Конспект часа созидательного размышления
Автор: учитель начальных классов Доценко Алена Анатольевна.
МОУ Школа №1 города Черемхово, Иркутской области.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был герой…
Занятие проводится в школьном музее с ребятами 4 класса.
Файл:Конспект
Конспект часа созидательного размышления
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был герой…»
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как силы, нам нужна
Э.Асадов
Видеоролик.
Слайд.
Учитель:Добрый день, дорогие ребята и уважаемые члены конкурсной комиссии.
Сегодня, у нас особая встреча, она посвящена 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
— А какой еще приближается юбилей, который будет отмечать наш город?
(100-летний юбилей города Черемхово).
Учитель. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?
Ребята, мы не случайно с вами собрались в школьном музее Трудовой и Боевой славы. Сегодня, мы прикоснемся к героическому прошлому нашей Родины и вспомним о героях великой отечественной войны и отдадим им дань памяти.
Слайд.Ведь действительно нет в России семьи такой, где б не памятен был герой…
Слайд.(Звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны на фоне слайда.)
Учитель: Что такое война? (Ответы детей)
Свободный микрофон
Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа. (На фоне звуков войны).
Слайд.
Учитель: 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец — все это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были молоды так же, как мы с вами. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная война1941-1945годов.
72 года назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих.
Учитель: Пройдитесь по нашему музею и оглядитесь вокруг. (Дети ходят и смотрят). Нас окружают вещи и предметы той далёкой для нас войны. Назовите их. (Ответы детей).
Учитель: Все эти предметы, были доставлены в наш музей ребятами из поискового отряда «Память». Каждый год по весне они уезжают в город Старая Русса Новгородской области, в места, где велись ожесточенные бои (осенью 1942, летом 1943 года) и представьте себе, что до сих пор земля хранит следы той далекой для нас войны.
— А, как вы думаете, что можно обнаружить на полях сражений 72 года спустя? (Ответы детей).
Работа с картой понятий. (Великая Отечественная война)
Учитель: А,сейчас мы поработаем с картой понятий. Давайте разделимся на 2 группы. Мы видим ключевое слово Великая Отечественная война. Давайте определим с чем связано это понятие, какие ассоциации оно у вас вызывает. И дадим общее определение.
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!(Т. Лаврова )
Учитель: Давным-давно отгремели бои, поросли травой окопы, но память людская хранит имена героев, сражавшихся за наше счастье в те далёкие годы. Помним мы и подвиги безымянных солдат. Сколько их не вернулось с войны. Сколько слёз пролили матери, ожидая домой уже давно погибших сыновей. Война – жестокая, коварная. Она отнимала детство у детей, юность у молодых, покой у стариков. Она разлучала влюблённых, отцов, матерей и детей. Но не могла отнять у нас одного: любовь к Родине, желание и стремление жить, веру в своё правое дело.
Учитель:Может быть, не стоит вспоминать о войне, ведь мы уже победили! (Ответы детей)
Учитель:Нет стоит! В знак благодарности тем, кто ковал эту победу, в знак памяти тех, кто отдал свою жизнь за наш мир и покой. Мы должны это помнить.
— А, какие символы Памяти есть в нашем мире? (Ответы детей)
— Ребята? А в нашем музее, что являет собой символ памяти солдат, не вернувшихся с полей сражений?
— Почему огонь назван вечным? (Ответы детей).
Вечный огонь – символ жизни, чистоты, вечности, символ памяти о павших героях, их подвигах.
Слайд.
Вечный огонь – это прежде всего символ памяти павших за нашу победу. Это место, где мало говорят, но много думают о подвиге, о победе и о людях, которые ковали победу.
Что обозначает слово «вечный?» (ответы детей)
Слайд.
Из словаря Ожегова, что слово вечный — обозначает бесконечный, сохраняющийся на многие века, не перестающий существовать.
Вечный огонь – постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чем-либо. Он горит зимой и летом, днем и ночью в память о подвиге защитников Родины.
Почему огонь назван Вечным?
В память, в вечность ушедших солдат.
В небе звёздном, мерцает Путь млечный,
Словно гильзы на солнце блестят…
Символ Нашей большой Победы,
Той страны, тех советских людей,
Что вставали в атаку с рассветом,
Из окопов и блиндажей…..
А ещё потому Он вечен,
Потому, что память жива.
Как однажды, всем людям на плечи,
Чёрным пеплом упала беда…
Работа с картой понятия.
(Вернуться к карте понятия. Если нет в карте, то дописать вечный огонь. Если есть уточнить понятие — символ памяти павшим за нашу победу).
Учитель: Слайд.Многие думают, что мемориал «Вечный огонь» у нас в области только один — тот, что в Иркутске, и ошибаются. В городах и селах области есть еще 22 Вечных огня. В отличие от иркутского памятника, который горит всегда, их зажигают реже всего только один раз в год — 9 Мая. Самый короткий срок горения огня в Приангарье — 1 час. В городах области Вечный огонь зажигают не только 9 Мая. У каждого из них есть свой график. Дольше других горит Вечный огоньСлайд.Усолье-Сибирском, Слайд.в Братске и у нас в Черемхове. Слайд.У нас, в городе Черемхово, вахта памяти у Вечного огня начинается 1 Мая и закончится 9 Мая. После этого его зажигают 22 июня, в день начала войны.
Ученик 1: Мемориал «Слава Героям Великой Отечественной войны» в Черемхово установлен в память о героях фронта и тыла. В годы Отечественной войны жители города Черемхово и Черемховского района собрали 13,4 млн руб. на строительство 2-х танковых колонн «Черемховский шахтер» и эскадрилью самолетов. Вот почему на мемориалевозвышается танк Т-34 на пьедестале. Мемориал «Слава Героям Великой Отечественной войны» в Черемхово был торжественно открыт 4 ноября 1981 г. на улице Некрасова. Двадцать пять тысяч жителей нашего шахтёрского города ушли на фронт в сорок первом, более пяти тысяч погибли или пропали без вести. Их имена высечены на мемориальной стене. 4895фамилий, установленных военкоматом и советом ветеранов. В ближайшее время, по словам председателя совета ветеранов Константина Ивановича Коломойца, будут добавлены ещё 3 фамилии героев.
Ученик 2:Слайд.В 2012 году мемориал «Слава Героям Великой Отечественной войны» реконструировали. Площадь, на которой он находится, разделили на две зоны — памятную и парковую. Неподалёку от танка смонтировали световой фонтан, сделали современное освещение. Теперь Мемориал Славы героям — одно из самых посещаемых мест в Черемхово. К нему возлагают цветы молодожены и гости города. Возле него проходят праздничные концерты и парадные шествия.Я очень люблю гулять в зоне отдыха с родителями, Слайд. а еще мы все вместе ходили к нашему мемориалу, на митинг, посвященный 9 мая, возложили цветы и запустили в небо воздушные шары.
Учитель: Да, есть такая традиция, возлагать цветы к вечному огню, отдавая тем самым дань уважения всем погибшим.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о других городах нашей страны, где есть Вечный огонь?
Настя. Семён, ты помнишь, мы с тобой выступали на городском конкурсе проектов «От идеи – до проекта». С проектом «Города – герои».
И вот, что узнали: Высшая степень отличия — звание «Город — Герой» присваивалось городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне. Это звание было присвоено 13 городам. И в каждом городе, есть свой Вечный огонь.Слайд.
Учитель:Слайд.В главном городе нашей страны – городе Москва – установлено три Вечных огня в память о погибших в Великой Отечественной войне. Один из них находится у «Могилы Неизвестного Солдата» в Александровском саду (он является главной составляющей комплекса «Могила Неизвестного Солдата»). Он был открыт 8 мая 1967 года. Слайд.С 1997 года к Вечному огню от Мавзолея переведен государственный Пост №1, на который заступает почётный караул Президентского полка. Пост Почётного караула у Вечного огня в Москве на Могиле Неизвестного Солдата (Пост № 1) – главный караульный пост в Российской Федерации, Почётный караул стоит на посту в Александровском саду у Вечного огня ежедневно с 08.00 до 20.00 часов.(Посмотреть видеоролик «Смена караула»)
Учитель: Ребята, как мы можем почтить память павших на полях сражений? (Минутой молчания, сказать слова благодарности, возложить цветы к вечному огню, …..).
Долгожданную великую Победу ковал весь советский народ. В каждой советской семье был свой герой, кто-то воевал на передовой, кто-то был партизаном, кто-тодоблестно трудился в тылу. В преддверии великого праздника Дня Победы в нашем классе все ребята вместе с родителями создавали символы памяти и писали письма благодарности своим героическим предкам: прабабушкам и прадедушкам. И сейчас мы их зачитаем.
Ученик 1.(Настя). Я в руках держу похоронку своего прапрадедушки Храмцова Ивана Яковлевича. Который был призван в 1941 году на фронт – красноармейцем 380 Стрелковой Дивизии. В ходе тяжёлых боёв на Калининском фронте, пал в бою 1 апреля 1942 года. Похоронен в Калининской, ныне Тверской области. Вечная память тебе мой прадедушка!
Ученик 2. (Корниенко А.) Я, благодарюмоих прабабушку Корепанову Лидию Гавриловну и прадедушку Корепанова Ивана Петровича. Воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны и дошедших до победы. Иван Петрович во время войны был артиллеристом, его ранило, прострелив лёгкое. А Лидия Гавриловна всю войну проехала, на грузовой машине, вывозя раненых с поля боя, и доставляла снаряды туда, где они были нужны. Я очень горжусь своими героическими родственниками!
Ученик 3. (Миронов Д.) Я от всей души хочу поблагодарить своего прадеда Григория Миронова, который прошёл через муки войны, пожертвовал своей юностью и здоровьем ради своей страны и её жителей. Спасибо тебе за то, что мы сегодня ходим по земле и радуемся жизни. Спасибо тебе за мирную и счастливую жизнь. Спасибо за твой героизм и самоотверженность, за твою мужественность и за наш покой!
Ученик 4. (Тимофеева Д.) Я очень горжусь своим родом. Ведь у меня был прадедушка Скрябиков Василий Иванович, который ушёл на фронт ещё молодым. Он воевал за мир и счастье, за свободу и чистое небо над головой. Дорогой прадедушка! Спасибо тебе за то, что выдержал и выстоял, победил в этой страшной войне. И мы теперь живём в нашей стране, свободной, красивой, прекрасной. Сколько сил было потрачено на это, ведь только ему это было известно.
Ученик 5.А я хочу поблагодарить своего прадедушку Петрова Илью Ивановича, за проявленную смелость, мужество и отвагу. Он героически прошёл всю войну. Спасибо ему за победу!
Ученик 6. (Никоненко Я.) Я всегда буду благодарен моему незнакомому, но родному прадедуДемеденко Павлу Ивановичу. К сожалению, никто из моих родных не знает, где и в каком полку он воевал. Моя бабушка Галина Григорьевна была ещё совсем маленькой, когда умер её родной дядя Паша. Его рассказы о войне она смутно помнит. Я глубоко сожалею, что о его судьбе так и ничего не известно. От моего прадеда сохранились лишь старая фотография и надпись с его именем на мемориальной доске г. Черемхово. Это великая память о моем предке, как главное богатство нашей семьи!
Ученик 7. (Ленский Д.) Выражаю благодарность своему прадеду Елизарову Филиппу Леонтьевичу, который участвовал в Великой Отечественной войне, освобождал наши земли от фашистских захватчиков. Благодарю своего прадедушку за то, что он построил дом в городе Черемхово и посадил яблоню. На этой яблоне до сих пор растут вкусные яблоки.
Ученик 8,9. (Федосеева А., Федосеева В.). А мы хотим рассказать о своём прадедушке Серебренникове Викторе Яковлевиче, родившемся 1925 году. В 1941 году его призвали на фронт, сержантом в первый стрелковый полк воинской части №1047. Наш прадедушка прошел всю войну и 1 октября 1945 года был награждён медалью «За отвагу». Мы бесконечно благодарны своему прадеду Серебренникову Виктору Яковлевичу за мужество и великую победу.
Спасибо деду за победу.
За все военные года,
За, то, что он за нашу землю
В атаку смело шёл всегда!
За то, что годы молодые
Не пожалел он потерять…
За то, что Родину не дрогнув,
Ушёл мальчишкой защищать…
За то, что не было там трусов,
Среди друзей — однополчан…
Узбеков, русских, белорусов,
Грузин, татар и молдаван…
За то, что грудь свою подставил
Под пули, бомбы и штыки…
Освобождая нашу землю —
Деревни, сёла, городки…
За то, что плакал, как мальчишка
Когда друзей он хоронил…
За то, что память о погибших
В душе и сердце сохранил…
За то, что мы живём на свете
Без взрывов бомб и без стрельбы
За счастье жить, как вольный ветер
Не зная ужасов войны…
Спасибо деду за Победу
От всех российских матерей…
За то, что он во имя мира
Собой закрыл чужих детей…
Уходят в вечность ветераны,
Отцы становятся мудрей…
И встали внуки на защиту
России — Родины своей…
Учитель: А, я хочу выразить благодарность своему дедушке Доценко Николаю Ивановичу. Сколько трудных дорог пройдено тобой. Дороги эти были тяжелыми, неровными от разрывов бомб и снарядов. Но ты шёл по ним, не обращая на это внимание, потому что у Вас была одна цель – освободить нашу страну от врагов.О войне мой дедушка рассказывать не любил, лишь однажды он сказал: «Это было тяжелое время, время людской боли и слез. Я воевал ради своих будущих детей, внуков, правнуков и никогда не допущу, чтобы фашизм пришел на мою Родину».Я
помню эти слова до сих пор. А ещё он прошёл концлагерь и ему чудом удалось выжить. Я очень рада, что застала его живым. Я, дедушка, горжусь тобой!
Давайте, возложим наши письма с цветами к макету вечного огня.
Учитель:Слайд.Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Почтим их память минутой молчания.
Учитель:
В память о нашей встрече, я хочу вам подарить георгиевскую ленточку. Это ещё один символ памяти. Дорогие мои ребята, я прошу вас не забывайте своих предков, помните о них всегда.
Видеоролик «Ты помни!»
Слайд.