Дискуссия Родительская ответственность по воспитанию детей
Автор: социальный педагог Стребкова Вера Петровна.
ГКУ СО СО «Серпуховский(районный) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Московская область, Серпуховский район, д. Пущино.
Дискуссия «Родительская ответственность по воспитанию детей»
В данном конспекте подробно отражены приёмы педагогического воздействия родителей применяемых в воспитании детей.Родители участвуют в анкетировании: «Меры воспитательного воздействия»,показывают имеющиеся педагогические знания в блиц опросе: «Родитель о своем ребёнке»,получают порцию дополнительных знаний в области поощрений и наказаний,в процессе общения ненавязчиво помогаем родителям вспомнить нормативные документы,в которых подробно изложены права и обязанности родителей,касающиеся воспитания детей. На протяжении всей встречи, родители являются не пассивными слушателями,а активными участниками. Заседания проходят всегда в теплой дружеской атмосфере.
Файл:Конспект
Добрый день уважаемые родители!Мы рады видеть Вас сегодня в нашем центре. Программа нашей встречи построена сборно. Первая часть будет более теоретическая, мы рассмотрим и поговорим о серьёзном вопросе, который остро волнует современную общественность. Вопрос этот посвящён родительской ответственности по воспитанию наших с вами детей.
А вторая часть нашей программы будет более приятной и посвящена она празднику, который отмечала вся наша страна 15 мая «День семьи».Ваши дети подготовили вам праздничное выступление, которое мы надеемся Вас порадует и немного отвлечёт от современной суеты.
Все мы прекрасно понимаем,что современный мир,который и так до полна насыщен различными бытовыми,жилищными и финансовыми проблемами,требует от нас ещё и самого важного в жизни — это воспитание подрастающего поколения. Наше государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на нас права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию наших детей. Родительские права и обязанности должныосуществляться в интересах детей. Так как именно интересыдетей должныбыть предметом основной заботы родителей.Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры ребёнка, на мотивы его поведения в обществе.
Для ребёнка семья это важнейший фактор в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Какие бы проблемы нас не окружали, как бы нам не было тяжело, мы просто обязаны вырастить наших детей, достойно их воспитать, дать им образование.
А чтобы желания наши сбылись, перед нами родителямистоит много обязательств, и лежит огромная родительская ответственность.
Педагог -всем нам, давно известна простая истина, что дети есть дети, одни любят пошалить, другие наоборот тревожат родителей своей замкнутостью,третьи считают своих детей изгоями среди сверстников за то, что они скромные и не приспособленные к социуму, аесть дети в силу своего развития как модно сейчас говорить трудновоспитуемые, с которыми родители уже не справляются с младшего школьного возраста.Тоесть все дети абсолютно разные и по характеру и по темпераменту, и по развитию, но перед нами родителямистоитодна общая одинаковая задача-воспитать своих детей достойными людьми, за которых нам в дальнейшей жизни не было бы за них стыдно.
Педагог-скажите пожалуйста, легко ли быть родителем Вам Марина Викторовна? (да) Поделитесь свои опытом, как вам это удаётся?(с первого знакомства сложились отношения, ребёнок привык к моим требованиям, каждый день у нас проходит согласно установленного режима дня…)(ответы родителей) (нет) Почему нет? (ответы родителей)(часто отсутствует взаимопонимания, ссоримся по пустякам, я ругаюсь а он меня не воспринимает и т.д., боюсь ребёнок перестанет меня понимать и уважать)- выслушить каждого родителя.
Педагог–а сейчас слово предоставляется нашему педагогу-психологу ЛюдмилеЮрьевне которая проведёт с вами небольшую работу, где вы сможете оценить свой педагогический уровень и увидите пробелы в применениивоспитательных технологий.
Вопрос-ответ: Родители о своём ребёнке(Л.Ю.)
Анкета для родителей (Л.Ю.)
Педагог-Какие меры воспитательного воздействия вам приемлемы? (словесное наказание, запрещаем играть в компьютер, наказываем прогулками, сидит дома) Спросить выборочно.
Педагог – уважаемые родители приемлемо, ли телесное наказание в методах воспитания? Были ли случаи в вашей практике применение телесных наказаний в отношении ваших детей?Педагог -(зачитывает сноски закона о телесных наказаниях детей. Спасибо за откровенные ответы.
Педагог –а теперь внимание правильный ответ.
Педагог –послушаем нашего эксперта Марину Александровну, которая поможет разобраться в данном вопросе.
Педагог — наш выдающийся педагог 20 векаА.С.Макаренко, говорил, что безнаказанность воспитывает «хулигана», и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме конечно телесных вполне допустимы. Наказание-это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда оно необходимо.
1.наказывать надо как можно реже и только в том случае, если без наказания нельзя обойтись, когда оно явно необходимо.
2.наказание не должно восприниматься ребёнком, как месть, о наказании сообщается спокойным тоном и при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок ребёнка, а не сам ребёнок.
3.после наказания проступок должен быть забыт и о нём больше не следует вспоминать.
4.наказание в некоторых случаях должно отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
5.каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
Педагог -Считаете ли вы себя ответственными родителями? (ответы родителей) (интересуюсь развитием ребёнка у педагогов, сама стремлюсь и прививаю ребёнку понятия здорового образа жизни, культуры поведения, что бы ребёнок не был предоставлен самому себе, стремлюсь его всесторонне развивать: организовала посещение кружка, секции, детской художественной студии …организуем совместные походы, посещаем выставки, дворовые праздники…)
Педагог- Родители должны быть ответственны по отношению к детям во всех сферах: будь то воспитание, здоровьесохранение, образование или содержание, а также просто обязаны изучить азбуку правовой грамотности.
Педагог-Как гласит Семейный Кодекс РФ,родители обязаныобеспечить ребёнку получение начального, среднего, средне-специального и высшего образования. Так как именно образовательные учреждения дают нашим детям путёвку в жизнь.
О процессе обучения расскажет нам соц.педагог Ольга Петровна.
Педагог-Хоти мы или не хотим, но современный мир, диктует нам свои условия и готовит нас к тому, чтобы мы родители были грамотны в разных областях воспитания, в том числе и в области правовой культуры.А для этого вы просто обязаны знать «азбуку» правовой грамотности и владеть необходимыми знаниями. И в этом Вам поможет небольшой блиц-опрос.
1.С какого возраста родители несут ответственность за детей? (с рождения)
2.Какими правами и обязанностями обладают родители?
(права:защищать права и законные интересы детей, выбирать для детей образовательные учреждения, и формуобучения, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями,выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки,проявлять заботу и материально содержать своих несовершеннолетних детей)
(обязанности:- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред их физическому и психическому здоровью, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;обеспечивать в пределах своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития воспитания и содержания ребенка;
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.)
3.В каком документе отражены права и обязанности родителей?(Семейный кодекс РФ)
4.Кого принято считать ребёнком по закону? ( ребёнка до 18 лет)
5.Когда родители утрачивают свои родительские права? (по достижению ребёнком совершеннолетия)
7.Какой документ регулирует защиту правдетей во всём мире?(Конвенция ООН о «Правах ребенка»)
8. В каком документе отражено, что семья находится под защитой государства?(Конституция РФ)
9.Кто защищает права ребенка?(Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления.Родители ребенка, лица, их заменяющие.Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа¬листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро¬вья, социальную защиту и социальное обслуживание.Общественные организации.
10.Когда у ребенка появляются права?
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде-ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:
— с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
— в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;
11.В каких документах зафиксированы права ребенка?
В международном документе –Конвенции Организации Объединенных наций, принятой в 1989 году. Права детей прописаны в основном законе нашего государства Конституции России, а также в законах по семейному, трудовому, гражданскому праву.
12.Перечислите права ребёнка с момента рождения?
Право на:
На жизнь
На имя, отчество и фамилию
На охрану человеческого достоинства
Знать своих родителей и их заботу
Жить и воспитываться в семье
На приобретение гражданства
На свободу и личную неприкосновенность
На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами их заменяющими)
На отдых и досуг
На участие в культурной и творческой жизни и т.д.
13.С какого момента наступает гражданская ответственность?
14.С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет)
15.Какую ответственность несут родители за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей?(административную)
16.В каких случаях родителей лишают родительских прав? (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей)
Педагог–сейчас мы с вами вспомнилиродительские права и родительские обязанности, правильно назвали нормативно-правовые документы. И сейчас я их кратенько озвучу.(показ презентации)
Педагог –бытует мнение среди родителей,что большую ответственность по воспитанию детей несут различные образовательные учреждения. Это не так мои дорогие. Социологические исследования показали,что на воспитание детей влияют: 10% улица,10% школа,30% СМИ и 50% семья» Именно в семье ребенок получает первый опыт социализации, копирует модели поведения родителей, и формируется как личность.
Педагог-Из источников массовой информации мы часто слышим, что необходимо заниматься собственным здоровьем, поддерживать его и сохранять, а особенно большое значение программа нашего государства отводит здоровью подрастающего поколения.
А кто как ни Мы, родители, должны об этом позаботиться, ведь перед нами стоит ещё одна важная миссия. Это ответственноподойти к сохранению здоровьябудущей нации, вырастить здоровое, физически развитое поколение.
Педагог-слово предоставляется нашем медицинскому персоналу Екатерине Валентиновне.
Педагог-Как ни грустно озвучивать, но есть такие семьи, где дети страдают по вине родителей, которые безрассудно и попустительски относятся к своим родительским правам и обязанностям. И что же в итоге мы имеем: искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан.
Вашему вниманию предлагаем видеоматериал, в которомвизуально увидите данные проблемы и дадите им определённую оценку:(бесконтрольность, плохо разговаривает, беспечное отношение к здоровью ребёнка, воровство, прогулы школы, курение, употребление ПАВ, безнадзорность, полное доверие ребёнку).
Заключение
Педагог-Какое впечатление у Вас сложилось, обсудив данную проблему? (заслушиваются мнения родителей).
Педагог-наше заседание подошло к концу, спасибо за активное участие.