Центр начального технического творчества Детский сад Журавленок
Автор: старший воспитатель Чиданова Ирина Владимировна.
МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма» ЯНАО, г. Надым.
Детский сад «Журавленок» — Центр начального технического творчества»
Файл:Статья
Детский сад «Журавленок» — Центр начального технического творчества
В последнее десятилетие мы являемся свидетелями изменения традиционной модели дошкольного образования. В наши дни направленность дошкольного образо¬вания проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творчес¬кого потенциала. Дошкольному воспитанию и образованию отводится важнейшая роль, поскольку именно в этот период жизни закладываются все главные компоненты становления личности ребенка — мобильность, креативность, воспитание творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригиналь¬ные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способ¬ных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям — таков новый социальный заказ государства.
Одна из главных проблем современного дошкольного об¬разования — проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью, не обошла и наш детский сад. По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих спо¬собностей является воображение. Стали думать, какой же вид деятельности наибольшим образом развивает воображение, учит постановке и решению творческих задач? При выполнении какой деятельности у ребенка возни¬кает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать но¬вые произведения, широко использовать свой прошлый опыт? Выбор пал на конструктивно-модельную деятельность. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на логическое мышление и развитие мелкой моторики, то теперь, в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Хорошим выбором может стать конструктор датской фирмы лего. Он удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, продуктивной, творческой деятельности. Несомненно, стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности. В настоящее время, современные технологии, в том числе и робототехника, активно внедряется уже в начальной школе, а для успешной работы детей в этой области подготовка должна начинаться еще раньше, то есть в дошкольных учреждениях. Целенаправленная система развития детей дошкольного возраста в процессе конструирования играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения стараться, добиваться результатов, получать новые знания. Закладываются предпосылки учебной деятельности.
Так с марта 2015 года в детском саду начата реализация инновационного проекта «Детский сад – Центр начального технического творчества». Проект расчитан на 2 года. Инновационный проект реализуется на основании четырехстороннего Соглашения между Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа, ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования, Департаментом образования Администрации муниципального образования Надымский район и дошкольной образовательной огранизацией. Взаимодействие строится в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленное на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования».
Также нашим учреждением реализуется план взаимодействия на основании Соглашения о совместной деятельности с Российской Ассоциацией образовательной робототехники по объединению усилий в области внедрения новых образовательных технологий «Образовательная робототехника и конструирование».
Цель проекта: совершенствование инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения, функционирование в ДОУ муниципального базового Центра развития начального технического творчества воспитанников в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.
В основе реализации поставленной цели — деятельность ДОУ по разработке и реализации новых по своей технологичности и использованию модели организации воспитательно-образовательного процесса (образовательной системы) через создание Центра начального технического творчества.
Задачи проекта:
1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-илет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
5. Оценить эффективность рабочую программу, направленной на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
6. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
7. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
8. Разработать систему сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями Надымского района, способствующую процессу тьюторского сопровождения педагогов по направлению начального технического творчества воспитанников.
Весной 2015 года 8 воспитателей детского сада прошли курсы повышения квалификации по теме «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». Педагоги получили практические навыки работы с робототехническими конструкторами.
Работа Центра начального технического творчества ведется по четырем направлениям: с воспитанниками, с педагогами ДОУ, с родителями воспитанников, с социальными партнерами.
Работа с воспитанниками осуществляется через организацию:
— совместной с воспитателем конструктивно-модельной деятельности (планируется 1 раз в неделю с детьми 3-х -7-и лет) и самостоятельной творческой деятельности детей в рамках обязательной части образовательной программы ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
— занятия факультатива «Роботёнок» с детьми 5-и-7-и лет, два раза в неделю, проводит педагог дополнительного образования в Центре «УникУм»);
— проектной деятельности с одарёнными детьми (совместная с педагогом дополнительного образования и самостоятельная творческая деятельность детей, 1 раз в неделю в Центре «УникУм»).Инновационной формой работы с воспитанниками будет являться создание единых проектов для воспитанников разных возрастных групп (например, дети 4-х и 7-и лет).
В ходе реализации образовательной деятельности с воспитанниками педагоги ведут подготовку к участию воспитанников в конкурсном движении различного уровня по направлению «Начальное техническое творчество» (муниципальный, региональный, всероссийский, международный).
Ежегодно планируется участие команд детских садов в конкурсе детских проектов в рамках районных открытых соревнований по робототехнике(в январе).
Работа с педагогами ДОУ включена в годовой план методической работы предполагает проведение практико-ориентированных семинаров, открытых просмотров, мастер-классов. В результате работы Центра за 3 года до 80% педагогов ДОУ пройдут курсы повышения квалификации по тематике «Робототехника», 100% получат необходимые компетенции для работы с воспитанниками.
Работа с родителями воспитанников ведется путём информирования родителей о целях и задачах Центра, о содержании работы с детьми через: родительские собрания, Дни открытых дверей, открытые показы детской деятельности. В ходе реализации проекта Центра предполагается создание детско-взрослых проектов с родителями по конструированию, привлечение родителей к совместному участию с детьми в конкурсном движении.
Работа с социумом предполагает дальнейшее взаимодействие ДОУ с Российской Ассоциацией робототехники на основе Соглашения о сотрудничестве и плана совместной деятельности. В рамках Соглашения предполагается организация помощи и консультирования от РАР, обучение педагогов по использования ОРТ в учебном процессе, организация интернет–консультирования педагогов по вопросам внедрения робототехнических конструкторов в учебно-воспитательный процесс.
С педагогами дошкольных образовательных учреждений Надымского района планируем обучающих мероприятий по тематике «Научно-техническое творчество». Наши воспитатели-тьюторы Губенко Е.В., Третьякова О.А., Шмунк О.В., Менлимурзаева А.А. готовы осуществлять методическое сопровождение в очном и дистанционном режиме. В целом, воспитатели нашего базового Центра предлагают обеспечивать тьюторское сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций муниципальной системы образования по выбранному направлению для обеспечения поддержки развития воспитанников, обладающих способностями в конструктивной деятельности.