1
2
3
4 |
1
2 3 4 5 6 7 8 |
Вводное занятие. Техника безопасности.
Заготовка растительного материала. Сбор. Заготовка растительного материала. Сушка. Флористика. Инструменты и материалы. Аппликация «Природа». Зарисовка эскиза. Аппликация «Природа». Фон. Наклеивание материала. Аппликация «Природа». Оформление работы. Аппликация «На лугу». Зарисовка эскиза. |
о
к т я б р ь |
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5
6 7 8 9 (1) |
Аппликация «На лугу». Фон. Наклеивание материала.
Аппликация «На лугу». Оформление работы. Флористика «Мой край – Югория». Эскиз. Фон. Флористика «Мой край – Югория». Оформление. Освоение техники изготовления цветов из ткани. Инструменты и материалы. Изготовление ипомеи. Изготовление ипомеи. Изготовление левкоя. Изготовление левкоя. |
н
о я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5 6 7 8 |
Изготовление букета пролески.
Изготовление букета пролески. Изготовление букета пролески. Изготовление нарциссов. Изготовление нарциссов. Изготовление нарциссов. Изготовление нарциссов. Изготовление ромашки. |
д
е к а б р ь |
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 (1)
|
Изготовление ромашки.
Изготовление ромашки. Изготовление герберы. Изготовление герберы. Изготовление герберы. Изготовление герберы. Изготовление купавы. Изгот. новогодних композиций, рождественских венков. Изгот. новогодних композиций, рождественских венков.
|
я
н в а р ь
|
1
2
3
4 |
1
2 3 4 5 6 7 |
Изготовление купавы.
Изготовление василька. Изготовление василька. Изготовление панно из искусственных цветов. Изготовление панно из искусственных цветов. Изготовление панно из искусственных цветов. Изготовление цветочной композиции из семян растений. |
ф
е в р а л ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5
6
7
8
|
Изготовление цветочной композиции из семян растений.
Изготовление цветочной композиции из семян растений. Изготовление цветочной композиции из семян растений. Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Вязание крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Вязание крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Вязание крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. |
м
а р т
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 (1) |
Вязание цветов. Гиацинт.
Вязание цветов. Гиацинт. Вязание цветов. Фиалка. Вязание цветов. Фиалки. Вязание цветов. Колокольчик. Вязание цветов. Колокольчик. Изделия из солёного теста. Инструменты и материалы. Фигурка из солёного теста «Цыплёнок». Фигурка из солёного теста «Цыплёнок». |
а
п р е л ь |
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5 6 7 8 |
Фигурка «Сова».
Фигурка «Сова». Солёное тесто. Мышка. Солёное тесто. Мышка. Панно из солёного теста «Овощи» Панно из солёного теста «Овощи» Панно из солёного теста «Овощи» Информационные технологии. Понятие об информации. |
м
а й
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7 77 8 9 (1)
|
Знакомство с ПЭВМ.
Знакомство с ПЭВМ. Знакомство с клавиатурой. Развивающие и дидактические игры на ЭВМ. Развивающие и дидактические игры на ЭВМ. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. Повторение пройденного материала. Итоговое занятие. |
- Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
Обучающийся должен знать:
- правила безопасности при работе с электронагревательными приборами,
с металлическими горячими и колющими инструментами;
- свойства материалов для изготовления искусственных цветов;
- способы засушивания растительных материалов;
- основные принципы построения композиций;
- способы изготовления теста;
- виды вязания;
- основные средства получения информации.
Обучающийся должен уметь:
- пользоваться инструментами для изготовления искус. цветов;
- подбирать материал в соответствии с их свойствами для изготовления искусственных цветов;
- изготавливать цветы из ткани;
- изготавливать панно из искусственных цветов;
- изготавливать изделия из солёного теста;
- владеть приёмами вязания крючком;
- обращаться с клавиатурой ПЭВМ.
Программа
- 2 год обучения
- Задачи на 2 год обучения:
- познакомить воспитанников с принципами построения композиций;
- закреплять навыки по изготовлению простых по конструкции цветов из ткани и использовать их в изготовлении декоративных работ;
- научить пользоваться описаниями, условными обозначениями, читать схемы при вязании крючком;
- освоить технику изготовления художественных изделий из кожи;
- освоить технику изготовления изделий из солёного теста;
- Тематический план
2 год обучения
(6 часов в неделю)
№ | Содержание и виды работ | Теория
|
Практика | Инд.
работа |
Общее
кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 3 | — | — | 3 |
2. | Заготовка и обработка растительного материала | 1 | 5 | 2 | 6 |
3. | Флористика | 4 | 17 | 7 | 21 |
4. | Освоение техники и изготовление цветов из ткани | 10 | 47 | 19 | 57 |
5. | Работа с солёным тестом | 12 | 42 | 18 | 54 |
6. | Работа с кожей | 6 | 21 | 9 | 27 |
7. | Вязание крючком | 6 | 24 | 10 | 30 |
8. | Информационные технологии | 4 | 8 | 4 | 12 |
9. | Экскурсия в краеведческий музей | 3 | — | — | 3 |
10. | Итоговое занятие | 3 | — | — | 3 |
Итого: |
52 |
164 |
69 |
216 |
- Содержание программы
Вводное занятие (3часа).
Цели и задачи, содержание, режим занятий в кружке. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Правила безопасности.
Заготовка и обработка растительных материалов (6часов).
Экскурсия в парк. Сбор растительного материала. Повторение правил по изготовлению искусственных цветов. Инструменты и материалы.
Практическая работа.
Обработка растительного материала. Сушка.
Флористика (21 час).
Ассортимент растений. Правила построения композиций, принципы, замысел, масштаб, пропорции, равновесие и гармония, цвет, фокусная точка.
Практическая работа.
Составление композиций на бумаге, ткани. Изготовление основ композиций. (Аппликации «Закат», «Осень», аппликации по выбору воспитанников).
Освоение техники изготовления цветов из ткани (57 часов).
Легенды, поэзия. Инструменты и оборудование. Материалы для изготовления цветов. Технология изготовления цветов. Правила безопасности.
Практическая работа.
Крахмаление ниток и ткани. Покраска ткани и вспомогательных материалов. Изготовление цветов (георгин, нарцисс, лилия тигровая).
Работа с солёным тестом (54 часа).
Повторение способов изготовления теста, способов его обработки. Материалы и приспособления. Повторение общих этапов изготовления и обработки изделий. Правила безопасности.
Практическая работа.
Приготовление солёного теста. Изготовление коллективных и творческих работ из солёного теста.
Работа с кожей (27 часов).
Сведения о коже. Инструменты и приспособления. Подготовка кожи к работе. Способы обработки кожи. Виды кожи. Сочетание кожи и других материалов.
Практическая работа.
Подготовка кожи к работе. Покраска кожи. Изготовление декоративных изделий из кожи в технике аппликации (Панно «Японский мотив», «Цветущее дерево»).
Вязание крючком (30 часов).
Подготовка пряжи к работе. Повторение приёмов вязания. Рассматривание образцов.
Практическая работа.
Выполнение изделий (вязание цветов: ромашка, василёк, по выбору воспитанников).
Информационные технологии (12 часов).
Продолжение освоения клавиатуры. Использование клавиатуры для управления работой компьютерных программ. Текстовый редактор (по желанию). Использование клавиатуры для ввода текстовой информации в ПЭВМ. Возможности использования графического редактора. Палитра. Работа с мышью.
Практическая работа.
Развивающие и дидактические игры. Придумывание сказки и ввод её текста в компьютер с помощью текстового редактора.
Экскурсия в краеведческий музей (3часа).
Посещение Центра социальной защиты и возрождения культуры народов Севера.
Итоговое занятие (3часа).
Подведение итогов года. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе кружка.
- Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
(6 часов в неделю)
Месяц | Неделя | Занятия | Тема |
с е н т я б р ь
|
1
2
3
4
|
1 2 3 4
5 6 7 8 |
Вводное занятие. Правила безопасности. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. Флористика. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе. Аппликация «Бабочки». Эскиз. Фон. Инд. раб. – 1 ч. Аппликация «Бабочки». Оформление. Инд. раб. – 1 ч. Аппликация «Осень». Эскиз. Фон. Инд. раб. – 1 ч. Аппликация «Осень». Оформление. Инд. раб. – 1 ч. |
о к т я б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3
4 5
6 7 8 9 (1)
|
Аппликация «Закат». Эскиз. Фон. Инд. раб. – 1 ч.
Аппликация «Закат». Оформление. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление цветов из ткани. Инструменты и материалы. Подготовка ткани к работе. Изготовление букета крокусов. Шаблоны. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета крокусов. Булирование деталей. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета крокусов. Листья. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета крокусов. Сборка. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета вьюнков. Шаблоны. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета вьюнков. Булирование деталей. Инд. раб. – 1 ч. |
н
о я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4
5 6 7 8
|
Изготовление букета вьюнков. Листья. Инд. раб. – 1 ч.
Изготовление букета вьюнков. Сборка. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета гвоздик. Шаблоны. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета гвоздик. Булирование деталей. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета гвоздик. Листья. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление букета гвоздик. Сборка. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление анютиных глазок. Шаблоны. Инд. раб.– 1 ч. Изготовление анютиных глазок. Булирование деталей. Инд. раб. – 1 ч. |
д
е к а б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3
4 5 6 7
8
9 (1)
|
Изготовление анютиных глазок. Листья. Инд. раб. – 1 ч.
Изготовление анютиных глазок. Сборка. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление георгина. Шаблоны. Булирование деталей. Инд. раб. – 1 ч. Изготовление георгина. Сборка. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Инструменты и материалы. Солёное тесто. Способы приготовления. Упражнение в лепке мелких изделий. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Булочная». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Булочная». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч. |
я н в а р ь
|
1
2
3
4 |
1
2
3
4
5
6
7 |
Солёное тесто. Композиция «Булочная». Раскрашивание деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Булочная». Сборка панно. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Фигура «Скоморох». Лепка. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Фигура «Скоморох». Раскрашивание. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Фигура «Скоморох». Оформление. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Лесная картинка». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Лесная картинка». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч.
|
ф е в р а л ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4
5
6
7 8
|
Солёное тесто. Композиция «Лесная картинка». Раскрашивание деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Композиция «Лесная картинка». Сборка панно. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Панно «По щучьему велению». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Панно «По щучьему велению». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Панно «По щучьему велению». Раскрашивание деталей. Инд. раб. – 1 ч. Солёное тесто. Панно «По щучьему велению». Сборка панно. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Инструменты и материалы. Изделия из кожи. Картина «Бонсай». Работа с шаблонами. Инд. раб. – 1 ч.
|
м
а р т
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3
4
5
6
7
8
9 (1)
|
Изделия из кожи. Картина «Бонсай». Фон.
Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Картина «Бонсай». Оформление работы. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Картина «Цветущее дерево». Работа с шаблонами. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Картина «Цветущее дерево». Фон. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Картина «Цветущее дерево». Оформление работы. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Панно «Японский мотив». Детали. Фон. Инд. раб. – 1 ч. Изделия из кожи. Панно «Японский мотив». Сборка панно. Инд. раб. – 1 ч. Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Инд. раб. – 1 ч. |
а
п р е л ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель.
Инд. раб. – 1 ч. Основные приёмы вязания крючком. Упражнения из столбиков и воздушных петель. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Маки. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Маки. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Ромашки. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Ромашки. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Васильки. Инд. раб. – 1 ч. Вязание крючком. Полевые цветы. Васильки. Инд. раб. – 1 ч. |
м
а й
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3 4
5
6 7 8 9 (1) |
Вязание крючком. Полевые цветы. Васильки.
Инд. раб. – 1 ч. Информационные технологии. Освоение клавиатуры ПЭВМ. Инд. раб. – 1 ч. Текстовый редактор. Инд. раб. – 1 ч. Работа с графическим редактором. Инд. раб. – 1 ч. Развивающие и дидактические упражнения на ПЭВМ. Инд. раб. – 1 ч. Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. |
- Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения
Обучающийся должен знать:
- требования по технике безопасности труда и личной гигиены при изготовлении изделий из разных материалов;
- процесс изготовления цветов из ткани;
- процесс изготовления художественных изделий из кожи;
- процесс изготовления изделий из солёного теста;
- приёмы вязания крючком;
- принципы построения композиций.
Обучающийся должен уметь:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из разных материалов;
- выполнять основные стадии работы по изготовлению цветов из ткани, работ из кожи, работ из солёного теста;
- выполнять работы по вязанию крючком, используя схемы.
Программа
- 3 год обучения
- Задачи на 3 год обучения:
- научить самостоятельно разрабатывать композиции художественных изделий из разных материалов;
- познакомить с технологией изготовления сложных по конструкции цветов;
- учить чётко выполнять изученные способы вязания крючком;
- познакомить с технологией изготовления сложных изделий из кожи.
- Тематический план
3 год обучения
(6 часов в неделю)
№ | Содержание и виды работ | Теория | Практика | В т.ч.
инд. работа |
Общее
кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 3 | — | — | 3 |
2. | Сбор и обработка растительного материала | 1 | 5 | 2 | 6 |
3. | Флористика | 4 | 17 | 7 | 21 |
4. | Флористика «Осенний мотив» | 1 | 5 | 2 | 6 |
5. | Изготовление декоративных открыток из растительного материала | 1 | 5 | 2 | 6 |
6. | Изготовление цветов из ткани | 12 | 39 | 17 | 51 |
7. | Составление цветочных композиций в корзине | 2 | 7 | 3 | 9 |
8. | Изготовление новогодних композиций | 1 | 5 | 2 | 6 |
9. | Работа с солёным тестом | 9 | 30 | 13 | 39 |
10. | Изготовление пасхальных сувениров | 2 | 7 | 3 | 9 |
11. | Вязание крючком | 6 | 24 | 10 | 30 |
12. | Работа с кожей | 6 | 18 | 8 | 24 |
13. | Экскурсия в краеведческий музей | 3 | — | — | 3 |
14. | Итоговое занятие | 3 | — | — | 3 |
Итого: | 54 | 162 | 69 | 216 |
- Содержание программы
Вводное занятие (3часа).
Цели и задачи, содержание, режим занятий в кружке.
Демонстрация творческих работ, выполненных мастерами декоративно-прикладного искусства, учащимися, руководителем кружка. Решение организационных вопросов. Правила безопасности.
Сбор и обработка растительного материала (6часов).
Экскурсия в парк. Сбор растительного материала. Повторение правил по изготовлению искусственных цветов. Инструменты и материалы.
Практическая работа.
Обработка растительного материала. Сушка.
Флористика (21 час).
Ассортимент растений. Правила построения композиций, принципы, замысел, масштаб, пропорции, равновесие и гармония, цвет, фокусная точка.
Практическая работа.
Составление композиций на бумаге, ткани. Изготовление основ композиций. (Панно «Виола», «Пейзаж», аппликации по выбору воспитанников).
Флористика: «осенний мотив» (6 часов).
Подбор растительного материала. Выбор сюжета.
Практическая работа.
Изготовление фона. Изготовление аппликации. Оформление.
Изготовление декоративных открыток из растительного материала (6 часов).
Рассматривание иллюстраций. Подбор растительного материала. Выбор сюжета.
Практическая работа.
Изготовление фона. Изготовление работы. Оформление.
Изготовление цветов из ткани (51 час).
Повторение строения цветов. Цветы, имитирующие живые цветы. Фантазийные цветы. Бутоньерка. Разные способы обработки лепестков и листьев. Меры предосторожности при обработке горячими инструментами разных материалов.
Практическая работа.
Изготовление цветов (лилии, фиалки, по выбору воспитанников). Бутоньерки. Изготовление фантазийных цветов.
Составление цветочных композиций в корзине (9 часов).
Виды композиций. Просмотр иллюстраций и образцов. Принципы совмещения разных материалов в композиции. Интерьер.
Практическая работа.
Построение композиций в корзинах с добавлением растительного материала по замыслу воспитанников.
Изготовление новогодних композиций (6часов).
Основные принципы построения композиций. Пропорция. Текстура. Цвет. Акцент. Правила безопасности.
Практическая работа.
Составление новогодних композиций. Новогодние композиции с использованием растительного материала в корзинах. Композиции на спиле дерева.
Работа с солёным тестом. (39 часов).
Краткие сведения об истории теста. Повторение способов приготовления солёного теста. Способы обработки солёного теста. Способы сушки теста. Способы изготовления изделий из солёного теста. Демонстрация готовых изделий. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление солёного теста из различных видов муки. Окрашивание теста. Обработка солёного теста. Изготовление изделий из теста. Сушка. Глазурование. Изготовление настенных украшений из солёного теста.
Изготовление пасхальных сувениров (9 часов).
Сведения о празднике Пасха. Виды пасхальных сувениров. Просмотр иллюстраций и готовых образцов. Подбор материала. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление пасхальных сувениров.
Вязание крючком (30 часов).
Подготовка пряжи к работе. Повторение названий и приёмов вязания крючком. Запись и зарисовка схем упражнений. Правила безопасности.
Практическая работа.
Выполнение упражнений. Вязание цветов (по выбору воспитанников).
Работа с кожей (24 часа).
Повторение способов обработки кожи, видов кожи. Инструменты и приспособления. Правила безопасности.
Практическая работа.
Подготовка кожи к работе. Изготовление панно из кожи («Яблоневый цвет», «Фантазия»).
Экскурсия в краеведческий музей (3часа).
Посещение Центра социальной защиты и возрождения культуры народов Севера.
Итоговое занятие (3часа).
Подведение итогов года, оценка работ учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе кружка.
- Календарно-тематическое планирование
3 год обучения
(6 часов в неделю)
Месяц | Неделя | Занятия | Тема |
с
е н т я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5
6
7
8
|
Вводное занятие. Правила безопасности.
Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. Флористика. Инструменты и материалы. Флористика. Панно «Виола». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Флористика. Панно «Виола». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Панно «Весенний букет». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Панно «Весенний букет». Оформление панно. Инд. работа – 1 час.
|
о
к т я б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3
4
5
6
7
8 9 (1)
|
Панно «Пейзаж». Эскиз. Фон.
Инд. работа – 1 час. Панно «Пейзаж». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Флористика «Осенний мотив». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Флористика «Осенний мотив». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Изготовление декоративных открыток из растительного материала. Инд. работа – 1 час Изготовление декоративных открыток из растительного материала. Инд. работа – 1 час Изготовление цветов из ткани. Инструменты и материалы. Изготовление фиалок. Детали. Инд. работа — 1 час. Изготовление фиалок. Сборка. Инд. работа — 1 час. |
н
о я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3 4 5 6 7 8
|
Изготовление геллеборуса. Булирование деталей.
Инд. работа – 1 час Изготовление геллеборуса. Сборка цветка. Инд. работа – 1 час Изготовление букета лилий. Детали. Инд. раб. – 1 час Изготовление букета лилий. Сборка. Инд. раб. – 1 час Изготовление букета маков. Детали. Инд. раб. – 1 час Изготовление букета маков. Сборка. Инд. раб. – 1 час Изготовление розы. Шаблоны. Инд. работа – 1 час Изготовление розы. Булирование. Инд. работа – 1 час
|
д
е к а б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7
8
9 (1) |
Изготовление розы. Листья. Инд. работа – 1 час
Изготовление розы. Сборка. Инд. работа – 1 час Изготовление ириса. Детали. Инд. работа – 1 час Изготовление ириса. Сборка. Инд. работа – 1 час Изготовление космеи. Детали. Инд. работа – 1 час Изготовление космеи. Сборка. Инд. работа – 1 час Изготовление новогодних композиций. Эскиз. Инд. работа – 1 час. Изготовление новогодних композиций. Оформление. Инд. работа – 1 час. Составление цветочных композиций в корзине. Эскиз. Инд. работа – 1 час.
|
я
н в а р ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4 5
6 7
|
Составление цветочных композиций в корзине.
Материалы. Инд. работа – 1 час. Составление цветочных композиций в корзине. Оформление. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Инструменты и материалы. Приготовление теста. Солёное тесто. Фигурки. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Фигурки. Раскрашивание фигурок. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Птичка. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Птичка. Раскрашивание. Инд. работа – 1 час. |
ф
е в р а л ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Солёное тесто. Зоопарк. Лепка. Инд. работа – 1 час.
Солёное тесто. Зоопарк. Раскрашивание. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Герои сказок. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Герои сказок. Раскрашивание. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Раскрашивание деталей. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Сборка панно. Инд. работа – 1 час. |
м
а р т
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3
4
5
6
7
8
9 (1) |
Изделия из кожи. Инструменты и материалы.
Кожа. Панно «Виноград». Работа с шаблонами. Инд. работа – 1 час. Кожа. Панно «Виноград». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Кожа. Панно «Фантазия». Работа с шаблонами. Инд. работа – 1 час. Кожа. Панно «Фантазия». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Кожа. Панно «Яблоневый цвет». Работа с шаблонами. Инд. работа. Кожа. Панно «Яблоневый цвет». Фон. Инд. работа – 1 час. Кожа. Панно «Яблоневый цвет». Сборка панно. Инд. работа. Изготовление пасхальных сувениров. Эскиз. Инд. работа – 1 час. |
а
п р е л ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3 4 5 6 7 8
|
Изготовление пасхальных сувениров. Фон.
Инд. работа – 1 час. Изготовление пасхальных сувениров. Сборка. Инд. работа – 1 час. Повторение приёмов вязания крючком. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час.
|
м
а й
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 (1)
|
Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час.
Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала.
|
- Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения
Обучающийся должен знать:
- правила безопасности при работе с электронагревательными приборами,
с металлическими горячими и колющими инструментами;
- свойства материалов для изготовления искусственных цветов;
- способы изготовления сложных по конструкции цветов;
- способы изготовления аппликаций из засушенных растений;
- основные принципы построения композиций;
- способы изготовления изделий из солёного теста;
- технику выполнения более сложных изделий из кожи;
- приёмы вязания крючком.
Обучающийся должен уметь:
- пользоваться инструментами для изготовления искусственных цветов;
- подбирать материал в соответствии с их свойствами для изготовления искусственных цветов;
- разрабатывать самостоятельно композиции художественных изделий из разных материалов;
- выполнять все стадии работы по изготовлению цветов из ткани, работ из кожи, солёного теста;
- владеть приёмами вязания крючком.
Программа
- 4 год обучения
- Задачи на 4 год обучения:
- закрепить знания о свойствах материалов для изготовления искусственных цветов;
- освоить основные стадии выполнения работ по изготовлению искусственных цветов, изделий из кожи и солёного теста;
- закрепить основные способы изготовления аппликаций по флористике;
- освоить технику изготовления декоративных панно из различных материалов.
- Тематический план
4 год обучения
(6 часов в неделю)
№ | Содержание и виды работ | Теория | Практика | В т.ч.
инд. работа |
Общее
кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 3 | — | — | 3 |
2. | Сбор и обработка растительного материала | 1 | 5 | 2 | 6 |
3. | Флористика | 5 | 22 | 9 | 27 |
4. | Декоративные панно из искусственных цветов. | 12 | 39 | 17 | 51 |
5. | Составление цветочных композиций в вазе. | 2 | 7 | 3 | 9 |
6. | Изготовление новогодних композиций | 1 | 5 | 2 | 6 |
7. | Декоративные панно из солёного теста для украшения интерьера. | 9 | 30 | 13 | 39 |
8. | Изготовление пасхальных сувениров | 2 | 7 | 3 | 9 |
9. | Вязание крючком | 6 | 24 | 10 | 30 |
10 | Декоративные изделия из кожи. | 7 | 23 | 10 | 30 |
11. | Экскурсия в краеведческий музей | 3 | — | — | 3 |
12. | Итоговое занятие | 3 | — | — | 3 |
Итого: | 54 | 162 | 69 | 216 |
- Содержание программы
Вводное занятие (3часа).
Цели и задачи, содержание, режим занятий в кружке.
Демонстрация творческих работ, выполненных мастерами декоративно-прикладного искусства, учащимися, руководителем кружка. Решение организационных вопросов. Правила безопасности.
Сбор и обработка растительного материала (6часов).
Экскурсия в парк. Сбор растительного материала. Повторение правил по изготовлению искусственных цветов. Инструменты и материалы.
Практическая работа.
Обработка растительного материала. Сушка.
Флористика (27 час).
Ассортимент растений. Правила построения композиций, принципы, замысел, масштаб, пропорции, равновесие и гармония, цвет, фокусная точка.
Практическая работа.
Составление композиций на бумаге, ткани. Изготовление основ композиций. (Панно «Виола», «Пейзаж», аппликации по выбору воспитанников).
Декоративные панно из искусственных цветов (51 час).
Повторение строения цветов. Цветы, имитирующие живые цветы. Фантазийные цветы. Бутоньерка. Виды декоративных панно. Разные способы обработки лепестков и листьев. Меры предосторожности при обработке горячими инструментами разных материалов.
Практическая работа.
Изготовление цветов (лилии, фиалки, по выбору воспитанников). Бутоньерки. Изготовление фантазийных цветов. Изготовление панно из искусственных цветов.
Составление цветочных композиций в вазе (9 часов).
Виды композиций. Просмотр иллюстраций и образцов. Принципы совмещения разных материалов в композиции. Интерьер.
Практическая работа.
Построение композиций в корзинах с добавлением растительного материала по замыслу воспитанников.
Изготовление новогодних композиций (6часов).
Основные принципы построения композиций. Пропорция. Текстура. Цвет. Акцент. Правила безопасности.
Практическая работа.
Составление новогодних композиций. Новогодние композиции с использованием растительного материала в корзинах. Композиции на спиле дерева.
Декоративные панно из солёного теста для украшения интерьера (39 часов).
Краткие сведения об истории теста. Повторение способов приготовления солёного теста. Способы обработки солёного теста. Способы сушки теста. Способы изготовления изделий из солёного теста. Демонстрация готовых изделий. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление солёного теста из различных видов муки. Окрашивание теста. Обработка солёного теста. Изготовление изделий из теста. Сушка. Глазурование. Изготовление настенных украшений из солёного теста.
Изготовление пасхальных сувениров (9 часов).
Сведения о празднике Пасха. Виды пасхальных сувениров. Просмотр иллюстраций и готовых образцов. Подбор материала. Правила безопасности.
Практическая работа.
Изготовление пасхальных сувениров.
Вязание крючком (30 часов).
Подготовка пряжи к работе. Повторение названий и приёмов вязания крючком. Запись и зарисовка схем упражнений. Правила безопасности.
Практическая работа.
Выполнение упражнений. Вязание цветов (по выбору воспитанников).
Декоративные изделия из кожи (30 часов).
Повторение способов обработки кожи, видов кожи. Инструменты и приспособления. Правила безопасности.
Практическая работа.
Подготовка кожи к работе. Изготовление панно из кожи («Яблоневый цвет», «Фантазия»).
Экскурсия в краеведческий музей (3часа).
Посещение Центра социальной защиты и возрождения культуры народов Севера.
Итоговое занятие (3часа).
Подведение итогов года, оценка работ учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе кружка.
- Календарно-тематическое планирование
4 год обучения
(6 часов в неделю)
Месяц | Неделя | Занятия | Тема |
с
е н т я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5
6
7
8
|
Вводное занятие. Правила безопасности.
Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала. Флористика. Инструменты и материалы. Флористика. Панно «Природа». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Флористика. Панно «Природа». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Панно «Букет». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Панно «Букет». Оформление панно. Инд. работа – 1 час.
|
О
к т я б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3 4
5
6
7 8
9 (1)
|
Панно «Осенняя пора». Эскиз. Фон.
Инд. работа – 1 час. Панно «Осенняя пора». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Флористика «Весна». Эскиз. Фон. Инд. работа – 1 час. Флористика «Весна». Оформление панно. Инд. работа – 1 час. Декоративные панно из искусственных цветов. Инструменты и материалы. Изготовление львиного зева. Сердцевина. Инд. работа – 1 час. Изготовление львиного зева. Детали. Инд. раб. –1час. Изготовление львиного зева. Булирование деталей. Инд. работа – 1 час. Изготовление львиного зева. Сборка цветка. Инд. работа – 1 час. |
Н
о я б р ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5 6 7 8
|
Составление декоративного панно из львиного зева и растительных материалов. Инд. работа – 1 час.
Изгот. букета хризантем. Детали. Инд. раб. – 1 час Изгот. букета хризантем. Детали. Инд. раб. – 1 час Изгот. букета хризантем. Листья. Инд. раб. – 1 час Изгот. букета хризантем. Сборка. Инд. раб. – 1 час Изготовление розы. Шаблоны. Инд. работа – 1 час Изготовление розы. Булирование. Инд. работа – 1 час Изготовление розы. Листья. Инд. работа – 1 час
|
д
е к а б р ь
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2
3 4 5 6
7
8
9 (1) |
Изготовление розы. Сборка. Инд. работа – 1 час
Составление декоративного панно из роз. Инд. работа – 1 час Изгот. подсолнуха. Детали. Инд. работа – 1 час Изгот. подсолнуха. Сборка. Инд. работа – 1 час Панно из подсолнухов. Инд. работа – 1 час Изготовление новогодних композиций. Эскиз. Инд. работа – 1 час. Изготовление новогодних композиций. Оформление. Инд. работа – 1 час. Составление цветочных композиций в корзине. Эскиз. Инд. работа – 1 час. Составление цветочных композиций в корзине. Материалы. Инд. работа – 1 час.
|
Я
н в а р ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3 4 5 6 7
|
Составление цветочных композиций в корзине.
Оформление. Инд. работа – 1 час. Декоративные панно из солёного теста для украшения интерьера. Инструменты и материалы. Приготовление теста. Панно «Деревня». Лепка деталей. Инд. работа – 1 час. Панно «Деревня». Лепка деталей. Инд. работа – 1 час. Панно «Деревня». Раскрашивание. Инд. раб. – 1 час. Панно «Деревня». Оформление. Инд. работа – 1 час. Панно «Зоопарк». Лепка деталей. Инд. работа – 1 час.
|
Ф
е в р а л ь
|
1
2
3
4
|
1
2 3 4 5
6
7
8
|
Панно «Зоопарк». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 час. Панно «Зоопарк». Лепка деталей. Инд. раб. – 1 час.
Панно «Зоопарк». Раскрашивание. Инд. раб. – 1 час. Панно «Зоопарк». Сборка панно. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Лепка. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Раскрашивание деталей. Инд. работа – 1 час. Солёное тесто. Настенные украшения. Сборка панно. Инд. работа – 1 час. Декоративные изделия из кожи. Инструменты и материалы.
|
М
а р т
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3
4
5 6 7 8 9 (1) |
Кожа. Кулон. Работа с деталями. Инд. работа – 1 час.
Кожа. Кулон. Оформление. Инд. работа – 1 час. Кожа. Кулон с подвесками. Работа с деталями. Инд. работа – 1 час. Кожа. Кулон с подвесками. Оформление. Инд. работа – 1 час. Кожа. Браслет. Работа с шаблонами. Инд. раб – 1 час. Кожа. Браслет. Обработка деталей. Инд. раб. – 1 час. Кожа. Браслет. Оформление. Инд. работа – 1 час. Кожа. Приколочный цветок. Детали. Инд. раб. – 1ч. Кожа. Приколочный цветок. Сборка. Инд. раб. – 1ч.
|
А
п р е л ь
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4 5 6 7 8
|
Изготовление пасхальных сувениров. Эскиз.
Инд. работа – 1 час. Изготовление пасхальных сувениров. Фон. Инд. работа – 1 час. Изготовление пасхальных сувениров. Сборка. Инд. работа – 1 час. Повторение приёмов вязания крючком. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Вьюнок. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час.
|
М
а й
|
1
2
3
4
5 (1) |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 (1)
|
Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час.
Вязание крючком. Примула. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Вязание крючком. Форзиция. Инд. работа – 1 час. Экскурсия в краеведческий музей. Итоговое занятие. Заготовка растительного материала. Заготовка растительного материала.
|
- Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения.
Обучающийся должен знать:
- правила безопасности при работе с электронагревательными приборами, с металлическими горячими и колющими инструментами;
- свойства материалов для изготовления искусственных цветов;
- способы изготовления сложных по конструкции цветов из ткани;
- способы изготовления аппликаций из засушенных растений;
- основные принципы построения композиций;
- способы изготовления изделий из солёного теста;
- технику выполнения изделий из кожи;
- приёмы вязания крючком.
Обучающийся должен уметь:
- пользоваться инструментами для изготовления искус. Цветов;
- подбирать материал в соответствии с их свойствами для изготовления искусственных цветов;
- разрабатывать самостоятельно композиции художественных изделий из разных материалов;
- выполнять все стадии работы по изготовлению цветов из ткани, работ из кожи, солёного теста;
- вязать крючком объёмные цветы по схемам.
- Методическое обеспечение программы
- Методики, используемые при разработке программы
Раздел программы «Технология изготовления цветов из ткани» частично основан на методике Л.М.Евстратовой, где отражены не только условия и среда активного освоения процесса изготовления цветов детьми, но и предоставлена возможность творческого поиска.
При разработке раздела «Изделия из кожи» использовалась информация из методики Н.Е.Тюриной. Эта методика направлена на организацию деятельности воспитанников по усвоению основ этого художественного ремесла. Автор даёт простое и понятное изложение новых методических идей и практических советов по технологии выполнения изделий из кожи.
- Методические рекомендации по реализации программы
Программа предусматривает постепенное приобретение воспитанниками общей трудовой культуры, включающей в себя умения:
- организовать своё рабочее место;
- организовать процесс труда;
- осуществлять нормирование средств, материалов, времени и экономии всех видов материалов;
- проводить учёт и контроль качества результатов труда;
- осуществлять поиск резервов повышения продуктивности;
- обеспечивать снижение себестоимости изделий.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Связь с современностью.
- Освоение основных технологических приёмов.
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Нормативный срок освоения программы – 4 года обучения. Здесь идёт формирование обязательных знаний, умений и навыков для прочного усвоения и дальнейшего совершенствования мастерства, дополнительно раскрываются более сложные приёмы работы и повышается уровень самостоятельной работы, активизация интереса к творчеству.
В работе по данной программе основным дидактическим принципом является обучение в предметно-практической деятельности. Следовательно, на занятиях большая часть времени отводится освоению практических умений и навыков.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, рассказ, беседы, демонстрация, упражнения, практические работы репродуктивного и творческого характера. Также используются методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Обучение воспитанников строится на основе развития художественного образования.
Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый материал.
Творческие задания раскрывают художественные способности воспитанников, формируют их эстетический вкус. Контрольный материал позволяет объективно и дифференцированно оценить результаты учебной деятельности воспитанника.
График учебного процесса может быть изменён в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности творческого обучения, творческих заданий, практических и контрольных работ. Различная начальная подготовка детей требует чёткого дифференцированного подхода к итогам их работы.
Большое внимание уделяется ознакомлению детей со свойствами различных природных материалов и обучению работы с ними, так как каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности.
Чередование работы с различными видами материалов помогает поддержать у детей интерес к занятиям, развивать фантазию и чувство вкуса, способствует умению наблюдать и видеть в природе, в быту красивое и необычное и создавать вещи приятные и привлекательные. На занятиях следует систематически уделять внимание правилам и приёмам безопасной работы, санитарии и личной гигиены.
В программе используются межпредметные связи с разными образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения воспитанники пользуются знаниями полученными на уроках технологии, природоведения, биологии, химии. При работе над составлением композиций из цветов дети применяют знания из областей черчения и рисования и т.д.
Воспитательная направленность на занятиях осуществляется в ходе целенаправленной работы руководителя по формированию совокупности ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного и экономного расходования материалов.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
- Методика оценки результатов и качества усвоения программы
Для оценки результативности учебных занятий применяется мониторинг компетентности входной, промежуточный, полугодовой и итоговая аттестация.
- Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с обучающимися и родителями.
- Промежуточный, полугодовой контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается как количеством, так и качеством выполненных работ. Участие в конкурсах и выставках разного рода. Тестовый контроль, представляет собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам программы.
Анализ самостоятельной работы воспитанников проводится по следующим критериям:
- правильность и оригинальность выбора материала для конкретной работы;
- соответствие способа выполнения технологическим и требованиям;
- способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от имеющегося материала;
- соответствие конечного результата творчества поставленной задаче и выбранному художественному замыслу.
- Итоговая аттестация проводится по сумме показателей за всё время обучения в студии.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые текстовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ воспитанников, выполнение комплексных работ по единой предложенной схеме и творческих работ по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход воспитанников на новый уровень обучения, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
- Перечень учебно-методического обеспечения программы
1.Технологические карты по изготовлению цветов из ткани.
- Технологические карты по изготовлению изделий из кожи.
- Технологические карты по изготовлению изделий из солёного теста.
- Технологические карты по созданию композиций из цветов.
- Схемы построения композиций из цветов.
- Тематический контроль знаний по изготовлению цветов (карточки).
- Тематический контроль знаний по изготовлению изделий из кожи (карточки).
- Тематический контроль знаний по изготовлению работ по флористике (карточки).
- Шаблоны для изготовления цветов.
- Легенды и мифы о цветах.
- Инструкционные карты по изготовлению цветов из ткани.
- Дидактические игры.
- Стихи, загадки, пословицы.
- Тематические кроссворды.
- Викторины: «Цветик-семицветик», «Цветы нашего края».
- Сценарий вечера: «Вальс цветов», «Праздник цветов».
- Игры: «Ромашка», «Я садовником родился…»
- Информационный материал для расширения кругозора.
- Перспективы работы над программой
- Знакомство и изучение программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования.
- Расширение базы материального обеспечения, разработка наглядности.
- Создание банка новых идей проведения занятий.
- Совершенствование данной программы путём анализа результатов обучения.
- Факторы риска выполнения программы
- Изменение режима работы школ (сменность занятий).
- Недопустимость проведения занятий, в связи с температурным режимом (актированные дни).
- Изменение состава группы обучающихся (выбывшие, прибывшие).
- Эпидемиологические мероприятия (грипп и др.).
- Рекомендуемая литература для обучающихся
- «Рукоделие для всех». (Москва. «Аст-Астрель», 2000г.)
- Ю.Б.Гомозова «Калейдоскоп чудесных ремёсел».
- М.Калинич, Л.Павловская, В.Савиных «Рукоделие для всех» (Минск. «Полымя», 1997г.)
- М.Федотова «Цветы из ткани» (Москва. «Культура и Традиции»2001г.)
- М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры». (Ярославль «Академия развития», 1997г.)
- И.В.Новикова, Л.В.Базулина. «100 поделок из природного материалов» (Ярославль. Академия холдинг, 2000г.)Аст-Астрель»явсех»для детейработта;ых растений;ких венков.я культуры народов Севера.
- ды, День школьника.
- Указатель использованной литературы при разработке программы
- Л.М.Евстратова. «Цветы». (Издательство «Культура и традиции», 1997г.)
- Н.П.Суханова. «1000 способов как украсить дом цветами» (Москва. «ОЛМА-ПРЕСС» 2001г.)
- Джейн Ньюдик «101 идея составления букетов» (Москва. «Интербук-бизнес» 1996г.)
- «Аранжировка сухими цветами» (Издательство «Внешсигма», 1999г.)
- Джудит Блэклок «Шёлковые цветы» (Компания РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ).
- Н.Наумова, Н.Осипова «Цветов таинственная сила»(Москва «Панорама» 1993г.)
- Д-р Д.Г.Хессайон «Всё об аранжировке цветов» (Москва «Кладезь» 1996г.)
- Е.Ф.Новикова «Вдохновение» (Минск 1994г.)
- И.В.Рошаль «Азбука цветов» (Санкт-Петербург. «Кристалл» 1998г.)
- Роземи Штробель-Шульце «Флористика» (ВНЕШСИГМА).
- Минг Виверз-Картер «Засушенные цветы» (КРОН-ПРЕСС, 1998г.)
- Н.Голубева. «Аппликации из природных материалов» (Москва. «Культура и Традиции» 2002г.)
- Г.Федотов «Сухие травы» (Москва. «Аст-Пресс», 1997г.)
- Н.Тюрина. «Чудо-кожа» (Москва. «Аст-Пресс», 1998г.)
- В.Пушкина. «Кожа» (Москва. «Культура и Традиции»).
- Изольда Кискальт «Солёное тесто» (Москва. «Аст-Пресс»,2001г.)