Конкурс для педагогов-Нравственно-патриотическое воспитание
Тугова Людмила Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад «Сказка», ЯНАО, село Газ-Сале
Инновационный проект «Путешествие в страну ненецких сказок». Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Ссылка на файл: Инновационный проект «Путешествие в страну ненецких сказок».
Введение
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае.
Актуальность
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Патриотическое воспитание на современном этапе – неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан долгосрочный проект «Путешествие в страну ненецких сказок» по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
Основной идеей проекта является формирование у детей чувства любви к своей «малой» Родине на основе разнообразных форм во время совместно-образовательной деятельности.
Новизна проекта заключается в том, что в проекте предусмотрен системный подход в воспитании патриотических чувств, в процессе приобщения к этнокультуре ЯНАО, в МБДОУ детском саду «Сказка» не имеются аналогичные проекты по патриотическому воспитанию.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, познавательного интереса к «малой» Родине.
Объект исследования:освоение дошкольниками традиций и обычаев, быта, культуры, искусства коренных народов (ненцы) ЯНАО.
Предметисследования:процесс воспитания познавательного интереса детей дошкольного возраста к «малой» Родине.
Основные задачи проекта:
1. Формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать эмоциональное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ненцы) родного края.
2. Развивать эмоционально — ценностное отношение к краю, землякам.
3. Развивать представление о культуре и быте коренных народов Севера.
4. Создавать эмоциональное настроение, оставлять яркие впечатления от рассказов, сказок и бесед.
5. Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова.
Гипотеза исследования:совершенствование процесса воспитания патриотических чувств, формирование познавательного интереса к «малой» Родине у воспитанников возможно, если разработать и внедрить в образовательный процесс проект «Путешествие в страну ненецких сказок»,который опирается на развитие эмоциональной сферы ребенка; предусматривает раскрытие творческих способностей личности; представляет собой последовательный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребенка.
Проект разработан с учетом инновационныхтехнологий(проблемно-исследовательские; личностно-ориентированные; игровые;проектные).